Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 30.03.2021 |
Дата решения | 26.04.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Данилов Олег Игоревич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | ec9026b3-14a6-3f81-84cb-06bb808f9627 |
Судья Картавых М.Н. | № 33а-1296/2021(10RS0011-01-2020-013851-69) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.04.2021 | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиДанилов О.И.,
судейКолбасовой Н.А., Ивановой Н.Е.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11.02.2021 по административному делу № 2а-822/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Республике Карелия к [СКРЫТО] К. И. в лице законных представителей [СКРЫТО] Ю. А., [СКРЫТО] И. С. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что за административным ответчиком в связи с несвоевременной уплатой земельного налога и налога на имущество физических лицчислится задолженность по пеням по земельному налогу за период с 19.05.2018 по 15.03.2019 в размере 207 руб. 74 коп.в отношении земельного участка с кадастровым номером (...); задолженность по пеням по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 по 15.04.2019 в размере 131 руб. 15 коп.
21.12.2020 административный истец уточнил заявленные требования, просил в дополнение к ранее заявленным требованиям также взыскать с административного ответчика пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 18.05.2018 по 03.06.2019 в размере 6002 руб. 36 коп.в отношении земельного участка с кадастровым номером (...).
10.02.2021 административный истец отказался от заявленных требований в части взыскания пеней по налогу на имущество физических лицза периодс 04.12.2018 по 15.04.2019 в сумме 131 руб. 15 коп.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С законных представителей несовершеннолетней [СКРЫТО].И. взысканы в доход бюджета задолженность по пеням за несвоевременную уплату земельного налога за период с 19.05.2018 по 15.03.2019 в размере 207 руб. 74 коп.в отношении земельного участка с кадастровым номером (...). В удовлетворении остальных требований отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с уточненным требованием (уточненное требование подано в суд 21.12.2020) о взыскании пеней за несвоевременную уплату земельного налога за период с 18.05.2018 по 03.06.2019 в размере 6002 руб. 36 коп.основаны на неверном толковании норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик [СКРЫТО] Ю.А. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения делаизвещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, а также судебного приказа №СП2а-1779/2020-7, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 45, пункту 2 статьи 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае направления налогового требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в 2014-2018 годах несовершеннолетняя [СКРЫТО] К.И. являлась собственником земельных участков и иного недвижимого имущества.
В связи с несвоевременной уплатой земельного налогаи налога на имущество физических лиц административному ответчику направлено требование №18244 по состоянию на 29.11.2019 об уплате задолженности по пеням по земельному налогу в размере 207 руб. 74 коп.(в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пгт.Пряжа, ул. Советская, 102; ОКТМО (...)), задолженности по пеням по налогу на имущество (ОКТМО (...) в размере 131 руб. 15 коп., а также по пеням по земельному налогу в размере 6002 руб. 36 коп.(в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Суоярвский район, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, 85; ОКТМО (...)).
Направление требования подтверждается реестром почтовых отправлений.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 20.05.2020.
22.05.2020 мировым судьей судебного участка № 7 г. Петрозаводска Республики Карелия вынесен судебный приказ, который отменен 16.06.2020 в связи с поступлением от должника возражений.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Последним днем для предъявления требований в порядке административного судопроизводства о взыскании обязательных платежей и сборов в данном случае являлось 16.12.2020.
30.10.2020в пределах установленного законом срока налоговым органом подано в суд административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика в связи с частичной оплатой задолженности по пеням по земельному налогу в размере 207 руб. 74 коп.(в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, пгт.Пряжа, ул. Советская, 102; ОКТМО (...)), задолженности по пеням по налогу на имущество (ОКТМО (...)) в размере 131 руб. 15 коп..
С требованиями о взыскании с административного ответчика также задолженности по пеням по земельному налогу в размере 6002 руб. 36 коп. (в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Суоярвский район, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, 85; ОКТМО (...)) административный истец обратился лишь 21.12.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Установив отсутствие у налогового органа уважительных причин для пропуска срока на обращение в суд с требованием о взыскании пеней в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований в данной части.
Каких-либо доказательств уважительности пропуска срока на обращение с одним из требований административным истцом не приведено ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении налоговым органом положений статьи 46 КАС РФ не могут служить основанием для отмены решения суда в силу следующего.
Действительно, в силу прямого указания в части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (часть 1 статьи 46, пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что под изменением предмета иска подразумевается изменение материально-правового требования административного истца к административному ответчику, а изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых административный истец основывает свое требование к административному ответчику.
Вопреки доводам апелляционной жалобы,требование о взыскании пеней за несвоевременную уплату земельного налога по земельному участку с кадастровым номером (...), находящемуся в Суоярвском районе, размер и порядок уплаты которого установлен решением Совета Суоярвского городского поселения от 20.12.2013 № 31, в отличие от требования о взыскании пеней за несвоевременную уплату земельного налога по земельному участку с кадастровым номером (...), находящемуся в Пряжинском районе, размер и порядок уплаты которого установлен решением Совета Пряжинского городского поселения от 26.09.2014 № 50, является самостоятельным требованием со своим предметом и основанием, а неуточнением ранее заявленных требований в рамках статьи 46 КАС РФ. При этом часть 1 статьи 46 КАС РФ допускает изменение только либо предмета, либо основания административного иска.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11.02.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи