Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 18.01.2018 |
Дата решения | 25.05.2018 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Кудряшова Елена Павловна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | aab45124-5865-30e3-b68d-bfac024a0a15 |
№ 3а-29/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2018 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре МакаршинойА.А.
с участием представителя административного истцаТерентьевой О.Л., представителяУправления Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по РК) Шляминой Ю.В.рассмотрел в открытом судебном заседании административноедело по административному исковому заявлению акционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии» (далее – АО «АЭМ-технологии», Общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, что Обществоявляетсясобственникомземельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), на земельном участке расположено здание №(...). По инициативе административного истца общество с ограниченной ответственностью «(...)» выполнило отчет №(...) об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 144040000 руб. по состоянию на 07 апреля 2014 г.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка скадастровым номером 10:01:0090103:706, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Терентьева О.Л.поддержала административный иск по основаниям, изложенным в нем, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной представленным отчетом ООО «(...)».
Представитель Управления Росреестра по РК Шлямина Ю.В. оставила разрешение требований на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие вделе,надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоОбщество является собственникомземельного участка скадастровым номером, площадью (...) кв.м, (...), на земельном участке расположено здание № (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...).
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, АО «АЭМ-технологии», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенногоРеспублика Карелия, (...), на земельном участке расположено здание № (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), собственником которого является административный истец, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности (...) от 24 декабря 2014 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 251520966 руб. 78 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости в размере 472 руб. 91 коп.утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.
В соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решением органа кадастрового учета № 1000/144/14-12776 от 07 апреля 2014 г. осуществлен государственный кадастровый учет о земельном участке с кадастровым номером (...).
Основанием постановки на кадастровый учет послужило заявление от 25 марта 2014 г. № (...) и межевой план от 21 марта 2014 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием девяти земельных участковпутем раздела земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), на земельном участке расположено здание №(...).
Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет после проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия, постольку на основании положений, установленных Методическими указаниями, кадастровая стоимость земельного участка (...) установлена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования для кадастрового квартала (...) Петрозаводского городского округа, в котором расположен земельный участок (472,91 руб./кв.м), на площадь земельного участка (531858 кв.м) и составляет 251520966 руб. 78 коп.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Преимущество применения рыночной стоимости земельного участка, определяемой по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретного земельного участка, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимостиявляется, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке.
Установлениекадастровой стоимости земельного участкаравной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений,в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 02 января 2017 г аналогичная норма закреплена в п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 1 названного выше закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, чтоопределениекадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости(Единый государственный реестр недвижимости), возможно посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Так,Обществов обоснование административного иска предоставило отчет ООО «(...)» №(...) об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 144040000 руб. по состоянию на 07 апреля 2014 г., однако он не был приняткомиссией по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости в связи с наличием нарушений законодательстваи их неустранением.
В соответствии со ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Не согласившись с произведенным отчетом по инициативе заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа была назначена судебная оценочная экспертиза, по заключению которой рыночная стоимость указанного выше земельного участка составляет 145019000 руб.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка с заключением, выполненным индивидуальным предпринимателем Б. Е.А., изучив пояснения оценщика Ч. О.В. по указанным в решении комиссии замечаниям, исследовав возражения и отзывы административных ответчиков Правительства Республики Карелия, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия, Управления Росреестра по РК, заинтересованного лицаадминистрации Петрозаводского городского округа, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям законодательства, допущенные в отчете нарушения не привели к занижению рыночной стоимости исследуемого объекта, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость, установлена верно. Погрешность составляет приблизительно 0,7% и не является значительной, в этой связи суд признает представленный отчет достоверным и отвечающим требования действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 144040000 руб. Рыночная стоимость объекта земельного участка, определенная в рамках экспертизы соотносится с рыночной стоимостью, установленной в отчете.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости земельного участка не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, определенном по результатам оценки ООО «(...)».
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и абз.6 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано 07 ноября 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Учитывая, что по делу проводилась судебная оценочная экспертиза стоимость, которой составляет 25000 руб., а издержки в связи с рассмотрением дела несет сторона, представляющая доказательство, суд считает необходимым в соответствии со ст.ст.103-111 КАС РФ взыскать расходы с администрации Петрозаводского городского округа, поскольку определением Верховного Суда Республики Карелия от 26 февраля 2018 г. по ее ходатайству была назначена экспертиза и на администрацию возложена обязанность возместить расходы, связанные с ее проведением.
Оснований для возмещения судебных расходов, связанных с проведением судебной оценочной эксперты, иными лицами (административным истцом, административными ответчиками) суд с учетом обстоятельств дела и принятого решения не усматривает.
Поскольку Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и государственными органами, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, заявленные к ним требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеакционерного общества «Инжиниринговая компания «АЭМ-технологии»удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 07 апреля 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного (...), на земельном участке расположено здание (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 144040000руб. на период с 01 января 2017 г.и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать07 ноября 2017г.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Б.Е.А. судебные расходы, связанные с проведением судебной оценочной экспертизы, в размере 25000 рублей.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного СудаРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2018 г.