Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 10.01.2020 |
Дата решения | 17.03.2020 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Номогоева З.К. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5d02cb78-854b-3ad8-abfd-92ddabc5ecdd |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] И. В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истец [СКРЫТО] И.В. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> об установлении факта нахождения в очереди сотрудников ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ и признании ее состоящей в очереди сотрудников УФСИН России по РБ с момента ее первичного обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходит службу с 1993 года в уголовно-исполнительной системе Республики Бурятия. С 1993 года по 2011 год в ФКУ ИК-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-7, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в УФСИН России по РБ.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно - бытовой комиссии учреждения ОВ-94/2 УИН МЮ РФ по РБ (ныне ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ) истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площади. В июле 2019 года по месту работы истец при постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты узнала о том, что она в списке сотрудников УФСИН РФ по РБ нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем, не числится.
В этой связи истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ с заявлением о предоставлении информации о ее очередности в списке нуждающихся в жилье.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ сообщено истцу, что согласно списку очередников ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, ставших на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, в очереди на улучшение жилищных условий она не числится, в жилищной комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ учетное дело отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила от УФСИН России по РБ заверенные копии сведений по индивидуальному учету сотрудников Учреждения ОВ-94/2 нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площадью на ДД.ММ.ГГГГ В вышеуказанном списке сотрудников состоящих на учете ЖБК ИК-2 истец числится под порядковым номером 44, дата решения ЖБК указана ДД.ММ.ГГГГ. 25.11.истец обратилась в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ с заявлением о выдаче ей выписки из решения ЖБК ИК-7 УФСИН России по РБ о включении ее в список сотрудников состоящих на таком учете, также о выдаче выписки из решения ЖБК ИК-7 УФСИН России по РБ о направлении ее учетного дела в жилищную комиссию УФСИН РФ по РБ по месту работы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 сообщает истцу, что в ЖБК ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ ее учетное дело не поступало.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу сообщено, что в жилищной комиссии учреждения отсутствует выписка из ЖБК о направлении учетного дела в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ, однако имеется расписка от ДД.ММ.ГГГГ о получении [СКРЫТО] И.В. учетного дела.
Однако отсутствие ее учетного дела не может являться основанием для ограничения ее законных прав числиться в очереди на улучшение жилищных условий и обеспечения жилой площадью по новому месту службы, т.е. в УФСИН России по РБ. Сведений об исключении [СКРЫТО] И.В. из очереди нет.
Ни истец, ни ее супруг не имеют в пользовании на условиях социального найма или в собственности какого-либо жилья, в настоящее время проживают в служебном жилом помещении.
Более того, УФСИН России по РБ поставил истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Бальжинимаева Б.М. по доверенности, уточнила исковые требования. Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Суду показала, что ответчиком в материалы дела представлен протокол заседания ЖБК учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ (ныне ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ) об исключении истца из списков очередников сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием первичных документов, дающих право на постановку на очередь. С данным протоколом истец не согласна, поскольку указанное основание не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Решение о снятии [СКРЫТО] И.В. с учета ей не направлялось, с данным решением истца под роспись не знакомили.
Кроме того, решение о постановке истца на учет не было признано незаконным. Факт отсутствия первичных документов, подтверждающих нуждаемость истца на момент постановки на учет, не подтверждает то обстоятельство, что истец была поставлена на учет в нарушении закона или вследствие неправомерных действий должностных лиц. Просит суд исковые требования удовлетворить, считает, что истцом не пропущен срок для предъявления иска в суд.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] И.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается судебным извещением. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ Игнатьева Е.В. по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Суду показала, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд с указанными требованиями по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ЖБК учреждения ОВ-94/2. ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.В. забрала свое учетное дело по ЖБК, о чем имеется ее расписка. В последующем учетное дело в Жилищную комиссию ФКУ ИК-2, а также в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ и в УФСИН России по РБ ею не предоставлялось. Таким образом, истцу с ДД.ММ.ГГГГ стало известно о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, на момент подачи рапорта истец была обеспечена жильем по адресу: <адрес>5, жилой площадью 28,6 кв.м., на регистрационном учете состояли [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] В.Ц. и их сын [СКРЫТО] С.В., в связи с чем, у должностных лиц отсутствовали основания для постановки [СКРЫТО] И.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика УФСИН России по РБ и ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ Рандина А.С. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителя ответчика.
