Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 26.02.2015 |
Дата решения | 20.04.2015 |
Категория дела | иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bce70694-0ffb-3d47-bf91-d6ad8c383b6f |
Дело № 2-1190/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 20 апреля 2015 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре Паршиной Е.П.,
с участием:
истца [СКРЫТО] В. А.,
её представителя Кохан Л. Е., действующей на основании устного заявления,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск по Республике Мордовия, Копыловой О. С., представившей доверенность от 14.01.2015 № 33,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] В. А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения от 15.03.2013 № 11943/13-269, понуждении включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.01.2013
установил:
[СКРЫТО] В.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения от 15.03.2013, понуждении включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.01.2013.
В обоснование исковых требований указала, что 24.01.2013 обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе Саранск РМ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и решения начальника Управления от 15 марта 2013г. за № 11943/13-269 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, а имеется 20 лет 5 мес. 16 дней.
Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона если они проработали на педагогической работе 25 лет.
Считает, что она имела стаж по педагогической деятельности по состоянию на 24 января 2013 г.- 25 лет.
В период с 15 августа 1987г. по настоящее время она работает в МОУ «Монастырская основная общеобразовательная школа», расположенной в сельской местности (за исключением работы в детсаде № 33 воспитателем с 08.10.1990 по 01.10.1993).
Она получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу. При этом работа представляла собой суммарное выполнение педагогической работы. При рассмотрении заявления о назначении пенсии решением комиссии по пенсионным вопросам ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости.
При исчислении её стажа пенсионным органом не были включены в стаж педагогической деятельности периоды:
С 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности «педагога-психолога» и воспитателя группы продлённого дня на 0,25 ставки. Основание отказа мотивируется тем, что период работы в должности педагога- психолога не предусмотрен Списком должностей и учреждений, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г за №781, а период работы в должности воспитателя группы продлённого дня без занятия штатной должности в период работы до 01.11.1999 может быть засчитан в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы в соответствии с пунктом 1 Правил, утверждённых постановлением правительства РФ от 22.09.1999 № 1067.
Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации за № 781 от 12.11.2002 считает, что данное определение не относится и не касается учителей сельских школ.
На момент назначения пенсии (январь 2013г.) уже действовало Постановление, согласно которому работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ включается: в стаж работы независимо от объема учебной нагрузки. Таким образом, по состоянию на январь 2013г стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составил 25 лет, и она имеет право на ее получение.
Таким образом, просит обязать ответчика включить в специальный стаж период работы именно в должности воспитателя группы продлённого дня и педагога-психолога в школе, расположенной в сельской местности (село Монастырское).
Кроме того, не был включен в стаж её педагогической деятельности период работы с 08.10.1990 по 31.12.1990 в должности воспитателя детского сада № 33 ОАО «Керамик», поскольку в расчетных ведомостях [СКРЫТО] В.А. не значится, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 -отсутствие рабочих дней и соответственно заработной платы (рабочие дни, отработанные часы должность в расчётных ведомостях не указаны).
Из трудовой книжки следует, что 08 октября 1990 г. она принята на Саранский завод «Керамик» детский сад № 33 в качестве воспитателя. 01.10.1993 года уволена по статье 33 п. «1» КЗоТ РФ в связи с ликвидацией детского сада.
Основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору Саранского завода «Керамик» детсад № 33 является трудовая книжка установленного образца.
Таким образом, считает отказ ответчика в этой части незаконным и просит засчитать вышеуказанный стаж, который дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявителю назначении пенсии по льготным условиям ставит её в конституционное неравное положение получение пенсии в связи с педагогической деятельностью по сравнению с другими категориями граждан, имеющих право на получение данного вида пенсии.
Просила решение комиссии по назначению пенсий ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Саранск Республики Мордовия» № 11943/13-269 от 15.03.2013 об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отменить.
Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 01.10.1993 по 01.08.1997 в МОУ «Монастырская основная общеобразовательная школа» и период работы Саранский завод «Керамик» с 08.10.1990 по 01.10.1993.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республике Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью выработанного специального стажа со дня подачи заявления 24.01.2013.
17.03.2015 [СКРЫТО] В.А. исковые требования уточнила, о чём представила письменное заявление.
Указала, что 24.01.2013 обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе Саранск РМ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
15.03.2013 ГУ- Управление Пенсионного фонда в городском округе Саранск Республики Мордовия приняло решение № 11943/13-269, которым ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, а имеется, по мнению Управления Пенсионного Фонда РФ, 20 лет 5 месяцев 16 дней.
