Дело № 33а-3838/2019, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия)
Дата поступления 06.09.2019
Дата решения 03.10.2019
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Соляников Роман Викторович
Результат решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID a8b85d84-2339-31c2-896a-4b3637917c1f
Стороны по делу
Истец
********** *********** **************** ******** * ********* *************** ***** ***
Ответчик
************* *************** ********** ******
************ *************
*** * ********** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-3838/2019

10RS0011-01-2019-006435-88

2а-5424/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 октября 2019 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.

при ведении протокола помощником судьи Буш В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административных ответчиков на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что по итогам проверки Петрозаводского городского округа на территории общего пользования и на землях, собственность на которые не разграничена, выявлены несанкционированные свалки, размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Ссылаясь на нарушение прав неопределенного круга лиц, прокурор просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, обязать ликвидировать 3 несанкционированные свалки.

Решением суда заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое бездействие признано незаконным. На административных ответчиков возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, строительных отходов, отходов от разбора зданий и строений, автомобильных покрышек на территории общего пользования в районе микрорайона «Сулажгора» в г.Петрозаводске напротив участка № 1 Сулажгорского общественного кладбища (с координатами 61.817651 С.Ш., 34.245951 В.Д.), а также вдоль грунтовой дороги, ведущей от дома № 100 по ул.Сулажгорской к Пряжинскому шоссе (с координатами 61.818112 С.Ш., 34.248286 В.Д. до 61.819922 С.Ш., 34.249606 В.Д.), две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в районе д.26 по ул.Спортивной в г.Петрозаводске в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0200103:82, собственность на который не разграничена (с координатами 61.816537 С.Ш., 34.267763 В.Д.; 61.816509 С.Ш., 34.268125); несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от разбора зданий, навалов грунта, отходов деревообработки, отходов камнеобработки, строительных отходов на территории общего пользования в районе пересечения улиц Кутижемской и Сагарвской в г.Петрозаводске (с координатами 61.836811 С.Ш., 34.3215208 В.Д.).

В апелляционных жалобах административные ответчики просят отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в иске к каждому из них.

В обоснование жалобы администрация Петрозаводского городского округа указывает, что полномочия собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на [СКРЫТО] имущественных и земельных отношений Республики Карелия, которое должно обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок на таких участках.

[СКРЫТО] [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ссылается на обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами региональными операторами. Ответственность органа исполнительной власти распространяется лишь на деятельность регионального оператора и санкционированные места размещения отходов. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора и собственника земельного участка. В деле отсутствуют доказательства принадлежности отходов потенциальным собственникам, образования отходов в процессе деятельности или после ее завершения, неиспользования отходов в течение обозримого срока.

В возражениях относительно апелляционных жалоб прокурор просит оставить решение суда без изменения.

Заинтересованное лицо ООО «Автоспецтранс» также просит оставить решение суда без изменения. Указывает, что к его компетенции относится деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов. На спорных свалках размещены отходы, не являющиеся коммунальными – строительные отходы, навалы грунты, отходы камнеобработки, отходы автомобильных отработанных покрышек, порубочные остатки, отходы от разбора строений. Региональный оператор осуществляет ликвидацию места несанкционированного размещения отходов только в случае неисполнения такой обязанности собственником земельного участка после направления последнему соответствующего уведомления и проекта договора. Спорные свалки расположены в местах общего пользования Петрозаводского городского округа.

В заседании суда апелляционной инстанции представители администрации Петрозаводского городского округа Фомина А.П. и Министерства [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С. поддержали доводы жалоб.

Прокурор Иовлев Д.С. выразил согласие с решением суда.

