Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 05.03.2022 |
Дата решения | 30.03.2022 |
Статьи кодексов | ст.20.2 ч.5 КоАП РФ |
Судья | Тумурова Анна Андреевна |
Результат | Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении |
Судебное решение | Есть |
ID | e999fcd1-d860-3f8d-b0e0-ec57abe6f122 |
№5-582/2022.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 30 марта 2022 года
04 апреля 2022 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Тумурова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении [СКРЫТО] Валерии [СКРЫТО], , в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,
установил:
В суд поступил протокол об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] В.А. по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
В судебное заседание [СКРЫТО] В.А. не явилась, извещена в установленном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие [СКРЫТО] В.А.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации данного права направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Из протокола об административном правонарушении от 05 марта 2022 года следует, что 25.02.2022 года в период времени с 19.05 час. до 20.15 час. [СКРЫТО] В.А. приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии смешанной формы, в виде группового пикетирования, переходящее в шествие, а именно стояла с плакатом в руках на котором была надпись «нет Путину нет войне», совместно с Якуповой М.С., у которой также был в руках плакат с надписью «нет войне в Украине вернуть войска домой!» на мемориале Победы по ул.Балтахинова г.Улан-Удэ. Далее осуществили шествие с плакатами по маршруту от мемориала Победы ул.Балтахинова г.Улан-Удэ-пл.Советов ул.Ленина г.Улан-Удэ-Центральный Колхозный рынок ул.Балтахинова, д. 9 г.Улан-Удэ, тем самым выражали мнение по актуальным проблемам общественно-политического характера. В Администрацию г.Улан-Удэ уведомлений о проведении публичных мероприятий не поступало, о чем свидетельствует ответ от 28.02.2022 года №27-42-И60/2022. Своими действиями [СКРЫТО] В.А. нарушила п.1 ст.7 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Действия [СКРЫТО] В.А. квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Как указано выше, в силу пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ на участника публичного мероприятия возложена обязанность выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Несоблюдение (нарушение) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 указанной статьи, в том числе обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, охватывается диспозицией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Между тем, протокол об административном правонарушении не содержит сведений о несоблюдение (нарушение) [СКРЫТО] В.А. обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 ст.6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Само по себе участие в несогласованном публичном мероприятии не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях [СКРЫТО] Валерии [СКРЫТО] состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня получения через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Копия верна:
Судья: А.А. Тумурова