Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 11.09.2020 |
Дата решения | 07.10.2020 |
Категория дела | из жилого помещения, занимаемого по договору специализированного найма (служебного помещения, общежития и др.) |
Судья | Фаткуллина Лилия Закуановна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 57ebc16e-f01b-3f3b-aba5-4ba0e9ecab8a |
Судья Гельфенштейн В.П № 33-2929/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Душнюк Н.В. и Ивановой Н.Е
при секретаре П
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по апелляционной жалобе ответчика М.В.П. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2020 года по иску Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (...)» к М.В.П., М.Н.А., М.А.В., М.М.В. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании прекратившими право владения и пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилья.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(...) Пограничное управление ФСБ(...) с иском по тем основаниям, что майору юстиции М.В.П. и членам его семьи в (...) году на время прохождения военной службы по договору найма служебного жилого помещения было предоставлено жилое помещение по адресу: (.....). Данная квартира является собственностью Российской Федерации. Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ от ХХ.ХХ.ХХ семье М., как нуждающейся в жилом помещении, предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере (...) Решением жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ М.В.П. снят с учета нуждающихся в жилом помещении. ХХ.ХХ.ХХ год М.В.П. вручено уведомление о необходимости освободить служебное жилое помещение в связи с обеспечением его жильем. До настоящего времени спорное жилое помещение ответчиками не освобождено. На основании изложенного, истец просил расторгнуть договор найма служебного жилого помещения № от ХХ.ХХ.ХХ; признать М.В.П., М.Н.А., М.М.В., М.А.В. прекратившими право владения и пользования служебным жилым помещением и выселить их из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда иск удовлетворен. Расторгнут договор найма служебного жилого помещения № от ХХ.ХХ.ХХ, заключенный между ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (...)» и [СКРЫТО] В.П. Ответчики признаны прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (.....), и выселены из него без предоставления другого жилого помещения. С ответчиков взыскана государственная пошлина в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 900 руб., по 225 руб. с каждого.
С решением суда не согласен М.В.П. считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе просит отменить судебный акт, вынести решение об отказе в удовлетворении требований. Считает ошибочным вывод суда, что государство исполнило обязательство по жилищному обеспечению военнослужащего и членов его семьи по месту службы путем предоставления субсидии. Обращает внимание, что субсидия предоставлена для приобретения или строительства жилья без привязки к какому-то определенному месту. В законе не указано место приобретения жилого помещения по субсидии. Полагает, что суд вольно трактовал статью 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку в ней не указано, что военнослужащий должен освободить служебное жилое помещение по месту прохождения службы, после получения жилищной субсидии. Суд не дал надлежащей правовой оценки дополнительному соглашению к договору найма служебного жилого помещения № от ХХ.ХХ.ХХ, согласно которому договор прекращает свое действие в случае обеспечения семьи военнослужащего жилым помещением. Порядок предоставления жилищной субсидии на приобретение либо строительство жилого помещения, закрепленный Приказом ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей», не предусматривает никаких дополнительных соглашений об освобождении служебных жилых помещений, а также обязательств о сдаче жилого помещения военнослужащими и членами его семьи после получения субсидии. Указывает, что является действующим военнослужащим, проживает с семьей в служебном жилом помещении по месту службы, иного жилья кроме служебного не имеет; действующим законодательством не предусмотрена ответственность в случае приобретения военнослужащим по субсидии жилого помещения не по месту прохождения военной службы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор (.....) полагает решение суда законным, обоснованным, жалобу ответчика М.В.П. - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика М.В.П. - адвокат Б.Д.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца, действующий по доверенности П.С.Ю., участвующий в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Судом установлено, что М.В.П. с (...) года проходит военную службу по контракту, в настоящее время в Пограничном управлении ФСБ России (...) с местом дислокации в (.....). Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России (...) от ХХ.ХХ.ХХ семья М.В.П. в составе четырех человек, в том числе супруги и двоих детей, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 14 приказа ФСБ РФ от 24 октября 2011 года № принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения в (.....). В связи с прохождением службы М.В.П. на состав семьи четыре человека на основании решения жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ предоставлено по договору найма от ХХ.ХХ.ХХ № во владение и пользование служебное жилое помещение, расположенное по адресу: (.....) ((...)). Подпунктом 12 пункта 7 договора предусмотрена обязанность нанимателя в трехмесячный срок освободить служебное жилое помещение при увольнении с военной службы, по истечению срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации. Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ пункт 20 договора дополнен подпунктом 6, согласно которому договор найма служебного жилого помещения расторгается в случае обеспечения жилым помещением.
Предоставленное служебное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (...)».
Решением жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ семье М.В.П. на состав семьи из четырех человек распределено жилое помещение общей площадью (...) кв.м по адресу: (.....). От данной квартиры М.В.П. отказался.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Приказом ФСБ Российской Федерации от 15 октября 2014 года №587 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей. В целях определения потребности подразделений ФСБ России и органов федеральной службы безопасности в денежных средствах на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», проходящих военную службу по контракту в органах безопасности, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечиваемых жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии, для предоставления им жилищной субсидии жилищной комиссией органа безопасности принимается решение, которое оформляется протоколом заседания жилищной комиссии (пункт 1). Решение жилищной комиссии является основанием для перечисления финансово-экономическим подразделением жилищной субсидии военнослужащему (пункт 6). После предоставления органом безопасности военнослужащему жилищной субсидии он и члены его семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке (пункт 9). Предоставленная военнослужащему жилищная субсидия может быть использована им исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых он утратит основания для признания нуждающимся в жилом помещении. Указанная норма закреплена также в абзаце 3 пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Содержание названных норм закона указывает, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России (...) от ХХ.ХХ.ХХ М.В.П. на состав семьи четыре человека(...) (...) предоставлена жилищная субсидия в размере (...) Указанные денежные средства ХХ.ХХ.ХХ перечислены безналичным путем М.В.П.
Решением жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, подпункта «б» пункта 29 Правил, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года №590, пункта 9 Порядка, утвержденного приказом ФСБ России от 15 октября 2014 года №587, семья М.В.П. снята с учета нуждающихся в жилом помещении в (.....). ХХ.ХХ.ХХ М.В.П. вручено уведомление об освобождении спорного жилого помещения. Ответчики принятое обязательство не исполнили, до настоящего времени проживают в спорном жилом помещении.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о признании ответчиков прекратившими право пользования спорным жилым помещением и наличии оснований для их выселения из спорного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 ГПК РФ.
При этом судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы, что государство не исполнило обязательство по жилищному обеспечению военнослужащего М.В.П. и членов его семьи по месту службы путем предоставления субсидии.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Материалами дела подтверждается, что семье М.В.П. решением жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ было распределено жилое помещение общей площадью (...) кв.м по адресу: (.....) по месту прохождения службы. Поскольку М.В.П. отказался рапортом от предложенной квартиры по месту прохождения службы, семье военнослужащего, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была предоставлена жилищная субсидия.
Таким образом, военнослужащим в период прохождения военной службы реализовано право на жилище, а предоставление семье военнослужащего федеральным государственным органом по месту прохождения службы жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Не опровергают выводы суда доводы ответчика, что суд допустил неверное толкование статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку в ней не указано, что военнослужащий должен освободить служебное жилое помещение по месту прохождения службы, после получения жилищной субсидии.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Поскольку М.В.П. реализовал право на жилище, оснований для сохранения за ним права пользования специализированным жилым помещением после предоставления жилищной субсидии не имеется. Сохранение за военнослужащим права на служебное жилое помещение после предоставления ему за счет федерального бюджета жилищной субсидии означает одновременное предоставление социальной гарантии по жилищному обеспечению по двум основаниям. Между тем, согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не влияют на законность обжалуемого решения доводы ответчика, что Порядок предоставления жилищной субсидии на приобретение либо строительство жилого помещения, утверждённый Приказом ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587, не предусматривает никаких дополнительных соглашений об освобождении служебных жилых помещений, а также обязательств о сдаче жилого помещения военнослужащими и членами его семьи после получения субсидии.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими.
М.В.П. избрал способ реализации жилищных прав до окончания военной службы, на основании его заявления ему предоставлена соответствующая жилищная субсидия.
Предоставление жилищной субсидии в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обусловлено необходимостью приобретения военнослужащим жилого помещения по месту прохождения службы. Основным условием при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с абзацем 3 пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является использование данной субсидии исключительно в целях приобретения жилого помещения на условиях, при которых военнослужащий утратит основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Таким образом, предусмотренное дополнительным соглашением к договору найма служебного жилого помещения обязательство военнослужащего и членов его семьи об освобождении служебного жилого помещения, не противоречит действующему законодательству.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, направлены на переоценку тех обстоятельств, которые установлены судом первой инстанции, оснований для которой судом апелляционной инстанции не усматривается.
С учетом изложенного, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика М.В.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи