Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) |
Дата поступления | 27.10.2021 |
Дата решения | 28.10.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Тарабрина Наталья Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6743eec1-e807-3476-ab88-a1ae51f05cb5 |
Дело № 10RS0011-01-2021-019505-98 (2а-7697/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] к Администрации Петрозаводского городского округа, Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об оспаривании решений об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 22.10.2021 административный истец, как уполномоченный по проведению публичного мероприятия, совместно с организатором публичного мероприятия Ботнарем Л.М. и ответственным за проведение публичного мероприятия Ульяновым Е.А. в интересах Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подал в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, а также на имя Главы Администрации Петрозаводского городского округа Любарского В.К. уведомление о проведении публичного мероприятия общественно-патриотический марш-эстафета «Достойная встреча Великого Октября» с использованием транспортных средств в составе организованной автомобильной колонны по городу Петрозаводску. Дата и время начала мероприятия запланировано на 07 ноября 2021 года в 13 часов с площади Ленина города Петрозаводска, заявленная численность автомобилей более 10, предполагаемое количество участников – не более 30 человек. Маршрут марш-эстафеты: «Площадь Ленина – проспект Карла Маркса (остановка) – улица Куйбышева – улица Кирова – улица Ленинградская – проспект Октябрьский – улица Мелентьевой – проспект Первомайский – ДК Железнодорожников (остановка у памятника 1905 г.) – улица Сорокская – улица Шотмана – улица Чапаева – проспект Лесной – улица Сыктывкарская – улица Попова – Лососинское шоссе – проспект Лесной – проспект Комсомольский – улица Ровио – улица Лыжная – Ключевской шоссе – улица Сегежская – улица Антонова - улица Репникова – улица Ключевая – улица Онежской Флотилии – улица Ригачина – улица Радищева – улица Луначарского – улица Пушкинская – проспект Ленина – площадь Гагарина – проспект Ленина – улица Фридриха Энгельса – площадь Ленина – проспект Карла Маркса – площадь Кирова. Письмами Комитета №4956/12-16 от 25.10.2021 и Администрации Петрозаводского городского округа от 25.10.2021 года №3235/1.3-11/ИПУ административный истец уведомлен об отказе в согласовании проведения мероприятия, поскольку в месте пересечения улицы Лыжная и улицы Ключевское шоссе располагается путепровод, на протяжении проспекта Октябрьского, проспекта Лесного и Ключевского шоссе проходит воздушная линия электропередачи высокого напряжения с номинальным напряжением 110 КВ. Кроме того в ответах административных ответчиков было указано, что в связи с реконструкцией улицы Куйбышева запрещен проезд по магистрали на участке от проспекта Ленина до Малой Слободской улицы, а также то, что уведомление о проведении публичного мероприятия подано Ботнарем Л.М. от имени Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», однако доверенности на представление интересов от имени партии не представлено, в уведомлении отсутствовала информация о регламенте проведения заявленного публичного мероприятия (почасовой план и этапы проведения публичного мероприятия, включая информацию о действиях организатора и участников публичного мероприятия при совершении остановок по пути следования), в уведомлении не указана форма проводимого мероприятия. С такими ответами не согласен административный истец, просит признать незаконными действия по отказу в согласовании проведения публичного мероприятия, указанные выше решения, восстановить его в нарушенных конституционных правах.
Определением суда от 28.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ботнарь Л.М., Карельское Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
В судебном заседании [СКРЫТО] С.С. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске доводам.
Представители административного ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. и Митичева Н.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Филатова И.С., действующая на основании доверенности, в судебном задании иск не признала, поддержала возражения Администрации Петрозаводского городского округа.
Заинтересованное лицо Ботнарь Л.М. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что он обращался с уведомлением о проведении публичного мероприятия как его организатор, мероприятие организуется Карельским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», он является секретарем Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», доверенности на подачу уведомления от имени партии ему не требуется.
Заинтересованное лицо Карельское Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» представителя в суд не направило, о рассмотрении настоящего дела извещено судом надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование декларировано ст. 31 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Судом установлено, что 22.10.2021 административный истец, обозначив себя «уполномоченным по проведению публичного мероприятия», совместно с организатором публичного мероприятия Ботнарем Л.М. и ответственным за проведение публичного мероприятия Ульяновым Е.А. от имени Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подали в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, а также на имя Главы Администрации Петрозаводского городского округа Любарского В.К. уведомление о проведение публичного мероприятия общественно-патриотический марш-эстафета «Достойная встреча Великого Октября» с использованием транспортных средств в составе организованной автомобильной колонны по городу Петрозаводску. Дата и время начала мероприятия запланировано на 07 ноября в 13 часов с площади Ленина города Петрозаводска, заявленная численность автомобилей более 10. Маршрут марш эстафеты: «Площадь Ленина – проспект Карла Маркса (остановка) – улица Куйбышева – улица Кирова – улица Ленинградская – проспект Октябрьский – улица Мелентьевой – проспект Первомайский – ДК Железнодорожников (остановка у памятника 1905 г.) – улица Сорокская – улица Шотмана – улица Чапаева – проспект Лесной – улица Сыктывкарская – улица Попова – Лососинское шоссе – проспект Лесной – проспект Комсомольский – улица Ровио – улица Лыжная – Ключевской шоссе – улица Сегежская – улица Антонова- улица Репникова – улица Ключевая – улица Онежской Флотилии – улица Ригачина – улица Радищева – улица Луначарского – улица Пушкинская – проспект Ленина – площадь Гагарина – проспект Ленина – улица Фридриха Энгельса – площадь Ленина – проспект Карла Маркса – площадь Кирова. Цель мероприятия: напоминание об исторической дате нашей страны. При этом, как то следует из пояснений истца и заинтересованного лица Ботнаря Л.М., а также из текста уведомления, оно было подано от имени организатора публичного мероприятия Карельского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Вместе с тем доверенностей на подписание уведомления от имени организатора Ботнарь Л.М. не представил, иным образом свои полномочия не подтвердил.
Письмом Комитета №4956/12-16 от 25.10.2021 административный истец уведомлен о том, что в месте пересечения улицы Лыжная и улицы Ключевское шоссе располагается путепровод, на протяжении проспекта Октябрьского, проспекта Лесного и Ключевского шоссе проходит воздушная линия электропередачи высокого напряжения с номинальным напряжением 110 КВ, указанное в силу пункта 2 части 2 статьи 8, части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия. В ответе также указано, что в связи с реконструкцией улицы Куйбышева запрещен проезд по магистрали на участке от проспекта Ленина до Малой Слободской улицы, в районе улицы Ленинградской, ул. Луначарского производятся дорожные строительные и ремонтно-строительные работы с использованием специализированной техники, требующей соблюдения специальных правил техники безопасности. Уведомление о проведении публичного мероприятия подано Ботнарем Л.М., однако доверенности на представление интересов от имени партии не представлено. В уведомлении отсутствует информация о регламенте проведения заявленного публичного мероприятия (почасовой план и этапы проведения публичного мероприятия, включая информацию о действиях организатора и участников публичного мероприятия при совершении остановок по пути следования).
Ответом №3235/1.3-11 от 25.10.2021 аналогичного содержания Администрация Петрозаводского городского округа отказала истцу в согласовании проведения публичного мероприятия.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Закона № 54- ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7).
Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются, в том числе форма публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи.
Как то следует из оспариваемых истцом ответов от 25.10.2021 №4956/12-6 и 3235/1.3-11, а также подтверждено представленными в дело выкопировками, вдоль проспекта Октябрьский, проспекта Лесной и Ключевского шоссе в городе Петрозаводске проходят охранные зоны линий электропередачи, обусловленные размещением линий электропередачи высокого напряжения с номинальным напряжением 110 КВ.
В месте пересечения транспортных потоков улицы Лыжная – Ключевское шоссе располагается путепровод.
Наличие указанные обстоятельств послужило основанием для принятия ответчиками решений в порядке части 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ. В указанной части решения требованиям закона соответствуют, поскольку такие основания отказа в согласовании проведения публичного мероприятия следуют из закона. Доводы истца о том, что возле указанных объектов он не будет стоять и митинговать, а лишь проследует по этим участкам городских дорог, судом не принимаются, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения спора.
Прочие указания уведомления основанием для выдачи отказа в согласовании проведения публичного мероприятия не служат, тем не менее они также обоснованы требованиями закона.
Указание в оспариваемых ответах на отсутствие полномочий у лица, подписавшего уведомление в качестве организатора на представление интересов партии, организующей мероприятие, не может позволить согласовать проведение мероприятия, поскольку при таких обстоятельствах не ясен организатор публичного мероприятия.
Отсутствие в уведомлении обязательного элемента – формы проводимого мероприятия также препятствует его согласованию.
Указание на эти недостатки уведомления, равно как и на необходимость предусмотреть регламент проводимого мероприятия, о незаконности оспариваемых решений не свидетельствует.
Оспариваемые решения приняты полномочными лицами в установленный законом срок, соответствуют требованиям закона к оформлению, прав административного истца, не являющегося ни организатором публичного мероприятия, ни его представителем, не нарушают.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 28.10.2021 года