Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 23.07.2015 |
Дата решения | 26.08.2015 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Судья | Иванова Виктория Александровна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 4afb9a1e-7d63-35af-92e7-7a58de840243 |
судья ФИО3
дело ... поступило ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2015 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Булгытовой С.В., судей коллегии Куницыной Т.Н., Ивановой В.А., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Д.С. об оспаривании решения Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РБ по апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 июня 2015 г., которым заявление [СКРЫТО] Д.С. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения [СКРЫТО] Д.С.. его представителя Аюшиева Б.Г., представителя МВД по РБ Шульгина Ф.И., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, [СКРЫТО] Д.С. просил признать решение МРЭО УГИБДД УМВД России по РБ об аннулировании регистрации транспортного средства <...>, с государственными регистрационными знаками ... незаконным, и устранить допущенные нарушения путем восстановления регистрации вышеуказанного ТС.
В обоснование требований указано, что заявитель является собственником вышеуказанного транспортного средства, которое в установленном законом порядке было зарегистрировано в ГИБДД. Решением начальника МРЭО ГИБДД МВД по РБ от ... регистрация принадлежащее [СКРЫТО] Д.С. автомобиля аннулирована. Заявитель полагает, что аннулирование регистрации ТС является незаконным, поскольку прекращение действия сертификата соответствия экологического класса не влечет аннулирование регистрации транспортных средств, в оспариваемом решении не указано, что сертификаты были поддельными, недействительными или необоснованно выданными.
В судебном заседании [СКРЫТО] Д.С., его представитель Аюшиев Б.Г. требования поддержали, пояснив, что автомобиль был поставлен на учет в установленном порядке после проверочных мероприятий. Доказательств несоответствия принадлежащего [СКРЫТО] Д.С. транспортного средства экологическому классу 4 не предоставлено.
Представитель МВД России по РБ Хартиков С.С. с заявлением не согласился, пояснив, что аннулирование регистрации транспортных средств заявителя осуществлено на основании результатов служебной проверки и указаний МВД России.
Решением суда в удовлетворении требований [СКРЫТО] Д.С. отказано.
В апелляционной жалобе [СКРЫТО] Д.С. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. На транспортное средство Благовещенской Таможней был выдан ПТС, подтверждающий соответствие приобретенного им автомобиля всем требованиям с допуском к эксплуатации и участию в дорожном движении. Полагает необоснованным возложение на гражданина риска утраты собственности, связанного с прекращением действия сертификата.
В заседании судебной коллегии [СКРЫТО] Д.С., его представитель Аюшиев Б.Г. доводы жалобы поддержали, против удовлетворении которых возражал представитель МВД России по РБ Шульгин Ф.И
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что обжалуемые действия должностных лиц МВД России по РБ соответствовали действующему законодательству, поскольку действие сертификата соответствия, послужившего основанием для выдачи таможенным органом ПТС, прекращено.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пп. "з" п. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Исходя из указанных выше правовых норм, приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении, зарегистрировать его и выдать ПТС.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
Как следует из п. 51 указанных выше Правил, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В соответствии с пунктом 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] Д.С. является собственником транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак ...
Из сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства следует, что вышеназванный автомобиль ввезен на территорию Российской Федерации из <...>, паспорт выдан Благовещенской таможней ....
В качестве документа, подтверждающего соблюдение технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. N 609 названного автомобиля был предоставлен сертификат соответствия, действие которого согласно информации Федеральной службы по аккредитации прекращено.
В уведомлении ГУОБДД МВД России ... от ... адресованном ГИБДД субъектов РФ указано на необходимость проведения проверки законности регистрационных действий и принятия решения о признании недействительными ПТС и аннулировании регистрационных действий в отношении тех транспортных средств, сертификаты соответствия которых признаны прекращенными. При принятии решений о прекращении (аннулировании) регистрационного учета транспортных средств, указанных в приложении, предложено руководствоваться сведениями о статусе сертификатов, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитации) www.fsa.gov.ru
Проанализировав приведенные обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для признания действий МРЭО ГИБДД по РБ незаконными, поскольку отмена действия сертификатов соответствия на транспортные средства заявителя влечет в силу закона отмену регистрационных действий.
Довод жалобы об отсутствии доказательств недействительности сертификата соответствия является несостоятельным и не влечет отмену вынесенного решения суда, поскольку проверка законности отмены сертификатов соответствия не входит в полномочия ГИБДД МВД РФ, а находится в компетенции уполномоченного органа по сертификации, каковым является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), по указанию которой, и происходит отмена действия выданных сертификатов.
Учитывая отсутствие в деле доказательств соответствия спорного транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, оснований для удовлетворения заявленных [СКРЫТО] Д.С. требований не имелось.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ, пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО9" отмечено, что отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
С учетом изложенного подлежит отклонению и довод жалобы о нарушении конституционных прав заявителя, необоснованном возложении на заявителя рисков, связанных с прекращением действия сертификата.
Доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, решение постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи