Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинский районный суд г. Саранска (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 06.07.2018 |
Дата решения | 14.08.2018 |
Статьи кодексов | ст. 7.29.3 ч.4 КоАП РФ |
Судья | Чибрикин Алексей Константинович |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 3bce350f-12ba-32b9-a52c-fd501bc11e2b |
№ 12-238/2018
РЕШЕНИЕ
14 августа 2018 г. г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,
рассмотрев жалобу руководителя контрактной службы Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия» (далее ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия») [СКРЫТО] А. В. на постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия №7 от 29 июня 2018 года руководитель контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» [СКРЫТО] А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным выше постановлением, руководитель контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» [СКРЫТО] А.В. подал в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия жалобу, в которой просил отменить постановление №7 от 29 июня 2018 года, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В судебном заседании, которое состоялось 14.08.2018, [СКРЫТО] А.В. и его защитник [СКРЫТО] С.Н. настаивали на удовлетворении жалобы.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Назарова Н.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не усматриваю. Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и при отсутствии ходатайства об этом, не имеется.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собранные по делу доказательства подлежат оценке исходя из всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, что отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.ч. 1, 4, 7, 8, 9 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных ст. 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 10, 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе установлен и п. 4 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок, планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168, которым предусмотрена обязанность размещения в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок в течение 3 рабочих дней после их утверждения.
Как усматривается из материалов дела, План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 год ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» был изменен и утвержден 16 января 2018 года.
Дата размещения плана-графика (версия от 30 января 2018 г. № 1) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) - 30 января 2018 года, основанием является уведомление о соответствии контролируемой информации от 30 января 2018 года № 28.
Таким образом, указанный план закупок от 16 января 2018 года был размещен в единой информационной системе лишь 30 января 2018 года, т.е. с нарушением вышеуказанного срока, установленного Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководителем контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» является [СКРЫТО] А.В., действующий на основании приказа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» от 27.01.2017 №3 (в редакции на дату вменённого правонарушения) «Об организации деятельности контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия».
Выявив нарушение ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил от 29.10.2015 N 1168, старший контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия 14 июня 2018 года составил в отношении руководителя контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» [СКРЫТО] А.В. протокол N 6 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации, а постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия N 7 от 29 июня 2018 года [СКРЫТО] А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации.
По результатам изучения материалов дела становится очевидным, что указанные выводы являются необоснованными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
При этом в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Привлекая руководителя контрактной службы [СКРЫТО] А.В. к административной ответственности по части 4 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации исполняющий обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, с учётом объяснений [СКРЫТО] А.В., данных при производстве по делу, исходил из того, что в период с 19 января 2018 года до 30 января 2018 года функция ЕИС «Личный кабинет» из-за регламентных работ, а также обновлений версий программного обеспечения на официальном сайте ЕИС была недоступна, однако, учитывая, что 17 и 18 января 2018 года регламентные работы в части Закона N 44-ФЗ не проводились и сведения о недоступности отдельных функций ЕИС отсутствуют (подтверждается выпиской с официального сайта ЕИС), пришел к выводу, что должностным лицом, допустившим несвоевременное размещение плана-графика на сайте ЕИС 30 января 2018 года, является руководитель контрактной службы.
Вместе с тем должностное лицо административного органа не учло, что на официальном сайте ЕИС данный план-график для обеспечения федеральных нужд на 2018 год в части его размещения (30.01.2018) содержит сведения не о [СКРЫТО] А.В., а об ином исполнителе (ответственном за формирование плана-графика) – начальнике части (медико-санитарной), что подтверждается скриншотом сайта единой информационной системы в сфере закупок.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящей жалобы суду были представлены дополнительные доказательства, согласно которым руководитель контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике
Мордовия» [СКРЫТО] А.В. в соответствии с приказом МВД по Республике Мордовия от 25 декабря 2017 года № 1124 л/с «По личному составу» 17 января 2018 года находился в дополнительном отпуске, а 18 и 19 января 2018 года в соответствии с данным приказом ему был предоставлен дополнительный день отдыха.
В соответствии с пунктом 2.4 раздела 2 Положения о контрактной службе ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» в отсутствие руководителя контрактной службы его функциональные обязанности исполняет заместитель руководителя контрактной службы. Согласно письму ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» от 13.08.2018 № 28/1134 обязанности заместителя руководителя контрактной службы возложены на начальника отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения части (медико-санитарной).
В части 2 ст. 12 Закона N 44-ФЗ указано, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В Примечании к данной статье отмечено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.10.2017 года N 2255-О также отметил, что положения ч. 1 ст. 1.4 и ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означают возможность привлечения к ответственности за соответствующее административное правонарушение любых должностных лиц и юридических лиц, независимо от их индивидуально-правового статуса (организационно-правовой формы, должностного или служебного положения, подчиненности и т.п.).
Таким образом, само по себе наличие в материалах дела доказательств нарушения установленного срока (с учётом утверждения плана-графика 16.01.2018 - 17, 18 и 19.01.2018) размещения в единой информационной системе плана-графика закупок, с учетом обоснования, приведённого судом на листе 5 настоящего решения, не позволяет с достоверностью утверждать, что именно руководитель контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» [СКРЫТО] А.В. является лицом, ответственным за нарушение положений ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил от 29.10.2015 N 1168.
При этом, в соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП Российской Федерации, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в виновности [СКРЫТО] А.В. в совершении административного правонарушения, которые толкуются в его пользу, а следовательно, его вина, которая является необходимым элементом субъективной стороны состава административного правонарушения, не доказана и не установлена.
Иной подход к оценке доказательств противоречит принципу презумпции невиновности, приведёт к объективному вменению и тем самым – к вынесению несправедливого и незаконного решения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу изложенного постановление Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия №7 от 29 июня 2018 года подлежит отмене, а производство по делу, с учётом того, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации, составляющий один год, не истёк, подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
жалобу [СКРЫТО] А.В. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия №7 от 29 июня 2018 года о привлечении руководителя контрактной службы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» [СКРЫТО] А. В. к административной ответственности по части 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении [СКРЫТО] А. В. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин