Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тункинский районный суд (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 20.01.2020 |
Дата решения | 14.08.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Низовцев Алексей Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | aa85e950-bc14-37d5-b9cf-19c9fbf202fb |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кырен 14 августа 2020 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Низовцева А.В.,
с участием прокурора Каурова А.Ю.,
представителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Вахрамеевой Т.И.,
представителя ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" Куликовой К.Л.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело № 2-67/2020 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Гаринъ" о понуждении разработать проект рекультивации нарушенных земель, проведении рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, запрете деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемой природной территории федерального значения,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга к ПАО "Гаринъ", в котором просил обязать ответчика разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации, возместить ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 2 431 200 рублей, запретить деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемой природной территории федерального значения.
В обоснование исковых требований прокурор отметил, что по итогам проведенной сотрудниками органов прокуратуры с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия исполнения ПАО «Гаринъ» природоохранного законодательства, установлен факт причинения вреда окружающей среде в виде снятия плодородного слоя почвы на земельном участке, расположенном в зоне хозяйственного назначения на землях, включенных в состав национального парка «Тункинский».
Установлено, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 площадью 16707 кв. м, который расположен на землях особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка «Тункинский», границы которого определены в Положении о национальном парке «Тункинский», утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 мая 2017 года. ПАО «Гаринъ» при возведении горнолыжного комплекса «Сахатка» на землях сельскохозяйственного назначения в границах национального парка «Тункинский» с использованием специализированной техники осуществило действия по снятию верхнего плодородного слоя почвы, части нижележащих почвенных горизонтов.
Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия 16 мая 2019 года проведены рейдовые мероприятия в районе рассматриваемого земельного участка., в ходе которых произведены отборы почвы и грунта для установления фактов уничтожения плодородного слоя почвы.
Согласно Акту планового (рейдового) осмотра, обследования №358-2019 при сравнении фонового образца и образца, отобранного с территории участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 с признаками снятия плодородного слоя почвы (далее - ПСП), отсыпки почвы, выявлены признаки существенного снижения плодородия по всем агрохимическим показателям.
Результаты проведенных исследований показали, что часть участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 с признаками снятия ПСП, нарушения ПСП обладала существенно низким плодородием по сравнению с территорией того же участка без признаков нарушения ПСП, что указывало на качественное ухудшение состояния земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия в результате осмотра территории земельного участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 сельскохозяйственного назначения и использования выявлено снятие плодородного слоя почвы на площади 3039 кв. м, выявлены признаки нарушений ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Размер вреда, причиненного почвам в результате снятия плодородного слоя почвы на участке ) 03:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 составил 2 431 200 руб.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В этой связи прокурор просит обязать ответчика разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации, возместить причиненный окружающей природной среде ущерб.
Кроме того, 12.12.2017 администрацией муниципального образования «Тункинский район» ПАО "Гаринъ" выдано разрешение на строительство нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, размещение информационных табло (стелы) и флагштоков, установление элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики). Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 расположен в границах национального парка «Тункинский», то есть в составе земель, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий. Следовательно, такое разрешение должно быть выдано не органом местного самоуправления - а Минприроды России.
При таких обстоятельствах прокурор настаивает на установлении ПАО "Гаринъ" запрета на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на вышеуказанном земельном участке до получения соответствующего разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Кауров А.Ю. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме, просив суд в соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ установить ответчику сроки для исполнения обязанностей по разработке проекта рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка, площадью 3039 кв.м - в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; провести указанную рекультивацию на территории земельного участка, площадью 3039 кв.м - в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенных земель.
Представители Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Вахрамеева Т.И. и ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" Куликова К.Л. поддержали исковые требования прокурора.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации МО "Тункинский район" в суд не явились. О времени и месте судебного заседания извещены. Представители Минприроды России просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представили суду мотивированный отзыв на исковое заявление прокурора, считая его законным и обоснованным, а также сообщили, что Минприроды России не выдавало ПАО "Гаринъ" разрешений на строительство и реконструкцию объектов на земельных участках, расположенных в границах национального парка "Тункинский".
Генеральный директор ПАО "Гаринъ" Гарин А.А. с иском не согласен, просил суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, сославшись на то, что ПАО "Гаринъ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 площадью 16707 кв. м. Земельный участок расположен в границах национального парка "Тункинский", не изъят из хозяйственной эксплуатации, имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Действительно ПАО "Гаринъ" был снят верхний плодородный слой почвы на площади 3039 кв.м с целью выравнивания площадки. Этот слой уложен в валы и не утратил своих плодородных свойств, качество плодородия этого слоя почвы не ухудшилось. В связи с тем, что в мае 2019 года инспекторами ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" было выдано предписание о приостановлении любой деятельности на этом земельном участке, ПАО "Гаринъ" по объективным причинам не смогло завершить работы по возвращению снятого верхнего слоя почвы на прежнее место. В этой связи считает, что ущерб окружающей среде не был причинен действиями ПАО "Гаринъ". Проект рекультивации земель ПАО "Гаринъ" разработан и утвержден 27.02.2020. Несмотря на то, что администрацией МО "Тункинский район" ПАО "Гаринъ" выдано разрешение на строительство, работы по строительству стационарных и нестационарных объектов горнолыжного комплекса "Сахатка" не велись и не ведутся, так как не получено соответствующее разрешение на строительство в Минприроды России. Полагает, что прокурором не доказан факт планирования и ведения ответчиком строительства на спорном земельном участке.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.
Судом установлено, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, собственником земельного участка с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 являлось ОАО «Сибирское инвестиционное объединение», на основании договора дарения от 27.11.2017.
с 19.04.2018 правообладателем участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 является ОАО «Сибирское инвестиционное объединение» ИНН 3808212139, ОГРН 1103850002739. В соответствии с выпиской из ФНС с 17.05.2019 данные о наименовании Общества были изменены на ПАО "Гаринъ».
Земельный участок с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 расположен на землях особо охраняемой природной территории федерального значения, а именно: в границах национального парка «Тункинский», что не оспаривается сторонами.
В границах земельного участка с кадастровым номером 38:20:000000:6980 ПАО «Гаринъ» на землях сельскохозяйственного назначения в границах национального парка «Тункинский» с использованием специализированной техники осуществило действия по снятию верхнего плодородного слоя почвы, части нижележащих почвенных горизонтов, что подтверждается заключением и.о. директора ФГБУ "национальный парк "Тункинский" Таряшинова Р.Ж. от 18.07.2019№ 886, заключением государственного инспектора государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Поповой А.В. от 26.07.2019, а также пояснениями участников судебного заседания и не отрицалось представителем ответчика Гариным А.А.
Согласно справке о результатах проверки, представленной Управлением Росреестра по Республике Бурятия земельный участок с кадастровым номером 38:20:000000:6980 расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для иных видов сельскохозяйственного использования. Площадь земельного участка составляет 16707 кв. м.
Представленный суду акту планового (рейдового) осмотра, обследования №358-2019 при сравнении фонового образца и образца, отобранного с территории участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 с признаками снятия плодородного слоя почвы (далее - ПСП), отсыпки почвы, подтверждает выявление признаков существенного снижения плодородия по всем агрохимическим показателям. То есть, на момент проверки часть участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 имела признаки снятия ПСП, нарушения ПСП обладало существенно низким плодородием по сравнению с территорией того же участка без признаков нарушения ПСП, что свидетельствует о качественном ухудшении состояния земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия от 26.07.2019 в результате осмотра территории земельного участка 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 сельскохозяйственного назначения и использования выявлено снятие плодородного слоя почвы на площади 3039 кв. м, выявлены признаки нарушения ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Размер вреда, причиненного почвам в результате снятия плодородного слоя почвы на участке )03:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 составляет 2431200 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1, 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238, в соответствии со ст. 4, 77, 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Из смысла пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).
Рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса и пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы (Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N310-ЭС15-1168).
Подпунктами 5, 6 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими генеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества сгружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с пп. "в" п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, настоящей методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Кроме того, согласно заключению и.о. директора ФГБУ «Национального парка «Тункинский» Таряшинова Р.Ж. от 18.07.2019 № 886 земельный участок с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 находится в зоне хозяйственного назначения на землях, включенных в состав национального парка «Тункинский» без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
Зонирование территории национальных парков, к каковым относится национальный парк «Тункинский» предусмотрено ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Часть 2 ст.8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом».
Почва представляет собой компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. К понятию "почва" не относятся торф, песок, грунт глубокого залегания, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений (п.32 ст.2 Федерального закона «О карантине растений» от 21.07.2014 № 206-ФЗ).
Как компонент природной среды почва может существовать с точки зрения закона, только как поверхностный слой земельного участка. Снятие почвы и его перемещение – это уничтожение поверхностного слоя на участке, т.е. причинение вреда окружающей среде путем изменения состава природного объекта.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает следующие понятия (ст.1) под вредом окружающей среды понимает негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статья 49 вышеназванного Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусматривает, что юридические и физические лица обязаны выполнять требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, действия ответчика по производству земляных работ на участке с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 привели к снижению почвенного плодородия на данном участке, т.е. негативному изменению окружающей среды, повлекшему деградацию земель. Соответственно, вред природному объекту причинен.
Данный факт суд находит доказанным и подтвержденным представленными проверочными материалами, приобщенными к делу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ПАО "Гаринъ" обязано возместить окружающей природной среде ущерб, причиненный вследствие снятия верхнего плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 общей площадью 16707 кв. м, на площади 3039 кв.м, имеющей координаты системы МСК-03:
Система координат МСК-03 | |
517507.17 | 2222397.57 |
517610.49 | 2222368.73 |
517639.22 | 2222490.43 |
517665.38 | 2222589.59 |
517703.93 | 2222683.95 |
517597.88 | 2222755.58 |
517507.17 | 2222397.57 |
517560.47 | 2222483.36 |
517570.99 | 2222521.90 |
517577.61 | 2222539.90 |
517580.04 | 2222565.88 |
517530.38 | 2222435.16 |
517526.15 | 2222472.63 |
517530.83 | 2222492.36 |
517539.11 | 2222531.43 |
517543.72 | 2222549.63 |
517550.64 | 2222584.19 |
Расчет взыскиваемого с ПАО "Гаринъ" ущерба составляет 2 431 200 рублей и произведен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды Росси от 08.07.2010 № 238.
Данный расчет содержится в заключении государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Поповой А.В. от 26.07.2019, который проверен судом и является верным.
Суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на ПАО "Гаринъ" обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель и проверки такую рекультивацию в соответствии со сроками, указанными в этом проекте. При этом судом отклоняются доводы представителя ответчика Гарина А.А. о том, что ПАО "Гаринъ" уже проводило работы по рекультивации земельного участка и имеет утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель от 27.02.2019 в связи со следующим.
В соответствии с п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. При этом в п. 8 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Из этого следует, что без утвержденного проекта рекультивация не проводится и любые действия на земельном участке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ПАО "Гаринъ" проводились не работы по рекультивации земельного участка, а земляные работы.
Обязанность по рекультивации земель установлена в ч. 5 ст. 13 ЗК РФ, в соответствии с которой лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к убеждению, что ответчик был снят плодородный слой почвы с земельного участка без проекта рекультивации.
Представленный Гариным А.А. проект рекультивации от 27.02.2019 не может быть принят судом внимание в связи с его несоответствием требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила):
во-первых, п. 8 Правил устанавливает, что рекультивация проводится на основании проекта путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. В нарушение указанных требований в проекте рекультивации земельного участка от 27.02.2019 описания состава технических работ нет (на стр. 4 Проекта содержится лишь «технологическая последовательность работ»).
Согласно п.8 Правил технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
во-вторых, в силу п.14 Правил проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка", включающий:
описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;
сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;
информацию о правообладателях земельных участков;
сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);
б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:
экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;
обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);
обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель);
в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:
состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;
описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;
сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;
планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;
г) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Из представленного стороной ответчика Проекта видно, что разделы «Сметная стоимость» не разработаны (нет локальных сметных расчетов), «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» - отсутствует (содержатся лишь ссылки на месяцы начала и окончания работ), «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель» - не разработаны, описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель не предусмотрено.
в-третьих, в силу п.15 Правил проект рекультивации должен быть согласован с собственником участка, а также после согласования направлен в уполномоченные государственные органы для сведения (п. 24 Правил). Как видно из представленного теста Проекта, таковой никем кроме ответчика не согласован, никуда не направлялся.
Таким образом, суд считает, что Проект рекультивации от 27.02.2020 является неисполнимым, так как без согласования проект рекультивации не может быть реализован (п.15 Правил).