Управление Пенсионного Фонда РФ не засчитало в специальный стаж периоды работы:
- с 08.10.1990 по 31.12.1990 в должности воспитателя детского сада № 33 ОАО «Керамик», поскольку в расчетных ведомостях [СКРЫТО] В.А. не значится, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 – отсутствие рабочих дней и соответственно заработной платы (рабочие дни, отработанные часы, должность в расчетных ведомостях не указаны),
- с 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности педагога-психолога и воспитателя группы продлённого дня на 0,25 ставки, так как наименование должности «педагог–психолог», так как не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 за №781, а период работы в должности воспитателя группы продлённого дня без занятия штатной должности может быть засчитан в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы в соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;
- с 20.11.1995 по 22.11.1995 – забастовка учителей.
Не засчитало в страховой и специальный стаж:
- с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012, поскольку предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на основании Закона №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не связано с выполнением трудовых обязанностей работником. Суммы оплаты таких дополнительных отпусков не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
С решением ГУ- Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе Саранск РМ не согласна и считает, что оно принято необоснованно, т.к. нарушило её право о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости.
Решение вынесено по надуманным причинам и поэтому должно быть отменено по следующим основаниям.
Во-первых, она занимала и занимает должность, связанную с педагогической деятельностью по работе с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования, имеет для этого необходимый специальный педагогический стаж - 25 лет.
Она выполняла и выполняет работу, связанную именно с обучением и воспитанием детей, имеет для этого необходимый специальный педагогический стаж, а именно 25 лет, что подтверждается ксерокопией трудовой книжки.
Педагогическую деятельность она осуществляет в учреждении для детей и её специальный педагогический стаж работы с детьми составляет 25 лет, как того и требуется по Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
Во-вторых, решение Комиссии Управления Пенсионного фонда не может нарушать закон «Об образовании», согласно которому право на пенсию за выслугу лет педагогические работники имеют при стаже работы с детьми не менее 25 лет.
С 1 января 2002 вступил в силу Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», в соответствии с которым также предусмотрено, что лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, сохранено право на досрочное назначение пенсии. Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» статья 30 пункт 19 предусмотрено право лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии.
Она не согласна с ГУ- Управлением Пенсионного Фонда РФ в городском округе Саранск РМ о не включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992. Согласно архивной справки Ч-149 от 30.07.2012 она была принята приказом №84-к от 5 октября 1990 г. в д/с №33 воспитателем с 8 октября 1990 г. В данном учреждении она проработала воспитателем до 01.10.1993. (Приказ № 98-к от 1 октября 1993 г). Личная карточка также является подтверждением того, что в оспариваемые периоды она работала в д/с №33 воспитателем. За время своей работы она получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Архивная справка №Ч-127 от 06.06.2013 подтверждает начисление заработной платы в оспариваемые периоды работы.
Заработная плата за март 1991 г. составила 12-00, за август-сентябрь 1991 г. 103-70 (начисление прошло одно в сентябре, в связи с тяжелой ситуацией в стране были задержки выплат заработной платы), ноябрь 1991 г. – начислений нет, но оно прошло позже в декабре 1991 г. за июль-август 1992 г. – начисления в июле, поскольку были начислены отпускные за июль-август месяц (отпуск педагогических работников в школе составляет 56 календарных дней).
Если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для исчисления этих периодов в стаж в соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, с учетом анализа законодательства в сфере пенсионных прав граждан, действующего на период возникновения спорных правоотношений, требование о включении в специальный стаж указанных периодов считает обоснованным.
Время работы с 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности «педагога – психолога» и «воспитателя группы продлённого дня» в Монастырской средней школе г. Саранска должно быть включено в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как работа по каждой из этих должностей в учреждении образования «школы всех наименований» предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Согласно приказа № 27 пункт 2 с 01.10.1993 она была принята на работу педагогом-психологом и воспитателем группы продлённого дня на 0,25 ставки (7,5 часов) в Монастырскую среднюю школу г. Саранска.
Согласно приказа № 41 от 19.12.1994 в связи с длительной болезнью воспитателя группы продлённого дня ФИО1 с 14 ноября 1994 г. она была назначена воспитателем группы продлённого дня на полную ставку.
За время её работы в Монастырской средней школе «педагогом-психологом» и «воспитателем группы продлённого дня» она получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Все необходимые документы для подтверждения её права на включение периода работы с 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности «воспитателя группы продлённого дня» в Монастырской средней школе в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ ею были предоставлены. Согласно приказа № 41 от 19.12.1994 её нагрузка как воспитателя группы продлённого дня составила полную ставку.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации.
