Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 14.01.2021 |
Дата решения | 08.02.2021 |
Категория дела | из жилого помещения, занимаемого по договору специализированного найма (служебного помещения, общежития и др.) |
Судья | Савельева Наталья Валентиновна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 404e8ff4-bc45-31fe-ad38-2fe3f24c6545 |
Судья Антипина Н.Н. № 33-404/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2021 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.
судей Савельевой Н.В., Мишеневой М.А.
при секретаре Чучупаловой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционной жалобе ответчиков на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 06 ноября 2020 г. по иску Министерства обороны Российской Федерации к [СКРЫТО] А. Н., [СКРЫТО] Т. А., действующей в своих интересах и от имени и в интересах несовершеннолетней [СКРЫТО] Е. А., о прекращении права пользования квартирой, выселении, снятии с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ответчики незаконно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: (.....) относящемся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ. Направленные уведомления об освобождении специализированного жилого помещения ответчиками не получены. В связи с чем истец, просил устранить нарушения прав собственника в отношении помещения, расположенного по адресу: (.....); прекратить право пользования, выселить и снять с регистрационного учета [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] Е.А. из указанной квартиры.
Решением суда исковые требования были удовлетворены. Суд прекратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (.....). со снятием с регистрационного учета [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] Е.А. Выселил [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Т.А., [СКРЫТО] Е.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: (.....) Предоставил отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2020. Взыскал с [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Т.А. в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину по 150 руб.
С принятым решением не согласны ответчики, в апелляционной жалобе просят решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывают, что при предоставлении спорного жилого помещения [СКРЫТО] А.Н. оно не являлось служебным, согласия на перевод занимаемого помещения в категорию «служебная» [СКРЫТО] А.Н. не давал, уведомлений о переводе спорного жилого помещения в категорию «служебная» [СКРЫТО] А.Н. не получал. По мнению ответчиков, изменение категории квартиры не могло состояться ввиду того, что она не была освобождена. Выражают несогласие с выводом суда о том, что реализуя сертификат путем покупки квартиры по адресу: (.....), ответчики должны были освободить спорную квартиру, полагают, что факт приобретения жилья не может свидетельствовать об отказе от прав на занимаемое жилое помещение. Отмечают, что истцом направлялись уведомления ответчику [СКРЫТО] А.Н. по другому адресу, а уведомления ответчику [СКРЫТО] Т.А. не направлялись вообще. Кроме того, [СКРЫТО] А.Н. на дату направления уведомления имел трудовые отношения с истцом. Сообщают, что на данный момент ими предпринимаются меры по добровольному освобождению спорного жилого помещения, но поэтапно, с учетом сложной эпидемиологической ситуации и состояния здоровья ответчиков.
В письменных возражениях третье лицо – ФКГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков – адвокат Обруч В.П. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения представителя ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
По обстоятельствам дела установлено, что на основании ордера № от 28.09.1995 [СКРЫТО] А.Н. совместно с супругой [СКРЫТО] Н.И., дочерью [СКРЫТО] Т.А. вселился в квартиру по адресу: (.....).
Согласно справке о регистрации, в настоящее время в данной квартире проживают: [СКРЫТО] А.Н., его дочь [СКРЫТО] Т.А. и его внучка несовершеннолетняя (...) года рождения.
Из выписки лицевого счета ООО «(...)+» следует, что на имя [СКРЫТО] А.Н. открыт лицевой счет на служебное жилое помещение, задолженности на 31.05.2020 не имеется.
05.06.2003 [СКРЫТО] А.Н. получил государственный жилищный сертификат на сумму 403920 руб. на состав семьи из 3 человек: [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] Т.А.
Реализация сертификата была осуществлена путем покупки квартиры, расположенной по адресу: (.....). Согласно выписке из ЕГРН на данную квартиру 06.10.2003 зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве за [СКРЫТО] А.Н., [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] Т.А. В настоящее время в указанной квартире зарегистрирована и проживает [СКРЫТО] Н.И.
[СКРЫТО] А.Н. был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации 28.05.1998.
Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 17.06.2003 № в категорию «служебная» введена освободившаяся на территории военного городка гарнизона «Бесовец» трехкомнатная квартира по адресу: (.....)
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 20.01.2017 № прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения «Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района», в частности, на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: (.....) Указанное недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
[СКРЫТО] А.Н., как лицо гражданского персонала, с февраля 1999 г. по март 2001 г. работал в (...), с марта 2001 г. по декабрь 2008 г. - в войсковой части (...), с января 2009 г. по ноябрь 2010 г. - в (...), с ноября 2010 г. по октябрь 2015 г. - в (...), с ноября 2016 г. по июль 2020 г. – в (...)
Как лицу гражданского персонала, непосредственно связанному с обслуживанием и эксплуатацией казарменного - жилищного фонда и коммунальных сооружений в домах Министерства обороны РФ [СКРЫТО] А.Н. служебное жилое помещение не предоставлялось.
31.03.2017 [СКРЫТО] А.Н. по месту его регистрации было направлено требование об освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в 10-дневный срок с момента получения, совместно с проживающими лицами.
15.03.2019 и 25.03.2019 [СКРЫТО] А.Н. направлены уведомления о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в жилищном фонде Министерства обороны РФ.
30.04.2020 [СКРЫТО] А.Н. направлено уведомление о необходимости освобождения (прекращении пользования) специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: (.....), в срок до 11.05.2020.
Данные письма адресатом не получены, возвращены отправителю.
Разрешая спор, суд исходил из того, что после приобретения квартиры в рамках предоставленной жилищной субсидии по избранному месту жительства в г. Петрозаводске, [СКРЫТО] А.Н. совместно с проживающими членами своей семьи должен был освободить служебное жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны РФ.
Согласно ч.2 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Вместе с тем ответчики, получив жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, не освободили занимаемую ими служебную квартиру.
Учитывая, что ответчики утратили право пользования жилым помещением, после получения жилищной субсидии, в добровольном порядке его не освободили, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии у ответчиков законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении спорного жилого помещения [СКРЫТО] А.Н. оно не являлось служебным, отклоняются судебной коллегией, поскольку в силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на время вселения ответчика с членами семьи в спорную квартиру, порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках, в том числе в закрытых, был отличен от общего порядка, поскольку ордер выдавался квартирно-эксплуатационной службой соответствующего военного ведомства, а не местным органом исполнительной власти. Как следует из материалов дела ордер № от 28.09.1995 был выдан [СКРЫТО] А.Н. как военнослужащему на занятие спорной жилой квартиры КЭЧ Петрозаводского района Ленинградского военного округа Министерства обороны, таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на период прохождения им военной службы, в силу статей 101, 104 Жилищного кодекса РСФСР, на момент его предоставления являлось служебным.
Правовых оснований, предусмотренных законом, для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением не имеется, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что факт приобретения жилья не может свидетельствовать об отказе от прав на занимаемое жилое помещение являются несостоятельными, одновременное сохранение за ответчиками права на служебное жилье и получение ими за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии законом не предусмотрено.
Доводы стороны ответчиков о том, что не имелось оснований для принятия судом решения о принудительном выселении ответчиков, поскольку ответчиками предпринимались меры по добровольному освобождению спорного жилого помещения с учетом сложной эпидемиологической ситуации и состояния здоровья ответчиков, не могут быть учтены, поскольку как следует из материалов дела на момент принятия судом решения спорная квартира ответчиками не была освобождена.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы являлись предметом исследования и проверки суда, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 06 ноября 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи