Дело № 2а-320/2021 ~ М-171/2021, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Сортавальский городской суд (Республика Карелия)
Дата поступления 09.03.2021
Дата решения 12.04.2021
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
Судья Кустова Екатерина Сергеевна
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID f8285796-8f7f-3a95-86a9-ef4e9fe2d1b3
Стороны по делу
Истец
********* ******** ************
Ответчик
************ ************* * ********* ********* ********** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД № 10RS0017-01-2021-000358-88

№ 2а-320/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 г. г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Свириной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка,

установил:

[СКРЫТО] В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка по тем основаниям, что он владеет на праве собственности объектом недвижимости - овощехранилище-фруктохранилище, расположенным по адресу: <Адрес обезличен> который расположен на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>

Планируя провести реконструкцию объекта недвижимости, он обратился в Администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение» для получения разрешения на строительство.

В целях реализации права на приобретение земельного участка в аренду обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставления в аренду указанного земельного участка. Письмом от 25 ноября 2020 г. истцу отказано в заключении договора аренды земельного участка.

Полагая отказ административного ответчика не соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), административный истец просит признать незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка незаконным, обязать заключить с ним договор аренды земельного участка, кадастровый номер <Номер обезличен> указав срок исполнения ответчиком данного обязательства.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Сортавальского муниципального района, Управление Росреестра по Республике Карелия.

В судебное заседание [СКРЫТО] В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Еремеев Ю.С., действующий на основании ордера, доводы иска поддержал.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на административный иск, из которого следует, что административный ответчик с иском не согласен.

Представители Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Администрации Сортавальского муниципального район, Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

На основании ст. 10.1 ЗК РФ, Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01 июня 2016 г. полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Республики Карелия, осуществлял Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок согласно Положению о Комитете, утв. Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2010 г. № 274-П, переименованный с 08 ноября 2017 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

На основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 827р-П в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, создано ГКУ Республики Карелия «Управление земельными ресурсами».

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При этом п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

В силу подпункта 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

Положениями, закрепленными в п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: 1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи; 2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов; 3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, пп. 8.1 указанной статьи предусмотрено заключение договора аренды на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор.

В силу ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> принадлежит [СКРЫТО] В.В. на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <Адрес обезличен>

05 октября 2020 г. [СКРЫТО] В.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, в аренду на 10 лет на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ с целью проведения реконструкции принадлежащего ему здания - овощехранилище-фруктохранилище, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>

Письмом от 25 ноября 2020 г. № 29038/12.4-21 в удовлетворении данного заявления отказано.

Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия исходило из того, что предоставление земельных участков для реконструкции здания в аренду без торгов иными, установленными п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, случаями не предусмотрено.

Как указано в решении, согласно представленным документам, в границах земельного участка, предполагаемого к образованию в целях предоставления земельного участка в аренду, в соответствии с информацией Единого государственного реестра недвижимости, расположено нежилое здание - овощехранилище-фруктохранилище, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>

Между тем, из оспариваемого решения также следует, что в рамках рассмотрения заявления Министерством направлялся в адрес Администрации Сортавальского городского поселения запрос о проведении внепланового осмотра испрашиваемого земельного участка с целью получения сведений о наличии либо отсутствии на земельном участка с <Адрес обезличен>

Согласно полученной Министерством информации при натурном обследовании сотрудниками Администрации земельного участка установлено, что на земельном участке имеется разрушенное здание ранее существовавшего склада.

Из представленных в материалы дела доказательств однозначно следует, что объект недвижимого имущества, располагавшийся на земельном участке с кадастровым номером, разрушен, на спорном земельном участке имеются лишь его элементы.

Согласно пункту 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, сооружение должно в обязательном порядке обладать совокупностью характерных для него признаков, иметь наземную и надземную части, а также состоять из несущих строительных конструкций.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости, право собственности на которое зарегистрировано за [СКРЫТО] В.В., является разрушенным.

Из смысла статей 273, 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ следует, что объект недвижимого имущества тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Из представленных материалов следует, что указанным критериям элементы фундамента здания, принадлежащего [СКРЫТО] В.В., не соответствуют, что подтверждается, в частности, сведениями, предоставленными Администрацией Сортавальского городского поселения (фототаблицей), относительно состояния ранее существовавшего на земельном участке склада.

Доказательств обратного стороной административного истца не представлено.

[СКРЫТО] В.В. в своем заявлении в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указывает положения пп. 1 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи.

Между тем, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность или аренду установлен положениями ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

Перечень оснований, предусмотренный ст. 39.17 ЗК РФ, является исчерпывающим.

Таким образом, доводы административного ответчика относительно того, что в данном случае предоставление земельных участков для реконструкции здания в аренду без проведения торгов иными, установленными п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, случаями не предусмотрено и иные граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на такой земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе, суд находит обоснованными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенного в письме от 25 ноября 2020 г. № 29038/12.4-21 вынести решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010311:60 в аренду без проведения торгов, и об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика прав [СКРЫТО] В.В., в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Кустова

Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Сортавальский городской суд (Республика Карелия) на 09.03.2021:
Дело № 2-327/2021 ~ М-167/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 05.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кустова Екатерина Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-335/2021 ~ М-166/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 27.04.2021
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-332/2021 ~ М-168/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-325/2021 ~ М-172/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 27.04.2021
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Буш Виктория Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-326/2021 ~ М-169/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 29.03.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Буш Виктория Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-321/2021 ~ М-165/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 14.05.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мирошник Сергей Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-396/2021 ~ М-164/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 28.05.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-322/2021 ~ М-163/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 04.06.2021
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кустова Екатерина Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-38/2021, апелляция
  • Дата решения: 29.03.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Буш Виктория Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-37/2021, апелляция
  • Дата решения: 16.04.2021
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кустова Екатерина Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-160/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 09.03.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-161/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 22.03.2021
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13а-101/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено частично
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-26/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 05.04.2021
  • Решение: Удовлетворено частично
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Серебряков Геннадий Геннадьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-98/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кустова Екатерина Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-97/2021, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-100/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санина Елизавета Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-99/2021, первая инстанция
  • Решение: Возвращено заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кустова Екатерина Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-96/2021, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено частично
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Буш Виктория Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