Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 14.05.2018 |
Дата решения | 02.08.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Денисова Н.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b2ba6489-38f2-3ef9-ab02-69df2699031e |
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи [СКРЫТО] Н.А., при секретаре Намтаровой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Д.Р. к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, [СКРЫТО] Д.Р. просит признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по категории лиц «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».
Исковое заявление мотивировано тем, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, в возрасте 9 лет остался без попечения родителей: мать лишена родительских прав, на основании решения Северобайкальского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., отец самоустранился от воспитания. После лишения родительских прав матери, он в период с ДД.ММ.ГГГГ. находился на полном государственном попечении в Мало-Куналейском детском доме. Полагает, что он вправе на внеочередное предоставление жилого помещения по категории лиц дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку он не знал о том, что имеет право на получение жилого помещения по указанной категории.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Д.Р. иск поддержал.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. иск не признала и суду пояснила, что распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. [СКРЫТО] отказано в постановке на учет по категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку [СКРЫТО] достиг предельного возраста 23 лет. Данное распоряжение не оспорено и вступило в законную силу.
Суд, выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об оставлении иска без удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Истец [СКРЫТО] Д.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ, соответственно 23 года ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ.
Основания и порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях урегулированы ст.ст. 51,52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно Закону Республики Бурятия от 22.12.2012 г. № 3102-IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия» постановка детей-сирот на учет осуществляется органом опеки и попечительства по месту их жительства (ч. 2 ст. 2).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением. Это направлено, в том числе и на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не обратились лица и органы, на которые возложена обязанность по защите их прав в тот период, когда они находились в несовершеннолетнем возрасте.
По смыслу и содержанию Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Следовательно, установленный действующим законодательством 23-летний возраст является предельным, до достижения которого лицо из числа детей- сирот может воспользоваться своим законным правом на обращение в органы опеки и попечительства в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На данный момент истец уже достиг возраста 33 лет, в связи с чем, постановка [СКРЫТО] на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является невозможной.
Доводы истца о наличии права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку на день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. №15-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ.) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, как по договору социального найма, так и по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил по достижению 23 лет, до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории и не включен в список лиц, не реализовавших такое право.
Положения Федерального закона № 159-ФЗ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ., не распространяются на правоотношения, возникшие до указанной даты.
Сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением истца жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ г. не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.10.2010 года № 1281-0-0 указал, что положением статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18- летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста и не заявивших о реализации имевшихся у них права до достижения указанного возраста.
Право на обеспечение жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признанными в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, принятыми на соответствующий учет, но которые не были обеспечены жильем до введения нового правового регулирования спорных правоотношений.
[СКРЫТО] ни до достижения совершеннолетия, ни до достижения 23- летнего возраста, не обращался в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Незнание того, что истец имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота, не является уважительной причиной пропуска срока обращения в компетентные органы.
На данный момент истец не относится ни к одной из категорий, для которых Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что достиг возраста, превышающего 23 лет.
Другие уважительные причины для несвоевременного обращения с заявлением о принятии на учет истцом не приведены.
Отсутствие у истца сведений о наличии права на предоставление жилого помещения также не является уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и реализации имевшегося права.
Истец не представил доказательства обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья до достижения 23 лет, а также не представил уважительных причин для несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, служащих основанием для защиты в судебном порядке права лица из числа детей- сирот на обеспечение жилым помещением, ввиду чего [СКРЫТО] утратил статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть отнесен к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения из данной категории, не реализовавших свое право до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным. Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление [СКРЫТО] Д.Р. к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения РБ о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, то есть путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.[СКРЫТО]