Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 03.06.2016 |
Дата решения | 10.08.2016 |
Категория дела | решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Ионова Ольга Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2d48164e-7805-3795-944b-45801d3233e3 |
Дело № 2-2554/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Саранск 10 августа 2016 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Алексейкиной О.В.,
с участием
истца [СКРЫТО] Н.В.,
представителя истца адвоката Торчиковой Э. В., действующей на основании ордера №1344 от 20 июня 2016 г.,
ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия,
представителя ответчика Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности №07/279 от 03 марта 2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды его работы, и о понуждении назначить ему досрочно страховую пенсию по старости,
установил:
[СКРЫТО] Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды его работы, и о понуждении назначить ему досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указано, что 15 апреля 2016 г. истец обратился в ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранске Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 28 апреля 2016 г. № 112573/16 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия, требуемого специального стажа. Требуется 6 лет 3 месяца, имеется 3 года 8 месяцев 28 дней.
Из мотивировочной части решения следовало, что в его специальный стаж не включены периоды работы:
- с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», поскольку Списком № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 и Списком № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 профессия электрик не предусмотрена.
Кроме того, считает что, в указанном решении необоснованно не рассмотрен период его службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г.
Считает решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 20 января 2016 г. № 366085/15 в части не включения периода его работы с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», а также периода службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г. незаконным и необоснованным.
Таким образом, истец считает, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
Основывая свои требования на положениях пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального № 400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях, истец просит суд:
- решение начальника ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 28 апреля 2016 г. № 112573/16 в части не включения периода его работы с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», а также периода службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г. признать незаконным и отменить;
- обязать ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период его работы с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», периода службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г.;
- назначить ему досрочную страховую пенсию в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 15 апреля 2016 г.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Н.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося истца, поскольку им представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца адвокат Торчикова Э. В. исковые требования [СКРЫТО] Н.В. поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Чигирева К.В. исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования [СКРЫТО] Н.В. подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Материалами дела установлено, что 15 апреля 2016 г. истец [СКРЫТО] Н.В. обратился с заявлением в ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ-УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск за №112573/16 28 апреля 2016 г. в досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано по тем основаниям, что отсутствует специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из содержания обжалуемого решения следует, что не засчитано в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности истца: с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. - в должности электрика в литейном цехе №5 на Саранском литейном заводе «Центролит», поскольку Списком №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 и Списком №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 профессия «электрик» не предусмотрена. Кроме того, в специальный и общий стаж истца не засчитаны другие периоды, которые им не оспариваются.
Суд находит указанное решение не законным, исходя из следующего.
В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей данному закону.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список №1, №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список №1, №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992г.
Списком 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. №1173 предусмотрены: «слесари на горячих участках работ», «электромонтёры на горячих участках работ» (подраздел ! «Литейное производство» раздела XV «Металлообработка»).
Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 в позиции 2150500а-19861 подраздела 1 «Литейное производство» раздела XIV «Металлообработка» предусмотрены электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
В соответствии с пунктом 11 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Из копии трудовой книжки [СКРЫТО] Н.В. АТ-III №0207504, дата заполнения 26 февраля 1981 г., следует, что истец в период с 14 мая 1976 г. по 15 мая 1978 г. проходил службу в Советской Армии.
07 августа 1978 г. на основании приказа №111 от 06 августа 1978 г. истец был принят в качестве электриком по 3 разряду в литейный цех Саранского литейного завода «Центролит».
27 февраля 1981 г. [СКРЫТО] Н.В. переведен электромонтером по обслуживанию электрооборудования по 4 разряду в литейный цех №5, согласно приказа №172 от 26 февраля 1981 г.
18 июня 1982 г. истец был уволен с завода по собственному желанию, приказ №85 к-р от 24 июня 1982 г. (л.д. 27).
Из содержания справки от 11 ноября 2003 г. выданной ГУП Республики Мордовия «Литейно-механический завод» следует, что Асялев Н.В. действительно работал на Саранском литейном заводе «Центролит» в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в литейном цехе №5 с вредными условиями труда в литейном производстве с 07 августа 1978 г. по 18 июня 1982 г. Список 2 раздел XIV. Металлообработка. Подраздел I. Литейное производство. Позиция 2150100а-19861. Был занят постоянно полный рабочий день при полной рабочей недели. Справка составлена на основании: приказа о приеме, переводе, личная карточка формы Т-2, платежная ведомость. Технологическая карточка (л.д. 8).
