Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 17.08.2021 |
Дата решения | 14.09.2021 |
Статьи кодексов | ст.6.3 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Наумова Анна Викторовна |
Результат | Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении |
Судебное решение | Есть |
ID | 79c72cd4-ea92-300a-835e-a55c7d5422c6 |
УИД 04RS0...-98
...
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 сентября 2021 года ...
Судья Советского районного суда ... Наумова А.В. единолично рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., пенсионера,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении [СКРЫТО] И.Д. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ около 20 час. 25 мин. [СКРЫТО] И.Д. с подтвержденным диагнозом Covid-19 самовольно покинул ковидный стационар, расположенный по адресу: ... в нарушение п.п. «в», «г» Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... в период действия на территории Республики Бурятия ограничительных мероприятий по нахождению на улице и в иных общественных местах, введенных Указом Главы Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., не выполнив правила поведения при действии режима «повышенная готовность», введенного распоряжением коронавирусной инфекцией, осуществил действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, санитарно – эпидемиологическому благополучию иных лиц, покинул место лечения, проживания, расположенное по адресу: ... при отсутствии жизненной необходимости.
На судебное заседание [СКРЫТО] И.Д. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено.
Представитель Управления МВД России по ... в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещены надлежаще.
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст. 29 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п.1.2).
В соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – Правила).
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.
Пунктом 4 этих же Правил предусмотрено, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта; б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации; д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав гражданина на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В силу ст. 2 названного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 1 Закона 52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. В число предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, законодателем включены мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ).
Основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний нормативно закреплены в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 (далее - Правила N 65).
Пунктом 10.1 этих правил предусмотрена, в том числе изоляция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для лиц, больных инфекционными болезнями и лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней, в случае если они представляют опасность для окружающих, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, допускаются медицинское вмешательство и изоляционные меры (п. 1 ст. 33 Закона N 52-ФЗ). Приведенной нормой предусмотрено, что больные инфекционными заболеваниями, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что больные коронавирусной инфекцией, а также лица, являющиеся носителями такой инфекции, подлежат обязательной госпитализации или изоляции. Однако такая изоляция или госпитализация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из п. 6 Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 69н следует, что оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.
Исходя из пунктов 13.1, 14.1, 14.2 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65
больные инфекционными и паразитарными болезнями по эпидемическим показаниям могут подлежать временной изоляции по месту выявления, а также изоляции в специализированных инфекционных стационарах (отделениях), подлежат обязательному лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.
Право на отказ от медицинского вмешательства, предусмотренное ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является неотъемлемой составляющей реализации таких конституционных прав граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность и первоначальное согласие на медицинское вмешательство не ограничивает право пациента в любой момент потребовать прекращения оказания медицинской помощи. Исключение, установленное п. 2 ч. 9 ст. 20 приведенного закона, во взаимосвязи с приведенными выше положениями ст. 33 Закона 52-ФЗ предусматривают при принудительной госпитализации или изоляции соблюдение определенной процедуры.
Как следует из п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить, в частности, мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] И.Д. являлся больным новой коронавирусной инфекцией и в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата получения положительного результата) до окончания лечения обязан соблюдать режим изоляции. ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 03 мин. [СКРЫТО] И.Д. как лицо, находящееся на амбулаторном лечении в качестве больного новой коронавирусной инфекцией по номеру телефона проинформирован о необходимости соблюдения им режима изоляции до окончания лечения.
Как следует из информации ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница» МЗ РБ [СКРЫТО] И,Д. прибыл в ДРКБ по ... на ковидном такси самостоятельно, был госпитализирован по экстренным показаниям в связи с тяжестью состояния в ковидный стационар ДРКБ ДД.ММ.ГГГГ, выписан из отделения ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом от дальнейшего лечения.
Действующим законодательством предусмотрена возможность прохождения амбулаторного лечения больных коронавирусной инфекцией.
Пунктом 1.5 Указа Главы Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)" предусмотрено, что лицам, больным коронавирусной инфекцией, разрешается следовать в медицинские организации для получения необходимых для лечения коронавирусной инфекции медицинских услуг при условии использования личного автотранспорта либо в случае, если подвоз осуществляется автотранспортом, предоставленным по заказу медицинских организаций.
В материалах дела отсутствуют какие-либо фактические данные, позволяющие прийти к выводу о нарушении [СКРЫТО] И.Д. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, в нарушение положений ст. 26.1 КоАП РФ, относящей к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении установление события правонарушения, а с учетом положений ст. 28.2, ст. 25.1 КоАП РФ и конкретизацию способа его совершения, что позволит лицу, в отношении которого ведется производство по делу, реализовывать право на защиту, в протоколе об административном правонарушении не отражено надлежащим образом описание события административного правонарушения, с указанием способа его совершения. Приведенные в протоколе нормативные акты не содержат сведений о том, какие конкретно нормы санитарных правил были не соблюдены, и какие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия не выполнены, какие требования санитарного законодательства, либо предписания соответствующих лиц нарушены. При этом приведенные в протоколе об административном правонарушении нормативно-правовые акты не предполагают произвольного ограничения права передвижения гражданина, без соблюдения определенной процедуры.
При таких обстоятельствах, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность прохождения амбулаторного лечения больных коронавирусной инфекцией, в материалах дела отсутствуют какие-либо фактические данные, позволяющие прийти к выводу о нарушении [СКРЫТО] И.Д. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
С учетом изложенного, производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., пенсионера прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы в Советский районный суд ....
Судья А.В. Наумова