Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 10.09.2021 |
Дата решения | 04.10.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Коваленко Владимир Викторович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | f633083d-fd63-394e-81b4-74d99c919d08 |
Судья Тарабрина Н.Н. | № 33а-3317/2021(10RS0011-01-2021-012278-51) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября2021 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиСильченко Р.П.
судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративныхистцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.07.2021 по административному делупо административному исковому заявлению [СКРЫТО] А. Д., [СКРЫТО] О. Е. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Заслушав доклад Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцыобратилисьс административным иском по тем основаниям, чторешением Минимущества, выраженным в письме от 14.04.2021 № 9345/12.4-21 [СКРЫТО] О.Е. и [СКРЫТО] А.Д. отказано в удовлетворении заявления от 05.03.2021об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обратившихся в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 621 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Гористая, принадлежащего административным истцам на праве собственности по 1/2 доле каждой, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Мотивом отказа в удовлетворении требований истца послужило то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, кроме того, испрашиваемый земельный участок совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 10:03:0070114:28 и ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером10:(...).
В административном иске [СКРЫТО] А.Д. и [СКРЫТО] О.Е. просили суд признать незаконными отказ Минимуществаоб утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать административного ответчика удовлетворить заявленные требования.
Решением суда в удовлетворении требований административных истцовотказано.
С принятым судебным постановлением не согласны административныеистцы, в апелляционной жалобе просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела и нарушены нормы материального права. В апелляционной жалобе указывают, что достоверно не установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения в установленном порядке не зарегистрированы, границы зоны отсутствуют. Считают, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен истцам при соблюдении определенных условий. Кроме того, не отображение в схеме расположения земельного участка земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:0070114:28, с которым граничит образуемый земельный участок, а также сооружения с кадастровым номером (...) не привело к нарушению прав третьих лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административныхистцов Куроптев Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 05.03.2021 [СКРЫТО] А.Д. и [СКРЫТО] О.Е. обратились с заявлениями в Минимуществооб утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обратившихся в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 621 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Гористая, принадлежащего административным истцам на праве собственности по 1/2 доле каждой, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Минимущества, выраженным в письме от 14.04.2021 № 9345/12.4-21, [СКРЫТО] О.Е. и [СКРЫТО] А.Д. отказано в удовлетворении заявления помотивунахождения испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, приложенная схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, кроме того, испрашиваемый земельный участок совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 10:03:0070114:28 и ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером (...).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с пп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (далее- Требования) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В силу п. 7 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Из имеющейся в материалах дела схемы расположения испрашиваемого административными истцами земельного участка усматривается, что земельный участок с кадастровыми номером (...), с которым граничит образуемый земельный участок, а также сооружение с кадастровым номером (...) на схеме отсутствуют, в связи с чем указанное основание отказа Минимущества является обоснованным.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
На основании пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10).
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, помимо прочего, определение границ зоны и составляющих ее поясов (пп. «а» п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ зоны санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий (п. 2.3.2.1). Боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м, при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10процентов и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10процентов (п. 2.3.2.5). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4 (п. 2.3.2.6).
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что протоколом решения экспертной комиссии по оценке проекта зон санитарной охраны от 05.07.2016 № 6, утв. Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержден «Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозезо в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ», а также установлены границы и режим зон санитарной охраны оз. Пертозеро. В соответствии с утвержденной проектной документацией границы первого пояса ЗСО (зона строгого режима)для поверхностного источника оз. Пертозеро (источник водозабора) установлены как для водоемов (водохранилищ, озера): 100 м во всех направлениях по акватории водозабора от оголовка и по прилегающему к водозабору берегу линии уреза воды при летне-осенней межени.
В соответствии с утвержденной проектной документацией границы второго пояса зоны санитарной охраны (зона ограничений) установлены: по акватории водоема во все стороны (кроме южной) от водозабора на расстоянии 5 км; южная граница принимается по верхнему бъфу плотины, разделяющей озера Пертозеро и Кончезеро, на расстоянии 1,78 км; боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени устанавливаются 500 м от уреза воды. Границы третьего пояса ЗСО (зона наблюдений) установлены в соответствии с п. 2.3.3.3 СанПин 2.1.4.1110-02 и совпадают с границами второго пояса ЗСО.
Согласно утвержденному проекту зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозеро в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ земельный участок с кадастровым номером 10:03:0070114:157 полностью расположен в границах второго пояса ЗСО оз. Пертозера, что также подтверждается письмом первого заместителя Главы Администрации Кондопожского муниципального района от 14.05.2021 № 08-06-4539, направленным в адрес ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», а также позицией Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выраженной в отзыве на административное исковое заявление от 08.07.2021.
В соответствии с п. 2 и пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Таким образом, Минимущество обоснованно отказало административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на ограниченность его в обороте в связи с нахождением во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем решение, оформленное письмом от 14.04.2021 №9345/12.4-21, является законным.
Относительно такого основания отказа Минимущества в удовлетворении заявления административных истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как указание на то, что перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, а кроме того, ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером 10:03:0070114:5, суд первой инстанции обоснованно не согласился с таковыми.
Действительно, как усматривается из графических материалов, представленных в материалы административного дела, к земельному участку с кадастровым номером (...) фактически существует проезд, проходящий вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...), и (...) и (...), а также имеется возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, поскольку тупиковый проезд между ними отсутствует.
С указанной позицией судебная коллегия по административным делам соглашается.
Кроме того, совпадение испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка10:03:0070114:28 материалами административного дела не подтверждено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности оспариваемого отказа в указанной части.
Таким образом, поскольку факт нахождения испрашиваемого административными истцами земельного участка во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения подтвержден материалами дела, а также схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, в связи с чем оспариваемое решение Минимущества от 14.04.2021 по ряду оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.07.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи