Дело № 33а-4088/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия)
Дата поступления 26.09.2019
Дата решения 18.10.2019
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Данилов Олег Игоревич
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID 8283338f-9040-3501-8049-1e48d9e9cc27
Стороны по делу
Истец
****** ****** *********
Ответчик
**** ****** ** *. **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Сафарян И.А.

№ 33а-4088/2019 (10RS0005-01-2019-000639-43)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18.10.2019

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Сильченко Р.П.

при ведении протокола помощником судьи Буш В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОМВД России по г. Костомукше, МВД по Республике Карелия на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от (.....) по административному делу № 2а-449/2019 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Э. А. к ОМВД России по г. Костомукше об оспаривании действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

[СКРЫТО] Э.А. обратился с административным иском по тем основаниям, что с (.....) по (.....) и с (.....) по (.....) содержался в камере № 3 изолятора временного содержания ОМВД России по г. Костомукше (далее также – ИВС). Считая условия содержания в ИВС унижающими человеческое достоинство, административный истец просил суд признать их незаконными по причине того, что с отопительной батареи и труб, подводящих к раковине, постоянно текла вода, в зоне санитарного узла отсутствовала дверь, кровати в камерах были без деревянного покрытия.

Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ОМВД России по г. Костомукше в части неустановления двери в санитарной зоне, неустранения протечки сантехнического оборудования и системы отопления в камере № 3 ИВС ОМВД России по г.Костомукше. На ОМВД России по г. Костомукше возложена обязанность устранить протечки сантехнического оборудования, системы отопления в камере № 3 ИВС ОМВД России по г. Костомукше. В удовлетворении остальной части иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласны административный ответчик и заинтересованное лицо.

В апелляционных жалобах ОМВД России по г. Костомукше и МВД по Республике Карелия просят судебное постановление в части признания действий ОМВД России по г.Костомукше незаконными отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалоб указывают на неправильное применение судом норм материального права. Полагают, что Свод Правил № 12-95, введенный в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 №1-95, применяется лишь для разработки проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел, не применяется в части установления прав подозреваемых и обвиняемых. Установив незначительные протечки, суд первой инстанции не указал, в чем выразилось нарушение прав административного истца. Отмечают, что ОМВД России по г.Костомукше является бюджетной организацией и осуществляет свою деятельность в пределах бюджетных ассигнований.

В возражениях на апелляционную жалобу [СКРЫТО] Э.А. выражает согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Карелия Сергачева Е.К. доводы апелляционных жалоб поддержала.

[СКРЫТО] Э.А. в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, ходатайства об обеспечении участия путем использования систем видеоконференц-связи не заявил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Э.А. в периоды времени с (.....) по (.....) и с (.....) по (.....) содержался в камере № 3 ИВС ОМВД России по г. Костомукше (далее также – ИВС).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в указанные периоды в камере № 3 ИВС отсутствовала дверь в зоне санитарного узла, а также имелись протечки в системе отопления и водоснабжения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 103-ФЗ).

Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Пунктом 45 Правил установлено, что камеры ИВС оборудуются, в числе прочего, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, индивидуальными нарами или кроватями, краном с водопроводной водой.

Протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95 введена в действие Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95). Согласно разделу 1 нормы инструкции должны соблюдаться, в том числе, при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений специализированных учреждений милиции.

В соответствии с представленным в суд первой инстанции техническим паспортом сооружения – «ИВС с административным зданием ГОВД в г. Костомукша МВД по Республике Карелия» здание ИВС построено в 2012 г., в связи с чем, вопреки доводам апелляционных жалоб, должно соответствовать требованиям, установленным СП 12-95.

На необходимость соответствия ИВС требованиям СП 12-95 указано и в акте по результатам мероприятий по контролю от (.....), проведенных Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Карелия».

Согласно пункту 17.16 СП 12-95 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, отрывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконными действий ОМВД России по г. Костомукше, выразившихся в неустановлении двери в санитарной зоне, неустранении протечки сантехнического оборудования и системы отопления в камере № 3 ИВС, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства относительно приватности санитарных узлов, не представлено доказательств устранения неисправностей в системе теплоснабжения и водоотведения.

Из представленных в материалы дела фототаблиц, содержащих изображения общего вида внутри камеры № 3 ИВС, высота стенки, отделяющей санитарный узел от жилой части камеры, составляет 117 см изнутри, пол в санитарном узле ниже уровня пола в камере. Дверца в санитарный узел отсутствовала, была установлена после обращения [СКРЫТО] Э.А. с настоящим административным иском.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие двери не обеспечивает приватность санитарного узла.

Поскольку права административного истца, использовавшего санитарный узел в условиях отсутствия приватности, были нарушены, постольку судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в неустановлении двери в санитарной зоне камеры № 3.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств отсутствия либо устранения протечек сантехнического оборудования и системы отопления судам первой и апелляционной инстанций не представлено.

Вопреки доводам апелляционных жалоб Федеральный закон № 103-ФЗ предусматривает обеспечение подозреваемых и обвиняемых необходимыми условиями, которые не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство, не должны отрицательно влиять на здоровье подозреваемых и обвиняемых. Из показаний допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля заместителя начальника ИВС Фофанова В.Г. следует, что в период с (.....) по (.....) и с (.....) по (.....), несмотря на жалобы административного истца сотрудникам ИВС на протечки системы отопления, административным ответчиком сантехнических работ в камере № 3 ИВС не проводилось, что не соответствовало санитарным требованиям.

Довод подателей жалоб о том, что ОМВД России по г. Костомукше является бюджетным учреждением, осуществляющим деятельность в пределах доведенных бюджетных ассигнований, не освобождает административного ответчика от выполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности по содержанию лиц, находящихся в ИВС, в надлежащим условиях.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционных жалоб не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от (.....) по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ОМВД России по г.Костомукше, МВД по Республике Карелия – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) на 26.09.2019:
Дело № 3а-201/2019 ~ М-210/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 28.11.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудряшова Елена Павловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4064/2019, апелляция
  • Дата решения: 11.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Душнюк Наталья Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4096/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Переплеснина Елена Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4067/2019, апелляция
  • Дата решения: 15.10.2019
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Иванова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4082/2019, апелляция
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Касянчук Елена Станиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4081/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гудкова Галина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-4076/2019, апелляция
  • Дата решения: 31.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Данилов Олег Игоревич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-210/2019, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудряшова Елена Павловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-2472/2019, апелляция
  • Дата решения: 15.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Евтушенко Дмитрий Алексеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4070/2019, апелляция
  • Дата решения: 04.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Переплеснина Елена Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-86/2019, апелляция
  • Дата решения: 16.10.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щепалов Станислав Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