ООО «Автоспецтранс» представителя в суд не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По делу установлено, что 13 июня 2019 г. составлен акт, согласно которому на территории Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки в районе микрорайона «Сулажгора» в г.Петрозаводске напротив участка № 1 Сулажгорского общественного кладбища с координатами 61.817651 С.Ш., 34.245951 В.Д., вдоль грунтовой дороги, ведущей от дома № 100 по ул.Сулажгорской к Пряжинскому шоссе с координатами 61.818112 С.Ш., 34.248286 В.Д. до 61.819922 С.Ш., 34.249606 В.Д., в районе пересечения улиц Кутижемской и Сагарвской в г.Петрозаводске с координатами 61.836811 С.Ш., 34.3215208 В.Д., расположенные на территории общего пользования, а также несанкционированные свалки в районе д.26 по ул.Спортивной в г.Петрозаводске в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0200103:82 с координатами 61.816537 С.Ш., 34.267763 В.Д.; 61.816509 С.Ш., 34.268125, на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Видовой состав отходов на всех свалках представлен твердыми коммунальными отходами и прочими отходами производства и потребления.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на обоих административных ответчиков, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции органа государственной власти и органа местного самоуправления по утилизации твердых коммунальных отходов, собственник которых не известен.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-О, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для возложения обязанности по ликвидации свалок на администрацию Петрозаводского городского округа является правильным.

Довод органа местного самоуправления о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на [СКРЫТО] имущественных и земельных отношений Республики Карелия, судебная коллегия отклоняет.

Осуществление полномочий по предоставлению земельных участков обозначенной категории в порядке Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не исключает обязанность администрации Петрозаводского городского округа по выполнению функций, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые носят общий характер и во всяком случае требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории городского округа.

Кроме того, согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Вместе с тем, с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на [СКРЫТО] [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия судебная коллегия согласиться не может.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, на [СКРЫТО] [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Пункты 1 и 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реализуя возложенные на него полномочия, 19 февраля 2018 г. Министерстве [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с ООО «Автоспецтранс» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным соглашением с 01 мая 2018 г. на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор – ООО «Автоспецтранс».

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (п.п. 16-18).

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «б»).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Таким образом, на момент разрешения административного спора [СКРЫТО] [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия незаконного бездействия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований допущено не было.

Доказательств образования несанкционированных свалок, о ликвидации которых испрашивает прокурор, до момента начала деятельности на территории Республики Карелия регионального оператора ООО «Автоспецтранс» - с 01мая 2018 г., в материалы дела не представлено.

В чем конкретно выразилось бездействие названного министерства и какие предусмотренные действующим законодательством меры им не предприняты, в административном иске и возражениях на апелляционную жалобу прокурором не приведено.

По изложенным мотивам оснований для возложения на [СКРЫТО] [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязанности по ликвидации несанкционированных свалок не имеется.

При таких обстоятельствах в связи с неправильным применением судом норм материального права (пп. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) решение суда подлежит отмене в части удовлетворения заявленных требований к Министерству [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия с принятием нового решения об отказе в административном иске.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2019г. по настоящему делу в части удовлетворения требований к Министерству [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия отменить.

Принять в указанной части новое решение об отказе в административном иске к Министерству [СКРЫТО], жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) на 06.09.2019:
Дело № 3-185/2019, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Тарасова Раиса Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-3828/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.10.2019
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Евтушенко Дмитрий Алексеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3824/2019, апелляция
  • Решение: ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Иванова Наталья Евгеньевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-3830/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.10.2019
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гудкова Галина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-3836/2019, апелляция
  • Дата решения: 03.10.2019
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Соляников Роман Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3829/2019, апелляция
  • Дата решения: 01.10.2019
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Степанова Татьяна Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3839/2019, апелляция
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Касянчук Елена Станиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-3833/2019, апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Касянчук Елена Станиславовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-939/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4Г-938/2019 [44Г-18/2019], кассация
  • Решение: СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ ОТМЕНЕН
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-431/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1459/2019, апелляция
  • Дата решения: 03.10.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Погосян Ашот Жораевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-1442/2019, апелляция
  • Дата решения: 09.09.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Раць Алла Вячеславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1455/2019, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бочаров Сергей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1458/2019, апелляция
  • Дата решения: 26.09.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Савастьянов Геннадий Степанович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1460/2019, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Козлов Борис Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-435/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1456/2019, апелляция
  • Дата решения: 30.09.2019
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гирдюк Валерий Сергеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1457/2019, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Богомолов Вячеслав Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-430/2019, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/2-27/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 10.09.2019
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Нуждина Альфия Фаридовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