Также суду показала, что [СКРЫТО] И.В., проходя службу в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ с 2011 года являлась заместителем председателя ЖБК и не могла не знать об оспариваемом решении жилищной комиссии ОВ-94/2 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета. Длительное время не обращалась в суд с иском о признании данного решения незаконным, также не обращалась к работодателю по вопросу о наличии ее учетного дела, что подтверждает доводы ответчика о том, что истец знала о снятии ее с очереди нуждающихся.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования [СКРЫТО] И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долгое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно пунктам 12-14 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администраций и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими реноваций, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что [СКРЫТО] И.В. проходит службу с 1993 года в уголовно-исполнительной системе Республики Бурятия. С 1993 года по 2011 год в ФКУ ИК-2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-7, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в УФСИН России по РБ.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно - бытовой комиссии учреждения ОВ-94/2 УИН МЮ РФ по РБ (ныне ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ) истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилой площади.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ОВ-94/2 от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.В. была снята с очереди нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием первичных документов, дающих право на постановку на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока давности.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Кроме того, в силу ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно положениям ст. 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В материалы дела представлена расписка [СКРЫТО] И.В. в том, что ДД.ММ.ГГГГ она забрала свое учетное дело, что в судебном заседании стороной истца не отрицалось. В последующем учетное дело в жилищную комиссию ФКУ ИК-2 истцом не представлялось. Также учетное дело отсутствует и в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ, а также в УФСИН России по РБ.
То обстоятельство, что в течение продолжительного времени истец не обращалась в Жилищную комиссию ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ по вопросу наличия ее учетного дела и соответствующей информации по нему, [СКРЫТО] И.В. не предпринимались действия, направленные на подтверждение ее права находится на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предоставлялись документы для перерегистрации, свидетельствуют о том, что истец знала о снятии ее с очереди нуждающихся.
Кроме того, [СКРЫТО] И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по 2016 год входила в состав сотрудников жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ, являлась заместителем председателя ЖБК и соответственно знала о порядке постановки на учет и снятии с учета. Таким образом, истец не могла не знать о состоявшемся решении ЖБК ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, [СКРЫТО] И.В. с ДД.ММ.ГГГГ знала о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако в суд обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е по истечении 7 лет. Доказательств уважительности пропуска срока исковой давности истцом в суд не представлено.
Кроме того, на момент подачи рапорта о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий, и на момент рассмотрения данного рапорта жилищно-бытовой комиссией [СКРЫТО] И.В. проживала по адресу: <адрес>5, общей площадью 42,7 кв.м., жилой 28,6 кв.м. По указанному адресу на регистрационном учете состояли [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] В.Ц. (супруг) и [СКРЫТО] С.В. (сын). Квартира ДД.ММ.ГГГГ приватизирована в равных долях на [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] В.Ц., [СКРЫТО] С.В. и [СКРЫТО] А.В. (сын).
<адрес> жилого помещения составляет 28,6 кв.м, следовательно 28,6 кв.м. : 4 чел. = 7,15 кв.м. жилой площади приходилось на одного человека.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети.
Аналогичная норма была закреплена в ст. 53 ЖК РСФСР, согласно которой к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
Согласно пункта 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Таким образом, ЖК РСФСР не связывал определение обеспеченности гражданина жилым помещением с наличием у него права собственности на жилую площадь.
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по ЖК РСФСР, в том числе условие обеспеченности ниже учетной нормы, едины, как для собственников жилья, так и граждан, не имеющих жилья в собственности.
Согласно пункту 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Постановлением Совета министров Бурятской АССР и Советом профсоюзов Бурятской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлений жилых помещений в Бурятской АССР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров жилой площади.
Судом установлено, что на момент постановки на учет [СКРЫТО] И.В. и члены ее семьи имели обеспеченность жилой площадью в размере свыше 7 квадратных метров жилой площади. При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствовали основания для постановки истца на учет ДД.ММ.ГГГГ. Решение ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ является законным, так как отсутствовали первичные документы, дающие право [СКРЫТО] И.В. на постановку на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] И. В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Номогоева З.К.