Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) |
Дата поступления | 20.04.2022 |
Дата решения | 30.05.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Картавых Маргарита Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 94ad5b33-4bf5-33cb-b580-ba5acb5317a0 |
Дело № 10RS0011-01-2022-006862-19 (2а-3660/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] к УФНС России по Республике Карелия, МИ ФНС России по Северо-Западному Федеральному округу об оспаривании действий, понуждении к перерасчету земельного налога,
установил:
Административный иск заявлен в связи с тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №. 08.06.2018 на основании Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, административный истец стал собственником (доля в праве 78/100) жилого дома 1958 года постройки, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пионерская, д.6 и земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с выпиской из ЕГРН право зарегистрировано 29.06.2018, условия использования земельного участка на дату возникновения права: для индивидуальной жилой застройки. 23.07.2018 на основании ст.209 ГК РФ и пп. 1, 3 ст.11.4 ЗК РФ между собственниками заключено соглашение о разделе земельного участка с кадастровым номером № на четыре части (земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №) с сохранением их долей права на образуемые земельные участки. Право административного истца на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 24.07.2018. ИНФН России по г. Петрозаводску произвело начисление земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № за 2018-2020 годы с применением повышающего коэффициента. 17.01.2022 административный истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете размера земельного налога. 14.02.2022 административный истец получил ответ об отказе в перерасчете земельного налога. 16.03.2022 административный истец обратился с жалобой на отказ в перерасчете суммы земельного налога в Управление ФНС по РК. Решением МИ ФНС России по Северо-Западному федеральному округу от 08.04.2022 №08-11/0538@ жалоба административного истца оставлена без удовлетворения. Административный истец просит признать незаконным решение налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога, и обязать ИФНС России по г. Петрозаводску произвести перерасчет суммы земельного налога для земельного участка с кадастровым номером № за 2018-2020 годы без применения повышающего коэффициента.
Определением суда от 25.04.2022 произведена замена административного истца с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.
Определением суда от 25.04.2022 в качестве административного соответчика привлечена МИ ФНС России по Северо-Западному Федеральному округу, в качестве заинтересованного лица - Лисняк Мирослава Ивановна.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика УФНС по Республике Карелия – Бокша А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал доводы письменных возражений, пояснив, что земельный налог исчислен в полном соответствии со сведениями из ЕГРН.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На территории муниципального образования города Петрозаводска земельный налог введен с 01 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога», указанным решением определены налоговые ставки.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, что на основании Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, административный истец стал собственником (доля в праве 78/100) жилого дома 1958 года постройки, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Пионерская, д.6 и земельного участка с кадастровым номером №10:01:0110109:19.
В соответствии с выпиской из ЕГРН право зарегистрировано 29.06.2018, условия использования земельного участка на дату возникновения права: для индивидуальной жилой застройки.
Далее 01.07.2018 между [СКРЫТО] С.И. (заказчик) и Лисняк М.И. (подрядчик) был заключен договор строительного подряда, предметом которого является следующее: Заказчик предоставляет земельный участок с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером №, принадлежащий на праве общей долевой собственности Заказчику (78/100 доли), стоимостью в соответствии с пунктом 2.1 договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08.06.2018 года в сумме 1550000 (один миллион пятьсот пятьдесят тысяч) рублей для доли земельного участка и 1950000 (один миллион девятьсот пятьдесят тысяч) рублей для доли жилого дома. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по: выполнению работ по строительству блокированного жилого дома из 4-х блоков (автономных жилых блоков жилого дома блокированной застройки) на месте индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Пионерская дом № 6 (кадастровый номер №) на земельном участке с кадастровым номером (№); выполнение всех организационных мероприятий, связанных с этим строительством на основании нотариально удостоверенной доверенности Заказчика; Подрядчик, используя для строительства, принадлежащие ей на праве общей долевой собственности 22/100 доли на земельный участок с кадастровым номером № и 22/100 доли на жилой дом с кадастровым номером № и строительные материалы, полученные от разборки этого жилого дома, обязуется выполнить собственными силами и средствами работы по строительству указанного в п.1.1 (пп.а) настоящего договора жилого дома блокированной застройки в соответствии с условиями договора, эскизным проектом и передать Заказчику в собственность построенный Подрядчиком 1 (один) из 4 (четырех) блоков, и 22/100 доли земельного участка на котором будет расположен передаваемый Заказчику блок.
23.07.2018 между [СКРЫТО] С.И. и Лисняк М.И. заключено соглашение о разделе земельного участка с кадастровым номером № на четыре части (земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №) с сохранением их долей права на образуемые земельные участки.
Право административного истца на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 24.07.2018.
Согласно сведениям регистрирующего органа разрешенное использование данного земельного участка «Жилые дома блокированной застройки, территориальная зона ЖИ. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки», что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
На указанном земельном участке расположен автономный жилой блок жилого дома блокированной застройки, право собственности на который зарегистрировано 17.11.2021.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В связи с тем, что налогоплательщиком строительство объекта малоэтажной застройки в течение трех лет не завершено (право собственности зарегистрировано 17.11.2021), следовательно, налоговым органом обоснованно рассчитан земельный налог с учетом повышающего коэффициента.
По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектами капитального строительства являются: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома (пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).
Жилым домом, согласно п. 2 ст. 16 ЖК РФ, признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
С учетом изложенных норм права, материалов дела, суд приходит к выводу, что построенный на земельном участке блокированный жилой дом из 4-х блоков (автономных жилых блоков жилого дома блокированной застройки) не является индивидуальным жилым домом, поскольку предназначен для проживания нескольких семей.
Относительно доводов административного истца по дате возникновения права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, когда в измененных границах сохраняется земельный участок, раздел которого осуществлен.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривает, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При таких обстоятельствах доводы административного истца относительно момента возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №10:01:0110109:245 суд полагает несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах суд находит отказ налогового органа в перерасчете земельного налога законным, а административный иск - не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Меры предварительной защиты по административному иску отменить.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 01.06.2022.