Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Сортавальский городской суд (Республика Карелия) |
Дата поступления | 11.02.2020 |
Дата решения | 23.03.2020 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Кустова Екатерина Сергеевна |
Результат | оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 3a922d21-ca0b-3eca-8981-790b38479bfd |
Мировой судья судебного участка №2
г. Сортавала Республики Карелия Коломайнен Д.В. Дело № 11-7/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2020 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Тигинян Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) на решение мирового судьи судебного участка №2 г. Сортавала Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по иску [СКРЫТО] Г.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о взыскании компенсации расходов к месту отдыха и обратно,
установил:
[СКРЫТО] Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование требований указала, что является неработающим пенсионером с 23 сентября 2004 г. В 2019 году выезжала на отдых в Израиль. Решением ответчика ей было отказано в выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. Просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 23847 руб. 50 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу [СКРЫТО] Г.И. компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в 2019 году в размере 12 482 руб. 87 коп., в том числе: стоимость проезда автомобильным транспортом по маршруту «г.Олонец - г.Санкт-Петербург» 10 июня 2019 г. и обратно «г.Санкт-Петербург – г. Олонец» 17 октября 2019 г. в сумме 1300 руб. 00 коп., стоимость авиаперелета экономклассом по маршруту «г. Санкт-Петербург – Тель-Авив» 11 июня 2018 г. и обратно «Тель-Авив – г. Санкт-Петербург» 16 октября 2019 г. в размере 11 182 руб. 87 коп. В остальной части иска отказано. В доход бюджета Сортавальского муниципального района с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) взыскана государственная пошлина в размере 469 руб. 72 коп.
С данным решением ответчик не согласился. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее Правила). Согласно п. 6 Правил компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке, начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2015 года. Аналогичные положения содержатся в п. 5 Разъяснений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, утвержденного приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н. [СКРЫТО] Г.И. предыдущая оплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратного произведена 26 февраля 2018 года по решению мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 07 декабря 2018 г., апелляционное определение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 января 2018 г. Ссылаются на то, что по закону, на принятие решения о компенсации специалистам ПФР отводится 10 рабочих дней с момента подачи пенсионером или его представителем заявления и документов, необходимых для предоставления компенсации. При вынесении территориальным органом ПФР отказного решения о компенсации, обращении пенсионера в судебные органы и вынесении судом положительного решения о выплате ему компенсации, двухгодичный период будет исчисляться с даты вступления решения суда в законную силу. Решение суда подлежит исполнению только после вступления в законную силу, т.е. через 30 дней после вынесения судом решения. В связи с этим, право у [СКРЫТО] Г.И. на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно возникает только в январе 2020 года.
Кроме того, [СКРЫТО] Г.И. не представлено доказательств фактически произведенных ей расходов на оплату стоимости проезда по маршруту: «г. Олонец-г. Санкт-Петербург», истцом подтвержден факт отсутствия у нее проездного документа. Представленная истцом информационная справка ООО «АТП» не является проездным документом.
Просят решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. отменить, принять по делу решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Ахатбекова Н.Г., действующая на основании доверенности, не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в телефонограмме доводы жалобы поддержала.
Истец возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Согласно ст. 34 Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (Правила).
Согласно п. п. 3, 6, 7, 8, 10 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится 1 раз в два года.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Г.И. является неработающим пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости с 23 сентября 2004 г., проживает в г. Олонец Республики Карелия, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В июне 2019 года истец выезжала к месту отдыха в г. Тель-Авив, в связи с чем понесла расходы на проезд к месту отдыха и обратно, в обоснование которых представлены проездные документы, в т.ч. проездной документ на автомобильный транспорт по маршруту следования г. Олонец – г. Санкт-Петербург, именные посадочные талоны на авиаперелет по маршруту г. Санкт-Петербург – Тель-Авив, Тель-Авив - г. Санкт-Петербург, справка о стоимости проезда ООО «АТП» по маршруту г. Олонец – г. Санкт Петербург.
Решением ответчика № 009-437161/19 от 08 ноября 2019 г. истцу отказано в оплате проезда по маршруту г. Олонец – г. Санкт-Петербург и обратно, г. Санкт-Петербург – Тель-Авив и обратно, по причине, что не предусмотрена «Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утв. Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 г. № 176, за нахождение места отдыха за пределами территории Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, мировой судья исходил из того, что представленные истцом доказательства, подтверждающие период его пребывания на отдыхе, являются достаточными для подтверждения факта пребывания истца на отдыхе. В сумму компенсации расходов проезда к месту отдыха и обратно истцу включены расходы истца по стоимости проезда как автомобильным, так и воздушным транспортом в общей сумме 12 482 руб. 87 коп.
