Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 16.02.2015 |
Дата решения | 01.04.2015 |
Категория дела | Иски о возмещении ущерба имуществу в результате чрезвычайных ситуаций |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b493cca6-520a-34d0-9551-a4b99ec52de8 |
Дело №2-1114/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 01 апреля 2015 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – Н.А. Ломшиной,
с участием в деле:
истца – С.Н. [СКРЫТО],
ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя В.В. Болтунова, представившего доверенность от 31 декабря 2014 года № 07-4053,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н. [СКРЫТО] к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации,
установил:
С.Н. [СКРЫТО] обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В обоснование требований указал, ему на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 марта 2006 года 13 ГА 066867. После того как жилой дом был построен, он начал в нем ремонтные работы с целью дальнейшего проживания в нем. Затем перевез все необходимые вещи и переселился в вышеуказанный дом в 2010 году, где проживает и по настоящее время. В апреле 2012 года на территории Республики Мордовия произошел весенний паводок. Дом осмотрен комиссией, и он включен в списки граждан, пострадавших в результате паводка, на оказание ему единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей. Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 11 апреля 2013 года указано, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>. Администрацией Ковылкинского муниципального района он включен в список собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 года на оказание единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей. Однако ему не оказана единовременная финансовая и материальная помощь, так как ответчиком было разъяснено, что выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены.
Считает данный отказ незаконным, поскольку имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
По указанным основаниям, истец просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации (л.д. 1-3).
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 24 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону ответчика привлечены: Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия.
В судебном заседании истец С.Н. [СКРЫТО] иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика В.В. Болтунов исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отказе Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выплате истцу материальной помощи за ущерб, причиненный во время весеннего паводка 2012 года.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суд не известили, при этом Ш.Ф. Давыдов от имени Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и Ю.А. Крылова от имени Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Мордовия представили суду заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования С.Н. [СКРЫТО] подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, С.Н. [СКРЫТО] является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 марта 2015 года.
Из пояснений истца следует, что в апреле 2012 года принадлежащий ему дом с надворными постройками находился в зоне стихийного бедствия, в зоне затопления (весеннего паводка).
Указанное обстоятельство подтверждается также Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года, утвержденным Администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия 16 апреля 2012 года (л.д. 5).
Администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия С.Н. [СКРЫТО] включен в список собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 года, на оказание единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей.
Истец С.Н. [СКРЫТО] обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением по вопросу выплаты материальной помощи за ущерб, причиненный во время весеннего паводка 2012 года.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 11 апреля 2013 года № 10-4102 С.Н. [СКРЫТО] сообщено, что согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены. Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 года № 43-4912- 22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимся единственным местом жительства и, согласно статьям 210 и 211 Гражданского Кодекса Российской Федерации, бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья (л.д. 7).
Суд считает указанный отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости незаконным, исходя из следующего.
Согласно справке, выданной Администрацией Троицкого сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия № 475 от 30 октября 2014 года, С.Н. [СКРЫТО] имеет дом и земельный участок и проживает по адресу: <адрес>, владеет им с 2010 года по настоящее время (л.д. 12).
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, данным им в ходе судебного разбирательства.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», Указом Главы Республики Мордовия № 82-УГ от 11 мая 2012 года «О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия» постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 года № 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (далее Порядок).
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с внесенными в данный Порядок изменениями от 2 июля 2012 года правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане должны представить в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия по месту жительства ответствующие документы, перечень которых является закрытым.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 10 Порядка государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате наводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Перечень оснований для отказа в предоставлении таких мер поддержки является исчерпывающим.
В соответствии с Правилами разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22 (далее-Методические рекомендации).
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. »»
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане (включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что истец проживал в районе затопления (<адрес>).
В этой связи, суд приходит к выводу, что истец С.Н. [СКРЫТО], как собственник жилого дома, находившегося в период весеннего паводка в зоне подтопления, имеет право на получение выплат, как гражданин, пострадавший в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, при выделении соответствующих средств, а отказ ответчика является несостоятельным, не основанным на нормах закона.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск С.Н. [СКРЫТО] к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении выплатить единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить С.Н. [СКРЫТО] единовременную материальную помощь в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 (ста тысяч) рублей как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республика Мордовия О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 03 апреля 2015 года.
Судья О.В. Селезнева