Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 20.03.2017 |
Дата решения | 04.04.2017 |
Категория дела | Прочие дела особого производства |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8a0af236-778e-346c-875a-944574d5658f |
Дело № 2-1100/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 апреля 2017 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Гурьяновой Ю.Ю.,
с участием в деле:
заявителя - прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия в лице старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И. М.,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о признании информационных материалов, размещенных на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: http://сpravki77.ru/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в Ленинский районный суд г. Саранска в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением о признании информационных материалов, размещенных на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: http://сpravki77.ru/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска в ходе мониторинга интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании и противодействии коррупции выявлен факт размещения в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом http://сpravki77.ru/ информации с предложением приобрести медицинские справки в детский сад от педиатра, справки об освобождении от уроков физической культуры, справки об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка медицинских справок, а в дальнейшем и их использование. Сайт содержит информацию в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами. На сайте предлагается возможность купить различные медицинские справки для детей. На сайте указаны конкретные расценки наименования документов, порядок оформления заказа, оплаты заказа и получения документов.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретения или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного- фактически является распространением запрещенной информации.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства на сайте с электронным адресом http://сpravki77.ru/ распространяется информация для неопределенного круга лиц, направленная на получение официальных документов, минуя установленный законом порядок их получения.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
По указанным основаниям прокурор Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом http://сpravki77.ru/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» http://сpravki77.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Росссийской Федерации запрещено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещерякова И.М. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Руководителем Управления Репиным А.А. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указано, что Управление возражений против требований прокуратуры Ленинского района г. Саранска не имеет.
Установить администратора (владельца) доменного сайта с URL-адресом http://сpravki77.ru/ не представилось возможным.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия.
Выслушав прокурора Мещерякову И.М., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом http://сpravki77.ru/ информации с предложением приобрести медицинские справки в детский сад от педиатра, справки об освобождении от уроков физической культуры, справки об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций, что подтверждается актом осмотра Интернет-сайта от 16 марта 2017 года. Вход на сайт свободный, текст индексируется поисковыми машинами (л.д. 4).
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 02 мая 2012 года № 441н (далее по тексту - Порядок), справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Пунктом 13 данного Порядка предусмотрено, что медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая: а) описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов; б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; в) обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению; о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия; г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определены требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, в соответствии с которыми прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения (пункт 11.1).
Приказом Министерства здравоохранения России от 21 декабря 2012 года № 1346н утвержден Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, устанавливающий правила прохождения несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные учреждения медицинских осмотров, представляющих собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска и их развития.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанности (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Также статьей19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» информация, оправдывающая противоправное поведение отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Статьями 3 и 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте URL-адресом http://сpravki77.ru/.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
В целях ограничения доступа к сайту с URL-адресом http://сpravki77.ru/ в сети «Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
Согласно пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Исходя из изложенного суд полагает заявленные требования прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия подлежащими удовлетворению.
Следует признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом http://сpravki77.ru/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить указатель страницы сайта в сети «Интернет» с URL-адресом http://сpravki77.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. А копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» с URL-адресом http://сpravki77.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информационных материалов запрещенными к распространению, удовлетворить.
Признать информационные материалы, содержащие сведения о возможности приобретения медицинских справок в детский сад от педиатра, справок об освобождении от уроков физической культуры, справок об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом http://spravkas.ru/v-detskii-sad/, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить указатель страницы сайта в сети «Интернет с URL-адресом http://сpravki77.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2017 года.
Судья А.К. Чибрикин