Пунктом 10 Правил определен исчерпывающий перечень видов транспорта, при использовании которого для проезда к месту проведения отдыха и обратно у лица, являющегося получателем пенсии, возникает право на компенсацию расходов на проезд: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса...; д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Пункт 10 Правил, определяя предельные величины компенсации расходов, понесенных пенсионером на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в зависимости от избранного им вида транспорта, собственно перечень видов транспортных средств, которыми при этом может пользоваться пенсионер, не установил. Из данного пункта Правил следует, что в случае, если при следовании к месту отдыха пенсионер воспользовался транспортом общего пользования городского, пригородного или местного сообщения, понесенные им расходы подлежат компенсации при предъявлении подтверждающих эти расходы проездных документов в размерах, не превышающих установленные в подпунктах «а» - «д» п. 10 Правил.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2017 г. № 249н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно п. 18 которого в случаях осуществления проезда более высокой категории стоимости или если пассажирские перевозки по маршруту следования заявителя к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости, предусмотренных п. 9 Разъяснения, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2016 №118н, с заявлением также принимается выданный транспортной организацией документ о стоимости проезда по соответствующему маршруту в пределах, установленных в п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176.
Расходы истца на проезд автомобильным транспортом по маршруту г. Олонец-г.Санкт-Петербург 10 июня 2019 г. являются доказанными, понесены с целью проезда пенсионера к месту отдыха и обратно. Истцом представлена справка ООО «АТП» о стоимости проезда на автобусах по маршруту г. Олонец – г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург – г. Олонец, стоимость проезда составляет в размере 1300 руб. 00 коп. (700 руб. + 600 руб.).
Отсутствие в наличии у [СКРЫТО] Г.И. в настоящее время проездного документа не может служить препятствием для подтверждения осуществления данного проезда, поскольку согласуется с маршрутом следования, целью проезда, датой вылета к месту отдыха.
Правовая природа оплаты проезда гражданина, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно была определена Конституционным Судом РФ применительно к правам пенсионеров по старости и по инвалидности. В определении от 25 декабря 2003 года № 509-О Конституционный Суд РФ указал, что Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции РФ,- предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года. Данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер.При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что мировым судьей обоснованно принято решение об оплате истцу расходов на проезд к месту отдыха и обратно в размере стоимости проезда в автомобильным транспортом в сумме 1300 руб., стоимости авиаперелета по прямому рейсу Санкт-Петербург – Тель-Авив с учётом среднеарифметического значения ортодромического расстояния в сумме 11182 руб. 87 коп.. всего в общей сумме 12 482 руб. 87 коп.
Согласно пункту 6 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 176 от 01 апреля 2005 года (далее - Правила), определивших порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда, компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае, если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Исходя из приведенных правовых норм исчисление двухгодичного периода, дающего право на получение компенсации, начинается с 1 января года, в котором пенсионер обратился в пенсионный орган с заявлением и в котором ему выплачена компенсация. Поскольку законодатель начало исчисления нового периода связывает не с истечением предыдущего двухгодичного периода, а с годом получения компенсации на основании поданного пенсионером заявления, периоды, дающие право на получение компенсации, не совпадают с последовательными календарными периодами (2017-2018, 2019-2020, 2021-2022).
Таким образом, после получения пенсионером в 2018 году компенсации за 2017-2018 годы, новый двухгодичный период начнет исчисляться для него с 1 января 2019 года, а не с 1 января 2020 года.
Как усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] Г.И. обратилась к ответчику с заявлением о получении компенсации стоимости проезда 07 ноября 2019 г.
Из материалов гражданского дела № 2-2114/2017 следует, ранее [СКРЫТО] Г.И. в целях реализации указанного обращалась к ответчику о получении компенсации по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно 17 октября 2017 года, решением Пенсионного фонда № 324114 от 23 октября 2017 года [СКРЫТО] Г.И. было отказано в выплате компенсации, в связи с чем она обратилась в суд за защитой своего права. Решением мирового судьи судебного участка №2 г. Сортавала Республики Карелия от 07 декабря 2017 г. исковые требования [СКРЫТО] Г.И. удовлетворены частично, апелляционным определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 октября 2018 г. решение мирового судьи оставлено без изменения. Платежным поручением № 2998 от 26 февраля 2018 г. ответчик перечислил [СКРЫТО] Г.И. денежные средства в размере 15459 руб. 87 коп. в счёт исполнения решения суда.
Таким образом, фактически нарушенное по вине ответчика право [СКРЫТО] Г.И. на получение компенсации было восстановлено Пенсионным фондом на основании судебного постановления в феврале 2018 года.
Учитывая, что задержка выплаты компенсации [СКРЫТО] Г.И. возникла по вине ответчика, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что началом исчисления нового двухгодичного периода, дающего право пенсионеру на получение очередной компенсации, следует считать с 01 января 2020 года, являются несостоятельными, двухгодичный период с данном случае исчисляется с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года (за 2017 год – с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года).
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в решении суда. Оснований не согласиться ними суд не находит.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не соглашается с решением суда в части распределения судебных расходов.
В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, согласно которому по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами от уплаты государственной пошлины освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Под иными органами в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов (абзац 2 пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Учитывая, что участие ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия в судебном процессе обусловлено исполнением государственных функций по социальному обеспечению пенсионеров, Пенсионный фонд как государственный орган подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции, не изменяя решение суда по существу, считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) государственной пошлины в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 469 руб. 72 коп.
С учетом изложенного, суд находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда по существу является верным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сортавала Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по иску [СКРЫТО] Г.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о взыскании компенсации расходов к месту отдыха и обратно оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) – без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) государственной пошлины в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 469 руб. 72 коп.
Судья Е.С. Кустова