Дело № 2а-123/2023 ~ М-88/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Питкярантский городской суд (Республика Карелия)
Дата поступления 16.03.2023
Дата решения 19.04.2023
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID d3c8ee61-671f-413d-8ad9-2875147ffbe4
Стороны по делу
Истец
********* ******* *********
Ответчик
************ ************* * ********* ********* ********** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2а-123/2023

УИД10RS0012-01-2023-000170-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года город Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,

при секретаре Гуль И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] Н.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным распоряжения

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] Н.А. обратилась в Питкярантский городской суд Республики Карелия с названным административным иском.

Поводом к обращению послужило то обстоятельство, что [СКРЫТО] Н.А. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 33213 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- запас, вид разрешенного использования-запас.

Распоряжением Министерства от 26.05.2022 административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 33213 кв.м. и предварительно согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для сенокошения.

[СКРЫТО] Н.А. после получения вышеуказанного распоряжения провела работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером : площадь – 33213, категория земель- «земли запаса», вид разрешенного использования-«запас». Права в отношении данного земельного участка не зарегистрированы.

Распоряжением от 03.03.2023 распоряжение Министерства от 26.05.2022 отменено по тем основаниям, что формирование земельного участка приведет к невозможности доступа к такому земельному участку, что свидетельствует о нарушении требований п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, предъявляемых к образуемым земельным участкам.

С указанным распоряжением административный истец не согласна, просила признать незаконным распоряжение Министерства от 03.03.2023 «Об отмене распоряжения от 26.05.2022 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка»; взыскать с Министерства государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] Н.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель административного ответчика Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменном отзыве иск не признал.

Представитель заинтересованного лица публично-правовая компания «Роскадастр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым земельным участкам.

Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и т.д.

В соответствии с п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 ЗК РФ.

В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Н.А. обратилась в Министерство о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением Министерства от 26.05.2022 [СКРЫТО] Н.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 33213 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования-«земли запаса», категория земель – «запас». Кроме того, данным распоряжением предварительно согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для сенокошения. Пунктом 3 Распоряжения предусмотрено, что предоставление земельного участка возможно, в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевода земельного участка из категории земель-земли запаса в категорию земель-земли сельскохозяйственного назначения; изменение вида разрешенного использования земельного участка с- запаса, на – сенокошение.

Таким образом, Министерство как уполномоченный на то орган государственной власти, распоряжающийся земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции, разрешая заявление административного истца, приняло решение об образовании испрашиваемого административным истцом земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования образуемого земельного участка « сенокошение».

На основании Распоряжения Министерства от 26.05.2022 вновь образованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Распоряжением Министерства от 03.03.2023 отменено распоряжение Министерства от 26.05.2022 со ссылкой на Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК и без указания на конкретные основания принятия такого решения.

Исходя из доводов, изложенных в отзыве, оспариваемое распоряжение вынесено в связи с тем, что на вновь образованный участок в соответствии со схемой отсутствует доступ, что свидетельствует о нарушении требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, предъявляемых к образуемым земельным участкам.

Пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает положение о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.

В статье 39.1 ЗК РФ указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1).

В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

03.03.2023 Министерство по собственно инициативе отменило распоряжение Министерства от 26.05.2022 .

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, в том числе при осуществлении пересмотра его вышестоящим органом или должностным лицом (статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 статьи 31 и пункт 1.1. статьи 139 НК РФ, пункт 2 части 4 статьи 23 и статья 51.2 Закона о защите конкуренции и др.), судам необходимо учитывать следующее.

Решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отмены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц.

Пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.

В тексте оспариваемого распоряжения основания отмены не указаны.

По существу Министерство пересмотрело свое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако такой пересмотр возможен в тех случаях, когда это не противоречит общеправовому принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающему из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающему, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

При установленных по делу обстоятельствах, оснований полагать, что отмена принятого решения о предварительном согласовании предоставления [СКРЫТО] Н.А. земельного участка способствует принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, не имеется, учитывая, что в оспариваемом распоряжении административный ответчик не привел ни одного основания для его принятия.

Министерством имущественных и земельных отношений в материалы дела не представлено доказательств выявления противоречий закону в первоначально изданном распоряжении, равно как и доказательств, подтверждающих отсутствие доступа на вновь сформированный земельный участок.

При таких обстоятельствах, первоначальное Распоряжение соответствует закону, и не могло быть позднее пересмотрено и отменено без выявления их противоречия закону.

Оспариваемое распоряжение является незаконным, нарушает права административного истца и подлежит отмене, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

В силу ч.1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные истцом, следует отнести на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 03.03.2023 «Об отмене Распоряжения от 26.05.2022 » «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу [СКРЫТО] Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина

Мотивированное решение составлено в порядке ст. 177 КАС РФ 27 апреля 2023 года.

[СКРЫТО] Н.А. <адрес> <адрес> [СКРЫТО] Н.А.
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Питкярантский городской суд (Республика Карелия) на 16.03.2023 в базе нет.