Считает, что работа в должности воспитателя группы продлённого дня с 01.10.1993 по 31.08.1997 в Монастырской средней школе г. Саранска РМ без занятия штатной должности должна быть ей включена в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их правах на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статья 55 Конституции РФ).
Также считает неправомерным не включение в специальный стаж периодов нахождения в дополнительно оплачиваемых отпусках - с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012.
В соответствии со статьёй 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с работником, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Несмотря на то, что указанные дополнительные отпуска являются мерой социальной поддержки, они представлялись ей работодателем в связи с трудовыми отношениями соответствующим приказом с сохранением заработной платы, с которой работодатель обязан был производить отчисления, поскольку действующее законодательство не содержит указание на то, что страховые взносы на суммы оплаты таких дополнительных отпусков не начисляются и не выплачиваются.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что вышеуказанными Правилами не предусмотрены конкретные основания предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, считает, что пенсионным органом необоснованно не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды дополнительных оплачиваемых за работу в зоне со льготным социально-экономическим статусом.
Просила признать незаконным и отменить решение №11943/13 - 269 от 15 марта 2013 г. ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ в части отказа включения ей в специальный стаж периодов работы и обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ включить ей в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя Детского сада №33 ОАО «Керамик» с 08.10.1990 по 31.12.1990, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992; в должности воспитателя группы продлённого дня в Монастырской средней школе г. Саранска РМ с 01.10.1993 по 19.11.1995, с 23.11.1995 по 31.08.1997; периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в страховой и специальный стаж в должности воспитателя группы продлённого дня в Монастырской средней школе г. Саранска РМ с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012 и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 24 января 2013 г., а также взыскать с ответчика госпошлину в сумме 300 рублей в её пользу.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] В.А. и её представитель Кохан Л.Е. уточнённые исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.01.2013 [СКРЫТО] В.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
15.03.2013 ГУ- Управление Пенсионного фонда в городском округе Саранск Республики Мордовия приняло решение № 11943/13-269, которым [СКРЫТО] В.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, а имеется, по мнению Управления Пенсионного Фонда РФ, 20 лет 5 месяцев 16 дней.
Управление Пенсионного Фонда РФ не засчитало в специальный стаж периоды работы:
- с 08.10.1990 по 31.12.1990 в должности воспитателя детского сада № 33 ОАО «Керамик», поскольку в расчетных ведомостях [СКРЫТО] В.А. не значится, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 – отсутствие рабочих дней и соответственно заработной платы (рабочие дни, отработанные часы, должность в расчетных ведомостях не указаны),
- с 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности педагога-психолога и воспитателя группы продлённого дня в школе с. Монастырское на 0,25 ставки, так как наименование должности «педагог–психолог», так как не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 за №781, а период работы в должности воспитателя группы продлённого дня без занятия штатной должности может быть засчитан в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы в соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;
- с 20.11.1995 по 22.11.1995 – забастовка учителей.
Не засчитаны в страховой и специальный стаж:
- с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012, поскольку предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на основании Закона №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не связано с выполнением трудовых обязанностей работником. Суммы оплаты таких дополнительных отпусков не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Суд считает, что решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 11943/13-269 от 15.03.2013 в части не включения в специальный стаж истца периодов с 08.10.1990 по 31.12.1990, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя детского сада № 33 ОАО «Керамик» является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом. Все граждане, отработавшие необходимый льготный стаж, имеют равное право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку к указанным должностям относится воспитатель в детских садах.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из трудовой книжки истца следует, что 08.10.1990 приказом № 84 к от 05.10.1990 [СКРЫТО] В.А. принята в детский сад № 33 Саранского завода «Керамик» воспитателем, 01.10.1993 уволена из указанного учреждения в связи с ликвидацией детского сада (л.д. 9). Указанные сведения подтверждаются также архивной справкой Ч-149 от 03.07.2012.
Личная карточка также является подтверждением того, что в оспариваемые периоды [СКРЫТО] В.А. работала в детском саду №33 воспитателем. За время своей работы она получала заработную плату, с которой производились отчисления в ПФ.
Справкой МДОУ «Детский сад № 101» от 01.04.2015 № 1 подтверждается, что [СКРЫТО] В.А. действительно работала в МДОУ «Детский сад № 101» в должности воспитателя. В справке также приведены суммы заработной платы, получаемой [СКРЫТО] В.А. в период с 1990 по 1992 год, а именно, заработную плату она получала за период с октября по декабрь 1990 года в общей сумме 535,97 руб., в марте, августе, сентябре и ноябре 1991 года в общей сумме 1271,64 руб., в июле, августе и ноябре 1992 года в общей сумме 4736,92 руб. В справке также указано, что пособие по беременности и родам не включено, на все начисления производились отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам.
