Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 17.09.2015 |
Дата решения | 19.10.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Цыденова Н.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6f4b04a7-56f8-3a59-95f9-791a5a2a6fd5 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Цыреновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Л.И. к территориальному отделению ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований, привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ» о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением к территориальному отделению ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, истец [СКРЫТО] Л.И. просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии с составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ г.; обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке (в очередности членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы) в ДД.ММ.ГГГГ г. на состав семьи 2 человека; взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 руб., за оформление нотариальной доверенности в сумме 1000 руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что [СКРЫТО] Л.И. является вдовой, <данные изъяты> Ю.В.И., исключенного из списков личного состава войсковой части №, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ г., в связи со смертью. В ДД.ММ.ГГГГ. она, как вдова военнослужащего, собрав все необходимые документы для постановки на учет на себя и на сына в качестве нуждающихся в постоянном жилье по договору социального найма и направила их в территориальное отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ <адрес>-40. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал ей в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по следующим основаниям: «в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ не представплены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком сообщено о том, что «Как следует из представленных Вами документов, Ваш муж – Ю.В.И. был исключен из списков личного состава в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ О своем праве на предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, до своего увольнения не заявлял, не был признан нуждающимся в жилых помещениях. В настоящее время Ю.В.И. не состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Полагает данный отказ необоснованным и незаконным, так как её супруг Ю.В.И. проходил военную службу по контракту в войсковой части № и был исключен из списков личного состава части в связи со смертью. Его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении более 15 лет.
За время прохождения военной службы и после смерти они не обеспечивались жилым помещением для постоянного проживания; государственный жилищный сертификат не получали; бронированного и приватизированного жилья не имели, безвозмездную финансовую помощь и ссуду на приобретения жилья в финансовом органе войсковой части не получали. Она в настоящее время проживает в служебном жилом помещении согласно договора социального найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>-3, <адрес>. Она записана в личном деле Ю.В.И. в качестве супруга, после смерти супруга она в новый брак не вступала. В силу ст. 24, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», они имеют право на получение жилого помещения, в новом избранном после его смерти месте жительства. Пресекательных сроков в данном случае закон не предусматривает.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ».
В судебном заседании [СКРЫТО] Л.И., её представитель Миронов Н.В., действующий на основании доверенности исковые требования поддержали в полном объёме, дав пояснения, аналогичные содержанию иска.
Представитель ответчика Каурова О.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, является признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после (гибели) смерти военнослужащего. Как следует из заявления истца, Ю.В.И. являлся военнослужащим, и исключен из списков личного состава войсковой части № приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, не имеется доказательств того, что на момент смерти Ю.В.И. он и члены его семьи в установленном законом порядке были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилого помещения или жилищной субсидии. За все время прохождения военной службы Ю.В.И. не были предприняты действия, для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. В настоящее время, обеспечении по линии МО РФ за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в соответствии с п. 2.1. ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ОШМ, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
В судебное заседание представители третьих лиц Министерство обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ» не явились. Извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежаще. Суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствии.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 52 ч. 1 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Установлено, что [СКРЫТО] Л.И. являлась супругой, умершего ДД.ММ.ГГГГ г., согласно свидетельству о смерти I- АЖ № №, выданного <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Б., <данные изъяты> Ю.В.И. – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, в связи со смертью. Погиб в результате автомобильной катастрофы. Смерть не связана с исполнением служебных обязанностей.
Истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ г. в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>-3, <адрес>.
На обращение [СКРЫТО] Л.И. в ФГКУ «Востокрегионжилье» территориальное отделение <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, мотивированный тем, что «в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Кроме того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено о том, что «Как следует из представленных Вами документов, Ваш муж – Ю.В.И. был исключен из списков личного состава в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ О своем праве на предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, до своего увольнения не заявлял, не был признан нуждающимся в жилых помещениях. В настоящее время Ю.В.И. не состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии п. 3.1 ст. 24 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013г. № 298-ФЗ, от 28.12.2013г. № 405-ФЗ), членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
П. 2 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 29 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Таким образом, данная норма закрепляет для вышеуказанных лиц право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
Проанализировав доводы сторон, обстоятельства дела, суд находит обоснованными доводы истца о том, что нуждаемость в жилом помещении существует, поскольку на момент смерти Ю.В.И.. проживал в служебном жилом помещении, которое является временным, предоставленным в связи с характером трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).
Учитывая юридически значимые обстоятельства по делу, а также отсутствие жилых помещений на праве собственности или праве пользования на условиях договора социального найма, суд находит, что на момент смерти муж истицы совместно со своей семьей нуждался в получении жилого помещения по договору социального найма.
Довод стороны ответчика о том, что Ю.В.И. до увольнения не был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, суд находит не обоснованным, поскольку не постановка на учет связана со смертью последнего. Из пояснений истицы, не опровергнутых в судебном заседании, и подтвержденным установленными обстоятельствами, следует, что Ю.В.И.., проживая в служебном жилом помещении, ждал выслуги 15 лет и желал оформить документы для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилье и получения жилищного сертификата или готового жилья. Заявление о том, что Ю.В.И. был официально признан нуждающимся в данной конкретной обстановке, является формальным.
Суд считает, что военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, а именно в календарном исчислении более 15 лет, являлся нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, которое не смог реализовать в связи со смертью, потому требования истицы находит обоснованными.
Признав за истцом наличие обязательного условия для получения жилья членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, суд признает за ней право на обеспечение помещения путем предоставления жилищной субсидии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истица подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии в первоочередном порядке в ДД.ММ.ГГГГ г. с составом семьи два человека с ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. с момента обращения истицы к ответчику.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому, с ответчика надлежит взыскать расходы истца на оформление нотариальной доверенности в размере 1 000 руб., расходы по которым подтверждаются доверенностью, в которых они указаны, а также оплаченная истцом госпошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] Л.И. удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Л.И. право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
Обязать Территориальное отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ <адрес>-40 поставить [СКРЫТО] Л.И. в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии составом семьи 2 (два) человека с ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Территориальное отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ <адрес>-40 предоставить [СКРЫТО] Л.И. жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке в очередности членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения службы на состав семьи 2 (два человека) в ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с Территориального отделения ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в пользу [СКРЫТО] Л.И. оплаченную госпошлину в сумме 300 руб., за оформление доверенности в сумме 1 000 руб., итого 1 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Цыденова Н.М.