Согласно пункту 3 приказа Саранского литейного завода «Центролит» им. 50-летия ВЛКСМ №34 от 12 февраля 1991 г. о реализации распоряжения СМ СССР от 13 сентября 1990 г. №1535 р, следует, что работники постоянно занятые в литейных цехах капитальным и средним ремонтом литейного оборудования, обслуживанием и ремонтом энергосилового оборудования, транспортными и погрузо-разгрузочными работами, контролем производства и качества работ, разработкой техпроцессов, организацией труда и производства входят в состав централизованных специализированных подразделений, приравнять их по тарифным ставкам и окладам к работникам литейных цехов (л.д.112).
Пунктом 5 и 6 Распоряжения Саранского литейного завода «Центролит» им. 50-летия ВЛКСМ №392 от 29 марта 1991 г. «О внесении изменений в трудовые книжки слесарей-ремонтников и электромонтеров находящихся в штате специализированных ремонтных цехов» на основании распоряжения №356 от 22 марта 1990 г. «Об утверждении горячих участков в литейных цехах и протокола заседания комиссии по подтверждению горячих участков работ от 21 марта 1990 г.» установлено, что отделу кадров оформление пенсии слесарям и электрикам по ремонту оборудования горячих участков производить согласно справочника льготного пенсионного обеспечения утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и методических рекомендаций по применению имеющихся на предприятиях документов для подтверждения права на льготное обеспечение работников с особым характером работы с условиями труда в соответствии со списками №1 и №2. В соответствии с распоряжением №356 от 22 марта 1990 г. при оформлении пенсии учитывать работу на горячих участках с момента пуска горячих цехов (л.д.115).
Согласно пункту 3.3. приложения №1 к приказу Саранского литейного завода «Центролит» им. 50-летия ВЛКСМ №57 от 14 марта 1991 г. «Об изменении тарифных ставок по рабочим вспомогательного производства» оплата производится по ставке №3 электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь КИПиА, слесарь-электрик по ремонту эл.оборудования слесарь-ремонтник, изолировщик на термоизоляции (участок тепловых сетей), машинист компрессорных установок, машинист насосных установок, оператор хлораторных установок, оператор на фильтрах, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования ГРП, аппаратчик установки нейтрального газа, аппаратчик воздухоразделения, наполнитель баллонов цехов №19,20,22, ОГЭ (кроме указанны в пункте 2.3.), ОГМетролога (лаборатория подготовки и организации метрологии) (л.д.117-120).
Пунктом 1 Распоряжения по Саранскому литейному заводу «Центролит» им. 50-летия ВЛКСМ №356 от 22 марта 1990 г. «Об утверждении горячих участков в литейных цехах» установлено, что цех №5 считать горячими участками работ с момента пуска цехов (л.д. 121). Пунктом 4 установлено, что отделу кадров оформление пенсии слесарям, электрикам по ремонту оборудования горячих участков производить согласно справочника Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и Методические рекомендаций по применению имеющихся на предприятиях, в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы с условиями труда в соответствии со списком № 1 и №2 (Министерство социального обеспечения РСФСР от 22 марта 1979 г. №I-52-II). (л.д. 121-122).
Согласно протоколу заседания комиссии по утверждению горячих участков работ от 21 марта 1990 г. комиссия провела обследование литейных цехов № 1,2,3,4,5,23, проверила расположение участков в перечисленных литейных цехах и определила, что в силу особенностей организации производства (непрерывного конвейерного цикла) в литейных цехах №1,2,3,4,5,23, плавка, заливка, формовка, выбивка, очистка литья и изготовление стержней производится одновременно без разделения на отдельные изолированные участки, а температурный режим, согласно замерам проводимым пром.лабораторией превышает предельно допустимые нормы». Данные цеха являются горячими участками, температурный режим в предыдущие годы не снижался с момента пуска цехов (л.д. 123-124).
Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что цех №5 Саранского литейного завода «Центролит» к горячему участку работ.
Как указывалось выше, согласно записям в трудовой книжке, на основании приказа №1116 от 06 августа 1978 г. истец был принят на должность электрика по третьему разряду в литейный цех №5.
