Дело № 2а-2303/2023 ~ М-1724/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Воркутинский городской суд (Республика Коми)
Дата поступления 06.06.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы иных лиц, связанные с ненадлежащими условиями содержания лиц, находящихся под стражей, и лиц, осужденных к лишению свободы
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID de26f3cb-0565-44bf-9c03-bae4ea616e6a
Стороны по делу
Истец
******** ****** ********
Ответчик
*** ** ********** ****
*** ******
**** ****** ** *. *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД 11RS0002-01-2023-002103-20 дело № 2а-2303/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Горчаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2023 года в городе Воркуте административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, МВД по <адрес>, МВД [СКРЫТО] о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в специальном приемнике ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте и о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 30000 рублей, в обоснование которого указал, что в период его неоднократного содержания в специальном приемнике, будучи привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений, в камерах 1, 3, 6 и 7 специального приемника отсутствовало горячее водоснабжение, что является нарушением условий содержания в специальном приемнике и является основанием для взыскания денежной компенсации в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением суда от <дата> к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены МВД по <адрес> и МВД [СКРЫТО].

Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимал, об участии в нем с применением систем видеоконференцсвязи не заявлял.

Представитель административных ответчиков ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте и МВД по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.

Административный ответчик МВД [СКРЫТО], извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей в судебное заседание не направил.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представители административных ответчиков исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.

Поскольку в соответствии с Положением о специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, утв. Приказом ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте от <дата> ..., специальный приемник относится к местам отбывания административного ареста и является подразделением ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, не являясь при этом самостоятельным юридическим лицом, административный иск ФИО1 судом был принят к ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте как к надлежащему административному ответчику по настоящему административному делу.

Согласно части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административных ответчиков ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте и МВД по <адрес> ФИО4, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания в местах принудительной изоляции возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу положений пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона № 3-ФЗ от <дата> «О полиции» на полицию возлагаются, кроме прочего, обязанности содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены, в том числе, законодательством об административных правонарушениях, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, а также административное задержание, административный арест.

Данные меры осуществляются посредством принудительного помещения физических лиц, как правило, в предназначенные (отведенные) для этого учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальных органов, структурных подразделений, иные места, исключающие возможность их самовольного оставления в результате распоряжения (действия) уполномоченных лиц (далее - места принудительного содержания), принудительного перемещения физических лиц в транспортных средствах. Несмотря на различия оснований и порядка применения указанных выше мер, помещение в места принудительного содержания должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам (далее - лишенные свободы лица), которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральным законом от <дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 7 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», устанавливающего порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, подвергнутые административному аресту, имеют право, в том числе, на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста, в том числе об изменении указанных порядка и условий; личную безопасность; материально-бытовое обеспечение. При осуществлении прав лиц, подвергнутых административному аресту, не должны нарушаться порядок и условия отбывания административного ареста, установленные настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, а также не должны ущемляться права и законные интересы других лиц.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ... под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: - право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»; - право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации); - право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста».

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (разъяснения в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ...).

Исходя из содержания разъяснений, данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ..., условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Как следует из материалов административного дела, административный истец ФИО1 содержался в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте в периоды с 18 по <дата> (камера ...), с 11 по <дата> (камера ...), с 23 марта по <дата> (камера ...) и с 04 по <дата> (камера ...), что подтверждено документально индивидуальными карточками на отбывающего административный арест в специальном приемнике ФИО1

По сведениям камерного учета, истец ФИО1 в камерах специального приемника 2, 3, 6 и 7 не содержался. При этом, административный истец в исковом заявлении вообще не указывал о содержании в камере ..., а административный ответчик ошибочно первоначально указал на содержание ФИО1 в этой камере с <дата> по <дата>, тогда как камерная карточка, представленная в суд содержала сведения о другом лице, а не об административном истце.

Согласно пункту 1 Положения о специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, утв. Приказом ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте от <дата> ..., специальный приемник относится к местам отбывания административного ареста и является подразделением ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, реализующим полномочия органов внутренних дел Российской Федерации по принудительному содержанию лиц, подвергнутых административному аресту.

В пунктах 8 и 9 Положения о специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, основными задачами специального приемника определены исполнение постановлений судей об административном аресте, обеспечение режима содержания лиц, подвергнутых административному аресту; основными функциями специального приемника являются осуществление круглосуточного приема, регистрации и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, обеспечение изоляции от общества лиц, подвергнутых административному аресту, и осуществление контроля и надзора за ними; обеспечение исполнения Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста; предоставление лица, подвергнутым административному аресту, материально-бытового обеспечения.

По утверждению административного истца ФИО1 при его содержании под административным арестом в специальном приемнике ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте были допущены нарушения условий содержания, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения в камерах. Иных административных исковых требований ФИО1 заявлено не было и поданное им административное исковое заявление не содержит.

Согласно статье 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от <дата> ..., Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД [СКРЫТО]) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Пунктом 2 указанного Положения основными задачами МВД [СКРЫТО] определены обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел.

В подпункте 43 пункта 11 Положения МВД [СКРЫТО] осуществляет, кроме прочего, полномочия по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование.

Аналогичные по содержанию полномочия приведены в подпункте 28 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от <дата> ..., согласно которому указанный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Согласно Положению ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, утв. Приказом МВД по <адрес> от <дата> ..., ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте является территориальным органом МВД [СКРЫТО] на районном уровне.

В соответствии с пунктом 21 указанного Положения орган внутренних дел непосредственно обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность указанных лиц наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, согласно статьям 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу надлежит в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В заявленные периоды содержания административного истца в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, действуют Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД [СКРЫТО] от <дата> ..., которые в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста определяют внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста.

Действующее законодательство в части обеспечения материально-бытовых условий в местах для лиц, отбывающих административное наказание в виде административного ареста, прямо исходит из того, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются, кроме прочего, санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды. При этом, нормативные акты в области организации исполнения административных наказаний исходят из обеспечения уважения достоинства указанных лиц независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Разрешая заявленные административные исковые требования о нарушении условий содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку для этого не имеется предусмотренных законодательством оснований.

Согласно пункту 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД [СКРЫТО] от <дата> ..., помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются, кроме прочего, санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды.

Такие же нормативные положения предусмотрены в пункте 17.16 Свода правил 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД [СКРЫТО]», введенной в действие протоколом МВД [СКРЫТО] от <дата> ..., одобренной письмом Минстроя [СКРЫТО] от <дата> ....

Пунктами 50, 51 и 54 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утв. Приказом МВД [СКРЫТО] от <дата> ..., лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере места отбывания административного ареста (приложение ... к настоящим Правилам). Помывка и (или) санитарная обработка лиц, подвергнутых административному аресту, проводятся в присутствии администрации или сотрудников места отбывания административного ареста одного с ними пола. Не реже одного раза в неделю лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно.

Согласно акту обследования технической укрепленности специального приемника ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте от <дата> здание специального приемника имеет центральное отопление и водоснабжение (холодное и горячее). Как следует из этих представленных документов и письменного отзыва административного ответчика, в камере ... имеется кран для холодной и горячей воды; в камере ... установлен только один кран для холодной воды, кран для горячей воды отсутствует; в камере ... установлен только один кран для холодной воды, кран для горячей воды отсутствует; в камере ... имеется кран для холодной и горячей воды; в камере ... установлен только кран для холодной воды, кран для горячей воды отсутствует.

Между ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте и ООО «Воркутинские ТЭЦ» заключен государственный контракт № ОО-ВТ-136-4001388 от <дата> на снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения, согласно которому горячее водоснабжение, в том числе на объект – специальный приемник по адресу: <адрес>, поставляется до <дата>. Приведенный государственный контракт исполняется надлежащим образом, сведений о его неисполнении суду не представлено.

Из журнала ... «регистрация дезинфекции одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере» специального приемника ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте следует, что ФИО1 при его содержании в установленном порядке и с предусмотренной периодичностью предоставлялась возможность помывки.

Таким образом, исследованные судом доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО1 содержался в специальном приемнике в периоды с 18 по <дата>, с 11 по <дата>, с 23 марта по <дата> и с 04 по <дата> в камере ..., в которой подведено горячее водоснабжение и обеспечено его предоставление административному истцу; в камерах специального приемника №..., 3, 6 и 7 истец не содержался.

В рассматриваемом случае, содержание административного истца ФИО1 в камере ... специального приемника с обеспечением горячего водоснабжения, с учетом обеспечения истцу помывки по установленной законом периодичности помывки, свидетельствует об отсутствии нарушений условий содержания в специальном приемнике, за которые административному истцу могла бы быть присуждена соответствующая денежная компенсация, в связи с чем, заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены.

Относительно заявления административных ответчиков о пропуске административным истцом срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение в суд в указанным административным исковым заявлением суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека ... (2020) Верховного Суда Российской Федерации ... (2020) приведен анализ Федерального закона от <дата> № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и указано, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу <дата>, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения. Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения.

Анализ приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее <дата>), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с <дата>, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

Административным истцом заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, имевших место после вступления вышеназванного Федерального закона № 494-ФЗ в законную силу.

В данном случае, как следует из материалов административного дела, административный истец, несмотря на то, что отбыл административное наказание в виде административного ареста и был освобожден из специального приемника, в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-3 УФСИН [СКРЫТО] по <адрес> в местах принудительной изоляции, что ограничивает его возможности по защите нарушенных прав и законных интересов, в связи с чем, суд не находит оснований для вывода о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При установленных фактических обстоятельствах дела и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств существенных нарушений условий содержания ФИО1 в специальном приемнике, которые бы указывали о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, и о наличии правовых оснований для отказа по существу в удовлетворении требований административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ОМВД [СКРЫТО] по городу Воркуте, МВД по <адрес>, МВД [СКРЫТО] о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 07 июля 2023 года в Воркутинском городском суде.

ФИО1 <адрес> ФИО1 <дата> <адрес> ФИО1 <адрес> ФИО4 <дата> ... ФИО1 <адрес> ФИО4 <дата> <дата> ... <дата> <дата> <дата> <дата> ... <дата> <дата> <дата> ... <дата> ... <дата> ФИО1 <дата> ... <дата> ... <дата> ... <дата> ... ФИО1 ФИО1 ... ФИО1 <дата> <дата> <дата> ... ФИО1 ФИО1 <дата> ... <дата> ... <адрес> <дата> ... <дата> ... <дата> ... <дата> ... <дата> ... <дата> ... <дата> ... ... <дата> ... ... ... ... ... <дата> <адрес> <дата> ... ФИО1 ФИО1 <дата> <дата> <дата> <дата> ... ... ФИО1 ... <дата> ... ... ... <дата> <дата> <дата> <дата> <адрес> ФИО1 ФИО1 <адрес>
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Воркутинский городской суд (Республика Коми) на 06.06.2023 в базе нет.