Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Мордовия (Республика Мордовия) |
Дата поступления | 26.03.2019 |
Дата решения | 18.04.2019 |
Категория дела | Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:об установлении административного надзора |
Судья | Тамаров Юрий Павлович |
Результат | решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6196cb2c-3157-3e98-8640-d1e6f6678c3c |
Судья Куркин Д.П. Дело № 33а-761/2019
Докладчик Тамаров Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П.,
судей Бажанова А.О. и Филимонова С.И.,
при секретаре Вострухиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционному представлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Петрунина С.В. на решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
ММО МВД России «Ичалковский» обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении [СКРЫТО] В.Н. сроком на три года с административными ограничениями, в соответствии с которыми запрещается пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время), запрещается выезд за пределы территории Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, а в случае перемены места жительства на другое муниципальное образование – за пределы территории этого муниципального образования по избранному месту жительства, а также лицо обязывается являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование требования указал, что [СКРЫТО] В.Н. был осуждён на основании приговора Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 24 февраля 2014 г. за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года условно с испытательным сроком два года.
Постановлением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2016 г. условное осуждение [СКРЫТО] В.Н. отменено, назначено исполнение наказания в виде лишения свободы на срок два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
На основании приговора Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2016 г. [СКРЫТО] В.Н. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему на основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации с учётом приговора Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 24 февраля 2014 г. назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года три месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
На основании приговора Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2016 г. [СКРЫТО] В.Н. осуждён за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «б» части второй статьи 158, частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему в соответствии с частью пятой статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации частично присоединено наказание, назначенное приговором Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2016 г., окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года восемь месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
11 октября 2018 г. он освобождён по отбытию наказания и в течение года совершил три административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (л.д. 1-4).
Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2019 г. административный иск удовлетворён.
Суд первой инстанции постановил:
установить в отношении [СКРЫТО] В.Н. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня вступления решения суда в законную силу, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
установить в отношении [СКРЫТО] В.Н. следующие административные ограничения:
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 до 6 часов по местному времени;
запрещение выезда за пределы территории Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, а в случае перемены места жительства на другое муниципальное образование – за пределы территории этого муниципального образования по избранному месту жительства.
Наблюдение за соблюдением [СКРЫТО] В.Н. установленных административных ограничений возложить на ММО МВД России «Ичалковский» (л.д. 71-77).
В апелляционном представлении прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Петрунин С.В. просил решение суда изменить. При исчислении срока административного надзора исключить указание на вычет срока истекшего после отбытия наказания, так как это приводит к сокращению установленного срока, а также исключить обязанность по наблюдению за соблюдением [СКРЫТО] В.Н. установленных административных ограничений, поскольку данная обязанность реализуется в силу прямого указания в законе (л.д. 82-84).
В судебное заседание представитель административного истца ММО МВД России «Ичалковский», административный ответчик [СКРЫТО] В.Н. не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. апелляционное представление поддержала по изложенным в нём доводам.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании приговора Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 24 февраля 2014 г. [СКРЫТО] В.Н. осуждён за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года условно с испытательным сроком два года.
Постановлением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2016 г. условное осуждение [СКРЫТО] В.Н. отменено, назначено исполнение наказания в виде лишения свободы на срок два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
На основании приговора Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2016 г. [СКРЫТО] В.Н. осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему на основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации с учётом приговора Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 24 февраля 2014 г. назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года три месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
На основании приговора Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2016 г. [СКРЫТО] В.Н. осуждён за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «б» части второй статьи 158, частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему в соответствии с частью пятой статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации частично присоединено наказание, назначенное приговором Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 24 марта 2016 г., окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года восемь месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
11 октября 2018 г. [СКРЫТО] В.Н. освободился по отбытию наказания.
Судимость за совершение указанного преступления не снята и не погашена.
22 октября 2018 г., 21 января 2019 г. и 5 февраля 2019 г. совершил административные правонарушения, предусмотренные статьёй 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости установления административного надзора в отношении [СКРЫТО] В.Н. является верным.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьёй 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 данной статьи установлено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5 и (или) статьёй 11.9, и (или) статьёй 1.8, и (или) статьёй 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[СКРЫТО] В.Н. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и двух преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исходя из наименования главы 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что административные правонарушения, предусмотренные статьёй 20.21 данного Кодекса, относятся к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Виды административных ограничений, установленных в отношении [СКРЫТО] В.Н., определены в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Виды административных ограничений установлены с учётом личности административного ответчика, а также характера и степени общественной опасности совершённого им преступления.
Административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, для регистрации является обязательным, при этом установленное количество явок с учётом обстоятельств дела является разумным.
Установление других административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении дела в суде не установлено.
Вместе с тем установленный срок административного надзора не соответствует положениям статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Частью 1 данной статьи административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу части четвёртой статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное пунктом «а» части третьей статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, признаётся тяжким преступлением.
На основании пункта «г» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, установленный в размере трёх лет срок административного надзора не превышает срока погашения судимости.
Однако при исчислении срока суд неправильно определил его порядок.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Данная правовая норма не содержит указания на необходимость вычета срока, истекшего после отбытия наказания.
Также судом на административного истца неправомерно возложена обязанность по наблюдению за соблюдением административных ограничений, поскольку административные дела об установлении административного надзора в силу положений части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации связаны с реализацией отдельных административных властных требований к физическим лицам, а значит, какие-либо обязанности не могут быть возложены на лицо, предъявляющее такое требование к физическому лицу. При реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам обязанности могут возлагаться только на административных ответчиков.
Более того, в силу положений статьи 12 названного Федерального закона органы внутренних дел обязаны обеспечивать осуществление административного надзора, включая систематическое наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей.
В связи с этим доводы апелляционного представления заслуживают внимания, решение суда подлежит частичному изменению путём исключения из резолютивной части указания на вычет срока, истекшего после отбытия наказания, при исчислении срока административного надзора, а также исключения обязанности ММО МВД России «Ичалковский» по наблюдению за соблюдением [СКРЫТО] В.Н. установленных административных ограничений.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 11 марта 2019 г. изменить в части, исключить из резолютивной части решения суда указание на вычет срока, истекшего после отбытия наказания, при исчислении срока административного надзора, установленного [СКРЫТО] Виталию [СКРЫТО], а также исключить указание на обязанность Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ичалковский» по наблюдению за соблюдением [СКРЫТО] Виталием [СКРЫТО] установленных административных ограничений.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П.Тамаров
судьи А.О. Бажанов
С.И.Филимонов