Дело № 33а-286/2021 (33а-4164/2020;), апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия)
Дата поступления 24.12.2020
Дата решения 01.02.2021
Категория дела прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Судья Соляников Роман Викторович
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судебное решение Есть
ID f726e75d-d890-36ff-859c-2b4624428f10
Стороны по делу
Истец
** *************** ************ ***** **
Ответчик
************* *************** ********** ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-286/2021

10RS0011-01-2020-012032-94

2а-6712/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 февраля 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Колбасовой Н.А., Соляникова Р.В.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению бюджетного учреждения «Государственный Национальный театр Республики Карелия» к администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск предъявлен бюджетным учреждением «Государственный Национальный театр Республики Карелия» (далее – Учреждение, Национальный театр) по тем основаниям, что заместителем Главы администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) 25 июня 2020 г. было вынесено предписание № 5.3.1-05-2125-УАГ-и, которым Учреждению предписывалось в течение месяца со дня его выдачи осуществить демонтаж рекламной конструкции, выявленной в районе дома 19 по пр. Карла Маркса в г. Петрозаводске на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0010119:31, на котором расположено здание Национального театра. Полагая, что спорная конструкция, представляющая из себя светодиодный экран, воспроизводящий информацию, носящую справочно-информационный характер, которая имеет своей целью информирование граждан о проводимых культурных мероприятиях, не является рекламной конструкцией в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), административный истец просил признать незаконными действия по вынесению оспариваемого предписания и само оспариваемое предписание.

Решением суда административный иск удовлетворен с признанием оспариваемого предписания незаконным и с взысканием с Администрации в пользу административного истца расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

С указанным решением суда не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

От представителя Учреждения поступили письменные возражения, в которых он полагал обжалуемое решение законным, при этом настаивал, что размещаемая на спорной конструкции информация имеет цель информирования граждан о репертуаре, на которую не распространяются положения Закона о рекламе.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Национальный театр располагается в доме 19 по пр. Карла Маркса в г. Петрозаводске, находящемся на участке, где размещена спорная конструкция, представляющая собой металлоконструкцию светодиодного экрана, на котором могут воспроизводиться различные изображения.

Администрацией в адрес Национального театра направлено оспариваемое предписание, которым спорная конструкция признана рекламной, установленной без разрешения органа местного самоуправления, и Учреждению предписано осуществить ее демонтаж.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил, в том числе, из несоблюдения Администрацией положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), устанавливающего порядок выявления допущенного нарушения и выдачи оспариваемого предписания.

Соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия отмечает следующее.

Действительно, в силу п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, государственного надзора в сфере рекламы.

Между тем, из ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 35.1 Закона о рекламе следует, что указанные особенности распространяются лишь на отношения, возникающие при осуществлении антимонопольным органом государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и не относятся к муниципальному контролю – деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (п. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ).

Поскольку в соответствии с п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе, органы местного самоуправления городского округа вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением юридическими лицами требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами по вопросу размещения рекламных конструкции, в том числе, по проверке правильности размещения рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций.

Согласно чч. 10 и 21 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция, в течение месяца со дня его выдачи.

Однако, само по себе наличие у Администрации полномочий на выдачу таких предписаний не освобождает ее должностных лиц от соблюдения установленных законом процедур принятия соответствующих ненормативных правовых актов.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы относится к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 этой же статьи, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа муниципального контроля.

Невыполнение указанной обязанности, в том числе, в связи с отсутствием нормативного правового акта органа местного самоуправления, регламентирующего в соответствии с ч. 4 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы без взаимодействия с юридическими лицами и порядка оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов указанных мероприятий, послужило причиной отсутствия зафиксированного надлежащим образом самого факта эксплуатации спорной конструкции, а также характера размещавшейся на ней до выдачи оспариваемого предписания информации в целях его оценки.

Судебной коллегией отмечается противоречивая позиция обеих сторон относительно содержания указанной информации.

При этом обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27 октября 2020 г. по делу № А26-8556/2020, которым Учреждение было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ в связи с эксплуатацией спорной конструкции, имели место 26 августа 2020 г., то есть значительно позднее выдачи оспариваемого предписания.

В этой связи, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», факты, установленные упомянутым решением и их квалификация судом, не свидетельствует о законности оспариваемого предписания, поскольку они не являлись предметом рассмотрения при его вынесении.

Источник иных представленных доказательств административным ответчиком не раскрыт, притом что имеющиеся в деле скриншоты позволяют прийти к выводу, что зафиксированная на них информация получена в результате мониторинга открытых источников информации в октябре 2020 г., то есть также значительно позднее принятия оспариваемого предписания.

Сам по себе факт обращения Учреждения в октябре 2020 г. по вопросу о возможности размещения спорной конструкции в качестве рекламной не свидетельствует о том, что она использовалась в качестве таковой до выдачи оспариваемого предписания.

Из ч. 5 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части первой настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

Следовательно, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами, осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая подлежит проведению в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.

Из ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ следует, что по общему правилу выдача предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется только по результатам проведения проверок, в связи с чем невыполнение обязанности по ее проведению является основанием для признания незаконным предписания, выданного вне процедуры проведения обязательной проверки (применительно к правовой позиции, содержащейся в п. 8 раздела V Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.).

Действительно, правоприменительная практика (п. 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г., определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 302-ЭС20-10769 по делу № А58-9165/2019) допускает выдачу предписания вне процедуры проведения проверки, но только в том случае, если это связано с реализацией публично-значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, предотвращения причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имущества физических и юридических лиц, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, указанные обстоятельства по делу не установлены.

Таким образом, в целях выдачи предусмотренного ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе оспариваемого предписания о демонтаже спорной конструкции Администрация должна была соблюсти установленную Законом № 294-ФЗ процедуру проведения проверки (этот же вывод вытекает из определений Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2019 г. № 303-ЭС19-10116, от 26 октября 2020 г. № 304-ЭС20-15994, от 2 ноября 2020 г. № 304-ЭС20-16056, от 3 ноября 2020 г. № 304-ЭС20-16299 и др.).

Поскольку по настоящему делу доказательств соблюдения указанной процедуры не представлено, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении порядка принятия оспариваемого предписания, что в силу пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ свидетельствует о его незаконности.

При этом с учетом спора относительно содержания информации, размещавшейся на момент вынесения предписания, судебная коллегия воздерживается от выводов о возможности ее отнесения к рекламе.

По изложенным мотивам судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены в апелляционном порядке правильного по существу решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) на 24.12.2020:
Дело № 33а-4167/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Данилов Олег Игоревич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-4165/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Соляников Роман Викторович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-340/2021 (33-4219/2020;), апелляция
  • Дата решения: 27.01.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Касянчук Елена Станиславовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-336/2021 (33-4215/2020;), апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-297/2021 (33-4175/2020;), апелляция
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-291/2021 (33-4169/2020;), апелляция
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4175/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4176/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-288/2021 (33а-4166/2020;), апелляция
  • Дата решения: 28.01.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Данилов Олег Игоревич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-27/2021 (21-435/2020;), апелляция
  • Дата решения: 27.01.2021
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щепалов Станислав Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-28/2021 (21-436/2020;), апелляция
  • Дата решения: 22.01.2021
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Наквас Анатолий Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 21-435/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щепалов Станислав Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 21-436/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Наквас Анатолий Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-167/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щепалов Станислав Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-168/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колбасова Наталья Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-14/2021 (12-167/2020;), апелляция
  • Дата решения: 03.02.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Щепалов Станислав Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-15/2021 (12-168/2020;), апелляция
  • Дата решения: 28.01.2021
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колбасова Наталья Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1789/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Захаров Филипп Петрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1788/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Власюк Елена Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-1787/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гадючко Никита Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-52/2021 (22-1789/2020;), апелляция
  • Дата решения: 18.01.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Захаров Филипп Петрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-51/2021 (22-1788/2020;), апелляция
  • Дата решения: 21.01.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Власюк Елена Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-50/2021 (22-1787/2020;), апелляция
  • Дата решения: 21.01.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гадючко Никита Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13а-172/2020, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудряшова Елена Павловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13а-11/2021 (13а-172/2020;), первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудряшова Елена Павловна
  • Судебное решение: НЕТ