Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Дагестан (Республика Дагестан) |
Дата поступления | 18.01.2022 |
Дата решения | 18.02.2022 |
Категория дела | Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений |
Судья | Хавчаев Хизри Абдуллаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c9d158ed-15b4-38ad-b566-1302d879526e |
судья Яралиев Т.М.
дело N 33-1626/2022
номер дела в суде 1 инстанции 2-2211/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 18 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Хавчаева Х.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.
с участием прокурора Гаджимагомедова М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 19 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,
установила:
и.о. прокурора г. Дербент в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан об обязании зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05), и привести его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.
В обоснование исковых требований указано, что Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по Управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории городского округа «город Дербент» требований Федерального закона о 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне". В ходе проверки выявлено, что Объект гражданской обороны, расположенный по адресу г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05) в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Республики Дагестан либо администрации городского округа «город Дербент» не передавался, из состава федеральной собственности не выбывал. В соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР № 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией ГО «город Дербент» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05) не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Объект гражданской обороны на территории городского округа «город Дербент» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По этим основаниям просил исковое заявление удовлетворить, обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05), а также обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05).
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 19 октября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан возложена обязанность зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Республика Дагестан г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05), а также привести указанное здание в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.
В апелляционной жалобе Врио руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан Абакаров У.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в целях осуществления государственной регистрации права собственности в рамках законодательства Российской Федерации требуется надлежащим образом сформированный комплект документов. Однако на большинство ЗС ГО первичная документация отсутствует в силу того, что значительная часть объектов была введена в эксплуатацию в 50 - 80 годах. Для формирования необходимого комплекта документов только на один объект ЗС ГО требуется порядка 200 тыс. руб. в зависимости от площади объекта, в то время как целевое выделение средств непосредственно на содержание ЗС ГО федеральным бюджетом не предусмотрено. Росреестром отмечено, что после издания постановлений Правительства Российской Федерации в отношении разграничения права собственности на ЗС ГО по всем 85 субъектам Российской Федерации выписки из них будут являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации. Принимая во внимание проводимую работу по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО, введенных в эксплуатацию до 27.12.1991, в настоящее время осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО нецелесообразно в связи с необходимостью его возможного последующего переоформления на право собственности субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и в результате — с нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор и администрация городского округа «город Дербент» просят решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Извещенные надлежаще, ответчики в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Гаджимагомедов М.Г. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города Дербента проведена проверка соблюдения на территории городского округа «город Дербент» требований Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне". Проведенным комиссионным обследованием ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД совместно с администрацией городского округа «город Дербент» установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05) не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». При этом имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом, должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
На основании приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.
Из акта обследования объекта, расположенного по адресу: г. Дербент, ул. Строительная, 3 (инвентарный номер ЗС ГО-265-05), усматривается, что имеют место следующие нарушения: фильтровентиляционное помещение (оборудование) отсутствует; автономное электроснабжение (дизельэлектростанция) отсутствует; помещение санитарных узлов отсутствует; тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют.
В связи с указанными нарушениями, объект не соответствует нормам требований СП 88.13330.2014 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 31309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
То обстоятельство, что указанное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует предъявляемым к нему требованиям, по существу не оспаривается стороной ответчика.
Исходя из изложенного, суд признал установленным, что объект гражданской обороны на территории городского округа «город Дербент» в настоящее время не готов к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Договоры о правах и обязанностях в отношении указанного имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении объектов не заключены, эксплуатирующие организации не определены.
В соответствии с пунктом 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При эксплуатации должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней; герметизации и гидроизоляции всего сооружения.
Пунктом 3.2.6 Правил предусмотрено, что входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.
Из содержания пункта 4.2.5 Правил следует, что устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектной документацией, является грубым нарушением защитных свойств сооружений. При этом, согласно разделу 5.2 Правил (включающего, в том числе пункт 5.2.2) в защитных сооружения гражданской обороны предусмотрено проведение двух видов ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.7 Правил, помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.
На основании пункта 3.2.11, 3.2.13 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.
В соответствии с пунктами 3.2.20-3.2.24 Правил в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток. Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы. Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2-3 часа для откачки воды. Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты. Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.
При этом, все указанные защитные сооружения гражданской обороны являются убежищами.
Пунктом 4.18 Свода правил 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77 предусмотрено, что убежища должны быть защищены от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышележащих этажах зданий и сооружений.
Вышеуказанные требования правил о защитных сооружениях, находящихся в федеральной собственности, как верно отмечено в решении суда, не выполняются.
Для обеспечения соблюдения требований ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и проведения инвентаризации объектов сооружений, находящихся на территории городского округа, в том числе для регистрации прав на объекты гражданской обороны прокуратура г. Дербента обратилась в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.
Однако, до настоящего времени данный вопрос положительно не разрешен, указанный объект гражданской обороны в реестре федерального имущества не значится.
Кроме того, указанное защитное сооружение гражданской обороны в собственность Республики Дагестан или муниципальных образований также не передано.
В настоящее время указанные объекты статус защитных сооружений гражданской обороны не утратили, находятся в собственности Российской Федерации, с учета в качестве защитных сооружений не сняты.
Исходя из совокупности этих обстоятельств, доводы апелляционной жалобы стороны ответчика о том, что полномочия по сохранению существующих объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к их использованию отнесены к исключительным полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях и не могут быть возложены на органы Росимущества, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» убежища относятся к объектам гражданской обороны.
Защитные сооружения представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях № 1-3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не упомянуты.
В этой связи, защитные сооружения, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Таким образом, отнесение защитных сооружений гражданской обороны к федеральной собственности, закреплено законом.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою дельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, как правильно указано в решении суда, ТУ Росимущества в Республики Дагестан осуществляет полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества.
Удовлетворяя исковые требования и.о. прокурора г. Дербент, суд также исходил из того, что ненадлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны, являющихся федеральной собственностью, их неготовность к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, необеспечение безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, препятствует успешной реализации задач в области гражданской обороны и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отсутствие у ответчика финансовой возможности не влечет отмену правильного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 февраля 2022 г.
Председательствующий Хавчаев Х.А.
Судьи Зайнудинова Ш.М.
Алиева Э.З.