Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 22.09.2017 |
Дата решения | 07.11.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Бунаева А.Д. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3b06a022-407f-3bf2-b63e-be833ea277f6 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2017 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре судебного заседания Цыдендамбаевой И.А., с участием представителя истца Алсагаевой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия к индивидуальному предпринимателю Коноваленковой А. С. о понуждении устранить выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Кабанского района Республики Бурятия просит обязать индивидуального предпринимателя Коноваленкову А.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования надворного туалета и выгребной ямы кухонь— герметичными емкостями для сбора жидких бытовых отходов; оборудования места сбора твердых коммунальных отходов твердым водонепроницаемым покрытием, обязать индивидуального предпринимателя Коноваленкову А.С. получить лицензию на недропользование и санитарно- эпидемиологическое заключение на скважину в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кабанского района РБ с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, Байкальского Управления Росприроднадзора в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации гостевого дома «<данные изъяты>» в <адрес>. В ходе проверки установлено, что гостевой дом «<данные изъяты>» расположен по адресу: <адрес>. Эксплуатацию гостевого дома осуществляет ИП Коноваленкова А.С., установлено, что в хозяйственно-бытовых целях используются № скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории гостевого дома, лицензия на осуществление деятельности по недропользованию и санитарно-эпидемиологическое заключение на скважины у индивидуального предпринимателя отсутствует. Кроме этого, в ходе проверки установлено, что на территории комплекса расположены деревянный туалет, выгребные ямы которого не герметичны, отсутствует твёрдое основание, имеется место для сбора твердых коммунальных отходов на почве, у которого отсутствует водонепроницаемое покрытие, земляная яма для слива отходов кухонь не герметична. Таким образом, неисполнение ИП Коноваленковой А.С. требований закона, выразившееся в непринятии мер по оборудованию надворного туалета герметичными емкостями, оборудования контейнерной площадки твердым герметичным покрытием на территории гостевого дома нарушаются интересы не только жителей МО СП «Сухинское», но и прилегающих к нему поселений Кабанского района и других районов, то есть интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Алсагаева Е.К. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные содержанию иска.
Ответчик ИП Коноваленкова А.С. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Имеева Л.И. исковые требования прокурора Кабанского района РБ признала, суду пояснила, что ИП Коноваленкова А.С. организовала гостевой дом «<данные изъяты>», признает, что в нарушение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства надворный туалет и выгребная яма кухонь не оборудована герметичными емкостями для сбора ЖБО, места сбора ТБО не оборудованы водонепроницаемым покрытием, ИП Коноваленкова не имеет лицензии на недропользование и санитарно-эпидемиологическое заключение на скважину, поэтому ответчик обязуется устранить нарушения в течение № месяцев.
Суд, выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Статья 23 Закона предусматривает основные требования по рациональному использованию и охране недр - соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 19 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Судом установлено, что прокуратурой Кабанского района РБ с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, Байкальского Управления Росприроднадзора в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации гостевого дома «<данные изъяты>» в п. <адрес>, в ходе которой установлено, что гостевой дом «<данные изъяты>» расположен по адресу: <адрес>.
Эксплуатацию гостевого дома осуществляет ИП Коноваленкова А.С.
Установлено, что в хозяйственно-бытовых целях ИП Коноваленкова использует 3 скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные на территории гостевого дома в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по недропользованию и санитарно-эпидемиологическое заключение на скважины. Указанное обстоятельство ответчик не оспаривает.
Между тем, использование ответчиком № скважин в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является нарушением законодательства о недропользовании, которое выражается в том, что ответчик пользуется недрами без государственного разрешения, без установленных условий его пользования, поэтому ответчика следует обязать получить лицензию на недропользование в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Также индивидуальным предпринимателем используются № скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения, что нарушает права неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами гостевого дома, организованного ИП Коноваленковой, на безопасное использование водного объекта, поэтому ответчика следует обязать получить санитарно-эпидемиологического заключение на водный объект в тот же срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом» благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Пункт 3.2. СанПиН 2.1.5.1059-01 регламентирует, что мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать водонепроницаемость емкостей для хранения твердых и жидких бытовых отходов.
Установлено, что на территории гостевого дома «<данные изъяты>» расположены деревянный туалет, выгребная яма кухонь, которые не герметичны для сбора жидких бытовых отходов. Кроме того, имеется место для сбора твердых коммунальных отходов на почве, у которого отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие. Ответчик не оспаривает отсутствие твердого водонепроницаемого покрытия на месте сбора твердых коммунальных отходов и негерметичности туалета и выгребной ямы.
ИП Коноваленкова в нарушение требований закона не приняла меры по оборудованию деревянного туалета и выгребной ямы кухонь герметичными емкостями, оборудованию место для сбора твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием, в связи с чем нарушаются интересы жителей МО СП «Сухинское», и прилегающих к нему поселений Кабанского района и других районов, то есть интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Кабанского района Республики Бурятия к индивидуальному предпринимателю Коноваленковой А.С. о понуждении устранить выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кабанского района Республики Бурятия к ИП Коноваленковой А. С. о понуждении устранить выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Коноваленкову А. С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем оборудования надворного туалета и выгребной ямы кухонь герметичными емкостями для сбора жидких бытовых отходов; оборудования места сбора твердых коммунальных отходов твердым водонепроницаемым покрытием.
Обязать индивидуального предпринимателя Коноваленкову А. С. получить лицензию на недропользование и санитарно- эпидемиологическое заключение на скважину в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: А.Д. Бунаева