Вместе с тем, несмотря на то, что в трудовой книжке запись об указанном периоде работы истца указана как электрика, то есть не в соответствии с вышепоименованным Списком, при рассмотрении дела установлено что, с момента поступления и до момента перевода, то есть в спорные периоды времени истец, будучи принятым на должность электрика, фактически выполнял работу электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Из заключения №57-С/16 Государственной экспертизы условий труда от 25 июля 2016 г. следует, что электрик это общее наименование нескольких специализаций: электромонтер, электромеханик, электромонтажник. Электромонтер, занимается в основном текущей эксплуатацией электрооборудования. Обслуживает электрические сети, производит переключения, текущий ремонт. Электромеханик, в основном, обслуживает электрические двигатели и механизмы, так как его специализация предполагает выполнения различного рода мелких слесарных работ. Электромонтажник осуществляет монтаж и сборку электроустановок, замену старого оборудования, капитальный ремонт. Постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 22 июня 1990 г. №248/10-28 профессия «электромонтер по ремонту электрооборудования» и «электромонтер по обслуживанию электрооборудованию» были исключены из ЕТКС, выпуск 01, в связи с их унификацией в профессию «электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 существует профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (код 19861 6 2-6 01 (ЕТКС) 7233).
Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (выпуск 1 «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства») утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30 в характеристику работ «электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» входит Характеристика работ. Разборка, капитальный ремонт электрооборудования любого назначения, всех типов и габаритов под руководством электромонтера более высокой квалификации. Регулирование и проверка аппаратуры и приборов электроприводов после ремонта. Ремонт усилителей, приборов световой и звуковой сигнализации, контроллеров, постов управления, магнитных станций. Обслуживание силовых и осветительных электроустановок со сложными схемами включения. Выполнение работ на ведомственных электростанциях, трансформаторных электроподстанциях с полным их отключением от напряжения. Выполнение оперативных переключений в электросетях с ревизией трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним с разборкой конструктивных элементов. Проверка, монтаж и ремонт схем люминесцентного освещения. Размотка, разделка, дозировка, прокладка кабеля, монтаж вводных устройств и соединительных муфт, концевые заделки в кабельных линиях напряжением до 35 кВ. Определение мест повреждения кабелей, измерение сопротивления заземления, потенциалов на оболочке кабеля. Выявление и устранение отказов и неисправностей электрооборудования со схемами включения средней сложности. Пайка мягкими и твердыми припоями. Выполнение работ по чертежам и схемам. Подбор пусковых сопротивлений для электродвигателей.
Из справки, уточняющей характер работы или условия труда от 11 ноября 2003 г., выданной ГУП Республики Мордовия «Литейно-механический завод» [СКРЫТО] Н.В. следует, что он действительно работал на Саранском литейном заводе «Центролит» в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в литейном цехе №5 с 07 августа 1978 г. по 18 июня 1982 г. Список №2 раздела XIV «Металлообработка». Подраздел 1. Литейное производство. Позиция 2150500а-19861.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 суду пояснил, что в оспариваемый период он, вместе с [СКРЫТО] Н.В., работали электромонтерами в цехе №5 СЛЗ «Центролит». У них в цехе других должностей не было, кроме как слесарь по ремонту и электромонтер по обслуживанию оборудования. Должности электрик в цехе было, так могли называть так только в обиходе. Работу они выполняли одинаковую. [СКРЫТО] Н.В. в момента приема и до момента увольнения работал в одной и той же должности, выполнял одну и ту же работу, а когда его перевели в бригадиры, [СКРЫТО] Н.В. работал там же вместе, в одной бригаде. Указанный период засчитан ему в специальный стаж для назначения пенсии.
Указанное обстоятельство также подтверждается копией трудовой книжки ФИО2
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что в 1971 году он устроился на работу в цех №5 точного литья завода Центролит плавильщиком. [СКРЫТО] Н.В. пришел в цех в 1978 году, он в то время был бригадиром плавки, а ФИО2, и [СКРЫТО] Н.В. работали электромонтерами. Электромонтеры занимались ремонтом заливочной карусели и всего электрооборудования. Цех точного литья – специфический цех, должностей электриков у них никогда не было. Так называли электромонтеров в обиходе. У плавильщиков шла непрерывная работа, а электромонтеры работали в одну смену. Электромонтеры занимались только исполнением непосредственно своих трудовых обязанностей, ремонтом электрооборудования. Работы было много, поскольку имелось около 20 электропечей, который были в обороте. Все работающие в цехе №5 работники, в том числе и [СКРЫТО] Н.В., получали дополнительно несколько дней к отпуску, спецодежду и талоны на молоко, поскольку условия труда были вредными.
Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и не противоречат другим, имеющимся в деле доказательствам.
Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что наименование профессии истца соответствует наименованию, указанному в разделе «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР от 14 января 1969 г. № 24, а также в ЕТКС работ и профессий Выпуск N 68.
Указанная в Списке и закрепленная в ЕТКС от 31 января 1985 г. № 31/3-30 должность «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» является унифицированной, объединившей в себе такие должности как «электромонтер по обслуживанию электрооборудования» и «электромонтер по ремонту электрооборудования» на основании Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22 июня 1990г. N248/10-28.
Согласно заключению № 57-С/16 государственной экспертизы условий труда от 25 июля 2016 г., условия работы, выполняемой [СКРЫТО] Н.В. в период с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 198 1 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит» относятся к особым условиям труда. Характер работы [СКРЫТО] Н.В. в период с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в качестве электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит» соответствует характеристике работы по профессии «электромонтера по ремонту и обслуживаю электрооборудования», предусмотренной позицией 2150500а-19861 подраздела «Литейное производство» раздела XIV «Металлообработка» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР т 26 января 1991 г. № 10.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что характер выполняемых истцом работ в период 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в качестве электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит» соответствует характеристике работы по профессии «электромонтера по ремонту и обслуживаю электрооборудования», предусмотренной Списком N2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 (раздела XIV «Металлообработка». Подраздел 1. Литейное производство. Позиция 2150500а-19861).
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
Из справки 11 ноября 2003 г. ГУП Республики Мордовия «Литейно-механический завод», уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда следует, что [СКРЫТО] Н.В. действительно работал на Саранском литейном заводе «Центролит» в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в литейном цехе №5 с вредными условиями труда в литейном производстве с 07 августа 1978 г. по 18 июня 1982 г. Был занят постоянно полный рабочий день при полной рабочей недели.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2, ФИО1 указанные обстоятельства подтвердили.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, исходя из приведенной нормы, при рассмотрении вопросов связанных с характером работы соответствующего заинтересованного лица, Закон предусмотрел такую ситуацию, при которой запрещается использование в качестве доказательств подтверждающих характер работы показаниями свидетелей, когда кроме свидетельских показаний, другие доказательства, подтверждающие соответствующий характер работы отсутствует. Исходя же из смысла приведенной нормы, использование свидетельских показаний в совокупности с другими, в том числе письменными доказательствами, при рассмотрении вопросов связанных с подтверждением характера работы возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из совокупности приведенных выше и согласующихся между собой, исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что истец [СКРЫТО] Н.В. в период с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в качестве электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит» работал в течении полного рабочего дня, при полной рабочей недели.
Доказательств, опровергающих указанные выводы, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах период работы [СКРЫТО] Н.В. в период с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в качестве электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит» подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, а решение начальника ГУ – УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск об отказе в зачете указанного периода в специальный стаж истца - отмене.
При этом период службы истца в Вооруженных Сил СССР с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г. также должен быть включен в специальный стаж работы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2010 г. № 81-В10-4.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Советской Армии в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, принимая во внимание, что работа истца после службы в Советской Армии проходила на работах с особыми условиями труда, период службы в рядах Советской Армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая1978 г. подлежит включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом зачтенного периода работы пенсионным органом, и периодов работы, подлежащих зачету согласно выводам суда, специальный стаж составил 8 лет 3 месяцев 21 день при требуемой продолжительности такого стажа при возрасте 57 лет 8 лет. Вместе с тем, с заявлением о назначении страховой пенсии истец обратился 15 апреля 2016 г. В этой связи суд считает необходимым обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 15 апреля 2016 г.
Исковое заявление оплачено [СКРЫТО] Н.В. государственной пошлиной в размере 300 рублей по квитанции от 02 июня 2016 г. (л.д. 6-7).
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Принимая во внимание, что требования истца [СКРЫТО] Н.В. оплачены государственной пошлиной в размере, предусмотренном подпунктом третьим пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, а также удовлетворение требований истца, суд находит, что в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных заявителем требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
решил:
исковые требования [СКРЫТО] Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды его работы, и о понуждении назначить ему досрочно страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе [СКРЫТО] Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии от 28 апреля 2016 г. № 112573/16 в части не включения периоды работы [СКРЫТО] Н.В. с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», а также периода службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по условиями труда по нормам пунктам 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы [СКРЫТО] Н.В. с 07 августа 1978 г. по 26 февраля 1981 г. в должности электрика в литейном цехе № 5 на Саранском литейном заводе «Центролит», период службы в армии с 14 мая 1976 г. по 16 мая 1978 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить [СКРЫТО] Н.В. досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 апреля 2016 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу [СКРЫТО] Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 11 августа 2016 г.
Судья - О.Н. Ионова