В этой связи суд, по правилам части 1 ст.206 ГПК РФ и с учетом мнения прокурора, обязывает ПАО "Гарин" разработать в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу проект рекультивации нарушенных земель, провести указанную рекультивацию в сроки, указанные в таком проекте.
Исковые требования прокурора об установлении ПАО "Гаринъ" запрета на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемой природной территории федерального значения, суд оставляет без удовлетворения в виду того, что суду не представлены доказательства планирования возведения в будущем либо фактического строительства и реконструкции ответчиком на спорном земельном участке объектов капитального строительства.
Само по себе получение ПАО "Гаринъ" в администрации МО "Тункинский" район разрешения на строительство от 27.12.2017 года не может свидетельствовать, что работы по строительству ведутся либо планируется их проведение.
Доводы стороны ответчика, что ПАО "Гаринъ" без получения соответствующего разрешения на строительство в Минприроды России, не занималось и не будет заниматься строительными работами, не опровергнуты.
Поскольку исковые требования прокурора были удовлетворены частично, и при обращении в суд с настоящим иском прокурор в силу положений п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд на основании ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ взыскивает с ПАО "Гаринъ" в доход муниципального образования "Тункинский район" государственную пошлину в сумме 32 356 рублей, о уплаты которой не освобожден ответчик.
Руководствуясь ст.103, ст.194-199 и ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично исковое заявление Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Гаринъ" о понуждении разработать проект рекультивации нарушенных земель, проведении рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, запрете деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемой природной территории федерального значения.
Обязать Публичное акционерное общество "Гаринъ" в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 общей площадью 16707 кв. м, на площади 3039 кв.м, имеющей в следующие координаты системы МСК-03:
Система координат МСК-03 | |
517507.17 | 2222397.57 |
517610.49 | 2222368.73 |
517639.22 | 2222490.43 |
517665.38 | 2222589.59 |
517703.93 | 2222683.95 |
517597.88 | 2222755.58 |
517507.17 | 2222397.57 |
517560.47 | 2222483.36 |
517570.99 | 2222521.90 |
517577.61 | 2222539.90 |
517580.04 | 2222565.88 |
517530.38 | 2222435.16 |
517526.15 | 2222472.63 |
517530.83 | 2222492.36 |
517539.11 | 2222531.43 |
517543.72 | 2222549.63 |
517550.64 | 2222584.19 |
Обязать Публичное акционерное общество "Гаринъ" в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенных земель, провести указанную рекультивацию на территории земельного участка с кадастровым номером 003:20:000000:6980-respublika-buryatiya-r-n-tunkinskij/" title="Открыть объект 3:20:000000:6980 в ИАС «База N» Недвижимость" class="kadbase-link" target="_blank">3:20:000000:6980 общей площадью 16707 кв. м, на площади 3039 кв.м, имеющей в следующие координаты системы МСК-03:
Система координат МСК-03 | |
517507.17 | 2222397.57 |
517610.49 | 2222368.73 |
517639.22 | 2222490.43 |
517665.38 | 2222589.59 |
517703.93 | 2222683.95 |
517597.88 | 2222755.58 |
517507.17 | 2222397.57 |
517560.47 | 2222483.36 |
517570.99 | 2222521.90 |
517577.61 | 2222539.90 |
517580.04 | 2222565.88 |
517530.38 | 2222435.16 |
517526.15 | 2222472.63 |
517530.83 | 2222492.36 |
517539.11 | 2222531.43 |
517543.72 | 2222549.63 |
517550.64 | 2222584.19 |
Взыскать с Публичного акционерного общества "Гаринъ" в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в доход федерального бюджета денежную сумму в размере 2 431 200 рублей. Взысканная сумма ущерба подлежит зачислению по следующим реквизитам:
ИНН 7536056390
КПП 753601001
наименование л/с 04021А12420
номер счета казначейства 40101810600000010002
банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Г.УЛАН-УДЭ
БИК 048142001
получатель УФК по РБ (Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора)
ОКТМО (наименование муниципальных образований)
КБК 04811611010010000140 (платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения).
Взыскать с Публичного акционерного общества "Гаринъ" государственную пошлину в доход муниципального образования "Тункинский район" в сумме 32 356 рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу "Гаринъ" о запрете деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемой природной территории федерального значения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.В.Низовцев