Из ответа на запрос ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» от 15.04.2015 следует, что документы (приказы по производственной деятельности и личному составу, годовые бухгалтерские отчёты, ведомости по зарплате и т.д.) Саранского завода «Керамик» (ОАО «Керамик» за 1990-1993 годы на хранение в архив не поступали, в связи с чем сведениями о деятельности детского сада № 33 не располагают.
По мнению суда, если в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11 июля 2002 г. № 516, основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в стаж в соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом с целью установления фактических обстоятельств по делу допрашивался свидетель.
Свидетель ФИО2 суду пояснила, что с 1983 по 1994 год работала заведующей детским садом № 33 Саранского кирпичного завода (АО «Керамик»), вместе с ней на полный рабочий день работала в качестве воспитателя в период с 1990 по 1992 год [СКРЫТО] В.А. Учреждение, в котором они работали, неоднократно реорганизовывалось, учреждение после реорганизации стало называться «ясли-сад», затем «муниципальное дошкольное образовательное учреждение». Бухгалтерия была в помещении детских яслей, за свою работу они получали заработную плату.
Указанные сведения подтверждаются также решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 03.06.1994, вступившим в законную силу 14.06.1994, согласно которому ФИО2 восстановлена на работе в должности заведующей детского сада № 33 АО «Керамик» г. Саранска, где работала с 22.03.1983.
При таких обстоятельствах, проанализировав письменные доказательства и учитывая показания свидетеля, требование о включении в специальный стаж [СКРЫТО] В.А. периодов с 08.10.1990 по 31.12.1990, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя детского сада № 33 ОАО «Керамик» суд считает обоснованным и включает в специальный стаж истца указанные периоды.
Суд считает, что решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 11943/13-269 от 15.03.2013 в части не включения в специальный стаж истца периода с 01.10.1993 по 31.08.1997 в должности педагога-психолога и воспитателя группы продлённого дня в школе с. Монастырское на 0,25 ставки, является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена работа педагогом и воспитателем в школах всех наименований.
Из трудовой книжки истца следует, что согласно приказа № 27 пункт 2 с 01.10.1993 [СКРЫТО] В.А. принята на работу педагогом-психологом и воспитателем группы продлённого дня на 0,25 ставки (7,5 часов) в Монастырскую среднюю школу г. Саранска, где проработала до 01.09.1997 (л.д. 10).
Согласно приказа № 41 от 19.12.1994 в связи с длительной болезнью воспитателя группы продлённого дня ФИО1 с 14 ноября 1994 г. она была назначена воспитателем группы продлённого дня на полную ставку, что подтверждается копией приказа.
Из справки МОУ «Монастырская основная общеобразовательная школа» от 12.03.2015 следует, что [СКРЫТО] В.А. работала в учреждении с 01.10.1993 в должности педагога-психолога, с 01.09.1997 работала учителем начальных классов.
За время работы истца в Монастырской средней школе «педагогом-психологом» и «воспитателем группы продлённого дня» она получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Согласно приказу № 41 от 19.12.1994 нагрузка [СКРЫТО] В.А. как воспитателя группы продлённого дня составила полную ставку.
Согласно Постановлению Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что работа [СКРЫТО] В.А. в должности педагога-психолога и воспитателя группы продлённого дня в Монастырской средней школе г. Саранска с 01.10.1993 по 31.08.1997 осуществлялась ею при условии выполнения нормы рабочего времени – педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, сама работа непосредственно была связана с педагогической деятельностью, в связи с чем указанный период суд включает в специальный стаж истца для назначения трудовой пенсии по старости.
Кроме того, суд считает, что решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 11943/13-269 от 15.03.2013 в части не включения в страховой и специальный стаж истца периодов дополнительных оплачиваемых отпусков истца при работе в Монастырской средней школе с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012 является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
Приказами № 17 от 13.05.1994, № 27 от 28.07.1995, № 45 от 03.11.1995, № 46 от 03.11.1995, № 55 от 01.11.1997, № 34 от 30.06.1998, № 8 от 31.05.1999, № 8 от 10.05.2001, № 12 от 18.04.2003, № 14 от 26.04.2004, № 15 от 26.04.2004, № 5 от 13.05.2002, № 11 от 29.04.2005, № 11 от 28.04.2006, № 4а от 28.04.2007, № 6 от 28.04.2008, № 8 от 28.04.2009, № 13 от 13.05.2010, № 9 от 13.05.2011, № 4б от 28.04.2012 «О предоставлении дополнительных отпусков работникам школы» [СКРЫТО] В.А. как сотруднику Монастырской средней школы в связи с нахождением школы в зоне радиоактивного заражения согласно статье 19 Закона Российской Федерации «О льготах для лиц, проживающих в зоне Чернобыльской аварии» предоставлялись дополнительные отпуска в периоды: с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012. Указанные сведения подтверждаются перечисленными приказами.
Справкой МОУ «Монастырская основная общеобразовательная школа» от 12.03.2015 № 24 подтверждается, что [СКРЫТО] В.А. работала в школе в должности педагога-психолога с 01.10.1993, в должности учителя начальных классов с 01.09.1997, в должности воспитателя группы продлённого дня с 01.09.1999, в должности учителя трудового обучения с 01.09.2002, в должности учителя химии и биологии с 01.09.2013 по настоящее время.
Пункт 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Довод ответчика в оспариваемом решении о том, что в специальный стаж не подлежат включению периоды дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых истцу при работе в Монастырской средней школе в перечисленные периоды, за работу в Чернобыльской зоне, подлежит отклонению, поскольку данные отпуска представляют собой дополнительную меру социальной компенсации лицу, пострадавшему в результате аварии на ЧАЭС в силу проживания и работы на территории, подвергшейся радиационному загрязнению. Предоставленная государством дополнительная социальная компенсация одного гарантированного права (права на здоровье и благоприятную окружающую среду) не может ущемлять другое гарантированное государством право этого же лица.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом не предусмотрено обязательное условие перечисления работодателем страховых взносов за период дополнительного отпуска.
К ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающем в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (статья 116 Трудового кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае предоставление дополнительных отпусков истцу предусмотрено Федеральным законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 01.12.1997 г. № 18-П, ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Из статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 следует, что предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах периоды дополнительных отпусков с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012 за время работы в Монастырской средней школе подлежат включению истцу в общий и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом включенных периодов у [СКРЫТО] В.А. возникло с 24.01.2013.
В связи с чем суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и обязать ответчика назначить [СКРЫТО] В.А. пенсию с 24.01.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление [СКРЫТО] В.А. оплачено государственной пошлиной в размере 300 рублей. При этом уплаченная истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.199 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи, с ответчика в пользу [СКРЫТО] В.А. суд взыскивает уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования [СКРЫТО] В. А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения от 15.03.2013 № 11943/13-269, понуждении включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.01.2013 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение №11943/13 - 269 от 15 марта 2013 г. Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ в части отказа во включении [СКРЫТО] В. А. в специальный стаж периодов работы.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ включить [СКРЫТО] В. А. в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя Детского сада №33 ОАО «Керамик» с 08.10.1990 по 31.12.1990, с 01.03.1991 по 31.03.1991, с 01.08.1991 по 30.09.1991, с 01.11.1991 по 30.11.1991, с 01.07.1992 по 31.08.1992, с 01.11.1992 по 30.11.1992 и периоды работы в должности воспитателя группы продлённого дня в Монастырской средней школе г. Саранска РМ с 01.10.1993 по 19.11.1995, с 23.11.1995 по 31.08.1997.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ включить [СКРЫТО] В. А. в страховой и специальный стаж периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в Монастырской средней школе г. Саранска РМ с 13.06.1994 по 19.06.1994, с 09.09.1995 по 15.09.1995, с 06.11.1995 по 12.11.1995, с 03.11.1997 по 09.11.1997, с 28.07.1998 по 03.08.1998, с 24.07.1999 по 30.07.1999, с 27.08.2001 по 02.09.2001, с 28.07.2002 по 03.08.2002, с 25.08.2003 по 31.08.2003, с 03.08.2004 по 08.08.2004, с 15.08.2005 по 21.08.2005, с 01.08.2006 по 08.08.2006, с 28.06.2007 по 03.07.2007, с 05.08.2008 по 11.08.2008, с 24.08.2009 по 30.08.2009, с 09.08.2010 по 15.08.2010, с 22.08.2011 по 28.08.2011, с 20.08.2012 по 26.08.2012.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ назначить [СКРЫТО] В. А. досрочную трудовую пенсию по старости с 24 января 2013 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ в пользу [СКРЫТО] В. А. государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина