Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия) |
Дата поступления | 04.04.2022 |
Дата решения | 05.05.2022 |
Статьи кодексов | ст. 8.25 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Колбасова Наталья Анатольевна |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 0fd7e675-275f-321a-8090-5323fd39b0e2 |
Судья Михеева С.А. | №21-128/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
05 мая 2022 г. | г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 28 декабря 2021 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 04 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 28 декабря 2021 г., оставленным без изменения в судебном порядке, ООО «Карлис-Вяртсиля» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
Со ссылкой на неполноту исследования должностным лицом и судьей юридически значимых обстоятельств в поданной в вышестоящий суд жалобе защитник ООО «Карлис-Вяртсиля» [СКРЫТО] С.П. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы несоответствием протокола об административном правонарушении установленным ч.2 ст.28.2 КоАП РФ требованиям, недоказанностью события вменяемого противоправного деяния и нарушением судьей правил территориальной подсудности.
Заслушав объяснения представителя административного органа Карповой Ю.А., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Исходя из положений ст.ст.16, 16.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого деяния), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч.5 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В силу положений п.1 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626 (нормы приведены в редакции, действовавшей на момент совершения инкриминируемого правонарушения), уход за лесами осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также Правил заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. №474, Видов лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 г. №367.
Согласно п.18 Правил ухода за лесами при осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с п.22 настоящих Правил. Исключение составляют отдельные деревья или группы деревьев, подлежащие оставлению в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, если они не являются источниками распространения опасной патологии и объектами повышения пожарной опасности, подлежащими обязательному удалению в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах.
Лесоводственная целесообразность осуществления рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, устанавливается по следующим признакам: породный состав, полнота и густота древостоя, сомкнутость его полога, соотношение высот деревьев разных пород и категорий, размещение деревьев по площади (п.27 Правил ухода за лесами).
Пунктом 110 Правил ухода за лесами предусмотрено, что при проведении рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений по пространственному размещению по площади лесного участка вырубаемых и оставляемых деревьев должна применяться равномерная рубка, в том числе при групповом или куртинном размещении деревьев целевых древесных пород. Отбор деревьев производится так, чтобы обеспечить равномерность размещения по площади оставляемых на выращивание деревьев целевых пород. Интенсивность рубок прореживания и проходных рубок лесных насаждений должна определяться снижением абсолютной полноты древостоя.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки.
В соответствии с пп.1, 5 Приложения 1 к данному приказу юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации; при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч.5 ст.19 Лесного кодекса РФ, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Из материалов настоящего дела следует, что в целях заготовки древесины между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «Грин Лайн» (арендатором) 24 декабря 2014 г. был заключен договор аренды №163-з в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49 330 га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском и Паннильском участковых лесничествах Пряжинского лесничества (в настоящее время - ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»), согласно п.4.4.2 которого арендатор обязан не допускать нарушений установленных норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, режима особой охраны особо охраняемых природных территорий.
В дальнейшем на основании дополнительного соглашения от 18 апреля 2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ООО «Карлис-Вяртсиля», с учетом переуступки 23 марта 2018 г. права аренды лесного участка от ООО «Грин Лайн» к ООО «Карлис-Вяртсиля» перешли права и обязанности арендатора по упомянутому договору.
В период с 30 декабря 2018 г. по 28 декабря 2020 г. лесной участок, находящийся в квартале 114 выделе 16 делянке 9 Святозерского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины на основании лесной декларации от 19 декабря 2018 г. №125 (с учетом срока продления срока рубки лесных насаждений), вид рубки - выборочная, рубка ухода за лесом (проходная).
Исходя из ведомости материально-денежной оценки лесосеки к лесной декларации, на пасеке в рубку заявлены деревья породы сосна в объеме 38 куб.м, породы ель в объеме 191 куб.м, породы осина в объеме 126 куб.м.
В Проекте ухода за лесами, утвержденного 19 декабря 2018 г., при этом было предусмотрено равномерное размещение деревьев, подлежащих удалению или сохранению. Вырубке в пасеках подлежали деревья, мешающие росту и формированию крон, отобранных лучших и вспомогательных деревьев, деревья с неудовлетворительным качеством ствола и крон, деревья неудовлетворительного состояния.
Также установлено, что в ходе проведенного 02 июня 2021 г. уполномоченными сотрудниками ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» осмотра лесосеки выявлен факт несоблюдения ООО «Карлис-Вяртсиля» порядка проведения рубок лесных насаждений, выразившийся в оставлении в пасеках в нарушение лесной декларации и технологической карты лесосечных работ подлежащих рубке деревьев (недорубов) в общем объеме 144,67 куб.м: породы сосна в объеме 11,64 куб.м (диаметром свыше 24 см), породы ель в объеме 78,02 куб. (диаметром свыше 24 см) и породы осина в объеме 55,01 куб.м (диаметром свыше 32 см).
Для определения объема выявленного нарушения проведен обмер пней, рассчитан объем фактически заготовленной древесины и определена разница между заявленным и заготовленным объемами древесины.
В связи с обнаружением нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, выразившегося в том, что вопреки определенным для конкретного лесного насаждения параметрам при проведении рубки ухода лесопользователь не выбрал необходимый объем по соответствующим породам деревьев с целью создания условий для дальнейшего благоприятного и эффективного роста лесных насаждений, постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 28 декабря 2021 г. ООО «Карлис-Вяртсиля» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы должностного лица и судьи о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков объективной стороны состава вменяемого деяния основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к административной ответственности лица, являются относимыми, допустимыми и достаточными и обоснованно приняты в качестве таковых при вынесении обжалуемых по настоящему делу актов.
Протокол об административном правонарушении соответствует ст.28.2 КоАП РФ, устанавливающей требования к его содержанию и порядку составления, изложенное в нем описание события выявленного нарушения подпадает под квалификацию противоправного поведения, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, время совершения вменяемого деяния определено верно.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено по правилам главы 4 КоАП РФ в установленном санкцией ч.2 ст.8.25 КоАП РФ размере.
Вопреки доводам жалобы акты субъектов административной юрисдикции приняты после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.2 ст.8.25 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на лесопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
В данном случае ООО «Карлис-Вяртсиля» в нарушение требований необходимых для использования в своей деятельности документов не произвело рубку деревьев требуемых ступеней толщины (породы сосна диаметром свыше 24 см, породы ель диаметром свыше 24 см и породы осина диаметром свыше 32 см).
Поскольку арендатором лесного участка не были вырублены подлежащие рубке более крупной ступени толщины деревья (старшего возраста), мешающие росту перспективной части насаждений в виде деревьев меньшего диаметра ствола, обладающих потенциальной эффективностью после разреживания древостоя и освобождения от крупных деревьев старшего возраста, это обстоятельство свидетельствует о том, что лесопользователем не достигнута лесоводственная целесообразность рубки.
Доводы подателя жалобы о нарушении при пересмотре постановления должностного лица правил территориальной подсудности несостоятельные, так как согласно изложенным в п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснениям территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, которым в данном случае является территория Пряжинского района РК.
Таким образом, должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании анализа собранных по делу доказательств были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено, принятые по делу акты, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 28 декабря 2021 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 04 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова