Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 17.06.2021 |
Дата решения | 11.08.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Ваганова Екатерина Сергеевна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | edd2c5a8-131d-3a1c-91b4-8eebac73f0d8 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Орлов А.С.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-728/2021
УИД: 04RS0018-01-2020-009398-15
пост. 17.06.2021 г.
дело № 33-2357/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Дампиловой Ц.В.
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, ООО «Экоальянс», Министерству внутренних дел по Республике Бурятия, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ОАО «РЖД», ПАО «ФСК ЕЭС», ТУ [СКРЫТО] по Республике Бурятия о возложении обязанности принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков, по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Улан-Удэ на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ 27 апреля 2021 г., которым исковые требования частично удовлетворены и постановлено:
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков:
- с кадастровым номером 03:24:033102:58, площадью 1296,6 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик (объездная дорога), (координаты GPS № 51°46’22.7”, E107°42’50.1”; № 51°46’15.1”, E107°42’47.1”; № 51°45’53.2”, E107°42’49.6”; № 51°46’15, E107°42’46.1; № 51°46’16, E107°42’46.8”; № 51°46’15.9”, E107°42’47.9”); с кадастровым номером 03:24:033102 (координат GPS № 51°46’23.6”, E107°42’50”; № 51°46’23.6”, E107°42’49.6”; № 51°46’22.6”, E107°42’49.8”; № 51°46’22.6”, E107°42’50.1”; № 51°45’53.6”, E107°42’49.6”; № 51°45’53.6”, E107°42’50.2”, № 51°45’52.7”);
- с кадастровым номером 03:24:033905, площадью 50 м2, объем отходов 10 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, за домом № 150б (координаты GPS № 51°48’06.6”, E107°36’11.8”; № 51°48’07.2”, E107°36’12.1”; № 51°48’07.8”, E107°36’12.7”; № 51°48’07.4”, E107°36’13.2”; № 51°48’07.1”, E107°36’13.0”);
- с кадастровым номером 03:24:031303, площадью 111,13 м2, объем отходов 30 м3 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.5”; № 51°49’41.1”; № 51°49’40.6”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:031302:24 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:000000:63594 (координаты GPS № 51°49’40.8”, E107°40’58.7”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Ростовский, 1 и прилегающая территория;
- с кадастровым номером 03:24:034612, площадью 4537,1 м2, объем отходов 2000 м3 (координаты GPS № 51°45’02.1”, E107°40’55.3”; № 51°45’1.4”; E107°40’55”, № 51°45’2.5”; E107°40’55.5”), с кадастровым номером 03:24:034610 (координаты GPS № 51°45’3”, E107°40’58”; № 51°45’3.2”; E107°40’8.2”, № 51°44’59.2”; E107°40’54.4”), с кадастровым номером 03:24:034610:26 (координаты GPS № 51°45’1.7”, E107°41’0”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Забайкальский, ул. Жасминовая;
- с кадастровым номером 03:24:032001, площадью 43,446 м2, объем отходов 3 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная (объездная дорога вблизи кладбища) (координаты GPS № 51°48’32.1”, E107°41’06.8”; № 51°48’30.9”; E107°41’22.4”);
- с кадастровым номером 03:24:030313:134, площадью 940,42 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Горхонская (координаты GPS № 51°50’30.7”, E107°46’10.5”; № 51°50’31.2”; E107°46’7.7”, № 51°50’30.9”; E107°46’6.9”, № 51°50’31”, E107°46’9.6”; № 51°50’30.4”; E107°46’9”, № 51°50’30.3”; № 51°50’27.5”E107°46’14.3”);
- с кадастровым номером 03:24:030506, площадью 560,32 м2, объем отходов 50 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Сумской, возле дома № 39 (координаты GPS № 51°45’33.0”, E107°42’42.1”; № 51°49’33.2”; E107°42’40.1”, № 51°49’32.6”; E107°42’40.7”, № 51°49’33”, E107°42’42.3”; № 51°49’32.8”; E107°42’43.5”, № 51°49’33.5”; E107°42’53.2”, № 51°49’33.5”; E107°42’41.6”);
- с кадастровым номером 03:24:034501, площадью 23571 м2, объем отходов 13000 м3 (координаты GPS № 51°46’52.1”, E107°34’39.4”; № 51°46’50.5”; E107°34’38.8”, № 51°46’52.6”; E107°34’42.9”), с кадастровым номером 03:24:034301 (координаты GPS № 51°46’56.1”, E107°34’28.8”; № 51°46’57.7”; E107°34’33.4”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Забайкальская, 2в, за магазином «Янта».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ, с учетом уточнений исковых требований и частичным отказом от исковых требований, просил возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков:
- с кадастровым номером 03:24:033102:58, площадью 1296,6 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик (объездная дорога), (координаты GPS № 51°46’22.7”, E107°42’50.1”; № 51°46’15.1”, E107°42’47.1”; № 51°45’53.2”, E107°42’49.6”; № 51°46’15, E107°42’46.1; № 51°46’16, E107°42’46.8”; № 51°46’15.9”, E107°42’47.9”); с кадастровым номером 03:24:033102 (координат GPS № 51°46’23.6”, E107°42’50”; № 51°46’23.6”, E107°42’49.6”; № 51°46’22.6”, E107°42’49.8”; № 51°46’22.6”, E107°42’50.1”; № 51°45’53.6”, E107°42’49.6”; № 51°45’53.6”, E107°42’50.2”, № 51°45’52.7”);
- с кадастровым номером 03:24:033905, площадью 50 м2, объем отходов 10 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, за домом № 150б (координаты GPS № 51°48’06.6”, E107°36’11.8”; № 51°48’07.2”, E107°36’12.1”; № 51°48’07.8”, E107°36’12.7”; № 51°48’07.4”, E107°36’13.2”; № 51°48’07.1”, E107°36’13.0”);
- с кадастровым номером 03:24:031303, площадью 111,13 м2, объем отходов 30 м3 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.5”; № 51°49’41.1”; № 51°49’40.6”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:031302:24 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:000000:63594 (координаты GPS № 51°49’40.8”, E107°40’58.7”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Ростовский, 1 и прилегающая территория;
- с кадастровым номером 03:24:034612, площадью 4537,1 м2, объем отходов 2000 м3 (координаты GPS № 51°45’02.1”, E107°40’55.3”; № 51°45’1.4”; E107°40’55”, № 51°45’2.5”; E107°40’55.5”), с кадастровым номером 03:24:034610 (координаты GPS № 51°45’3”, E107°40’58”; № 51°45’3.2”; E107°40’8.2”, № 51°44’59.2”; E107°40’54.4”), с кадастровым номером 03:24:034610:26 (координаты GPS № 51°45’1.7”, E107°41’0”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Забайкальский, ул. Жасминовая;
- с кадастровым номером 03:24:032001, площадью 43,446 м2, объем отходов 3 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная (объездная дорога вблизи кладбища) (координаты GPS № 51°48’32.1”, E107°41’06.8”; № 51°48’30.9”; E107°41’22.4”);
- с кадастровым номером 03:24:030313:134, площадью 940,42 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Горхонская (координаты GPS № 51°50’30.7”, E107°46’10.5”; № 51°50’31.2”; E107°46’7.7”, № 51°50’30.9”; E107°46’6.9”, № 51°50’31”, E107°46’9.6”; № 51°50’30.4”; E107°46’9”, № 51°50’30.3”; № 51°50’27.5”E107°46’14.3”);
- с кадастровым номером 03:24:030506, площадью 560,32 м2, объем отходов 50 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Сумской, возле дома № 39 (координаты GPS № 51°45’33.0”, E107°42’42.1”; № 51°49’33.2”; E107°42’40.1”, № 51°49’32.6”; E107°42’40.7”, № 51°49’33”, E107°42’42.3”; № 51°49’32.8”; E107°42’43.5”, № 51°49’33.5”; E107°42’53.2”, № 51°49’33.5”; E107°42’41.6”);
- с кадастровым номером 03:24:034501, площадью 23571 м2, объем отходов 13000 м3 (координаты GPS № 51°46’52.1”, E107°34’39.4”; № 51°46’50.5”; E107°34’38.8”, № 51°46’52.6”; E107°34’42.9”), с кадастровым номером 03:24:034301 (координаты GPS № 51°46’56.1”, E107°34’28.8”; № 51°46’57.7”; E107°34’33.4”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Забайкальская, 2в, за магазином «Янта».
А также просит обязать ООО «Экоальянс» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках:
- с кадастровым номером 03:24:032001:1, площадью 15 м2, объем отходов 5 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная, железная дорога Улан-Удэ-Наушки;
- с кадастровым номером 03:24:032401:2, площадью 40 м2, объем отходов 20 м3, с кадастровым номером 03:24:000000:131, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик, лесной массив;
- с кадастровым номером 03:24:030501:2, площадью 5577,6 м2, объем отходов 4000 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Южный.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], ОАО «РЖД», ПАО «ФСК ЕЭС», ТУ [СКРЫТО] по Республике Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Цыренова А.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Куренов А.Ю. с исковыми требованиями не согласился, полагая, что они не являются надлежащим ответчиками по настоящему спору, т.к. отсутствуют правовые основания для возложения на орган местного самоуправления обязанностей организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ООО «Экоальянс» Васильева М.П. возражала против удовлетворения, предъявленных к обществу требований, представила письменные возражения, согласно которым полагает, что в силу действующего законодательства обязанности должны быть возложены на Администрацию г. Улан-Удэ.
Представитель ответчика ПАО «ФСК ЕЭС» Карнофель Е.А. вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда, т.к. истцом к ним исковых требований не заявлено (с учетом уточнений).
Представители Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, ОАО «РЖД», ТУ [СКРЫТО] по Республике Бурятия, а также ответчик [СКРЫТО] В.Д. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Улан-Удэ в лице представителя по доверенности Куренова А.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что органы местного самоуправления не наделены законодательством полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые разграничена. ГОСТ 30772-2001 неприменим в настоящее время, поскольку введен в действие с 01.07.2002 г. и до сих пор не приведен в соответствие с действующим законодательством в области обращения с твердыми коммунальными отходами, имеющих большую юридическую силу. На основании действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 1 от 14.05.2018 г. обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Вывод суда о том, что органы местного самоуправления выполняют функции собственника, противоречит нормам действующего законодательства. Поскольку Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком, оснований для возложения на нее обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, указанных в решении суда, не имеется.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Анучина А.А. указала, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному между Министерством природных ресурсов РБ и ООО «ЭкоАльянс», последнее приняло на себя обязательства по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора. Описание границ зоны деятельности регионального оператора также представлено в территориальной схеме МО «г.Улан-Удэ» При этом свалки по ул.Бабушкина, ул.Онохойская п.Забайкальский и ул.Жаспиновая, ул.Залесная, ул.Горхонская, пер.Сумской. уд.Домостроительная включены в территориальную схему и потому обязанность по их ликвидации должна быть возложена на ООО «ЭкоАльянс». Свалка по пер.Ростовскому, 1 расположена в границах придомовой территории и потому обязанность по ее ликвидация не может быть возложена на Администрацию. Также полагает, что обязанность возложенная на Администрацию решением суда фактически отнесена к компетенции Республики Бурятия.
В заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков МВД по Республике Бурятия, ОАО «РЖД», ПАО «ФСК ЕЭС», ТУ [СКРЫТО], ответчик [СКРЫТО] В.Д. - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие истца Богданова Ю.В.
В судебном заседании специалист Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Урханова И.И. на вопросы суда пояснила, что между Минприроды и региональным оператором заключено соглашение, в соответствии с которым региональный оператор на территории Республики обеспечивает сбор, транспортирование, обработку и захоронение мусора. Территориальная схема не возлагает обязанность по ликвидации свалок на регионального оператора, но есть постановление Правительства РФ, где указано, что региональный оператор выявляет свалку и возлагает обязанность по ликвидации свалки на собственника. Территориальная схема является стратегическим документом, где указано количество свалок, организуются мероприятия по ликвидации свалки.
Специалист Бурприроднадзора Кобылкин Ю.В. пояснил, что свалки, обнаруженные ими и те, которые указаны в территориальной схеме не все разные. Они изучили координаты, указанные в территориальной схеме, перевели их в единую систему координат м установили, что действительно часть несанкционированных свалок включена в территориальную сзему.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Анучина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Экоальянс» Васильева М.П. с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Представитель процессуального истца Бадмацыренова Ю.С. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 ст.13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено наличие несанкционированных свалок на следующих земельных участках:
- с кадастровым номером 03:24:033102:58, площадью 1296,6 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик (объездная дорога), (координаты GPS № 51°46’22.7”, E107°42’50.1”; № 51°46’15.1”, E107°42’47.1”; № 51°45’53.2”, E107°42’49.6”; № 51°46’15, E107°42’46.1; № 51°46’16, E107°42’46.8”; № 51°46’15.9”, E107°42’47.9”); с кадастровым номером 03:24:033102 (координат GPS № 51°46’23.6”, E107°42’50”; № 51°46’23.6”, E107°42’49.6”; № 51°46’22.6”, E107°42’49.8”; № 51°46’22.6”, E107°42’50.1”; № 51°45’53.6”, E107°42’49.6”; № 51°45’53.6”, E107°42’50.2”, № 51°45’52.7”);
- с кадастровым номером 03:24:033905, площадью 50 м2, объем отходов 10 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, за домом № 150б (координаты GPS № 51°48’06.6”, E107°36’11.8”; № 51°48’07.2”, E107°36’12.1”; № 51°48’07.8”, E107°36’12.7”; № 51°48’07.4”, E107°36’13.2”; № 51°48’07.1”, E107°36’13.0”);
- с кадастровым номером 03:24:031303, площадью 111,13 м2, объем отходов 30 м3 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.5”; № 51°49’41.1”; № 51°49’40.6”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:031302:24 (координаты GPS № 51°49’41.2”, E107°40’59.2”), с кадастровым номером 03:24:000000:63594 (координаты GPS № 51°49’40.8”, E107°40’58.7”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Ростовский, 1 и прилегающая территория;
- с кадастровым номером 03:24:034612, площадью 4537,1 м2, объем отходов 2000 м3 (координаты GPS № 51°45’02.1”, E107°40’55.3”; № 51°45’1.4”; E107°40’55”, № 51°45’2.5”; E107°40’55.5”), с кадастровым номером 03:24:034610 (координаты GPS № 51°45’3”, E107°40’58”; № 51°45’3.2”; E107°40’8.2”, № 51°44’59.2”; E107°40’54.4”), с кадастровым номером 03:24:034610:26 (координаты GPS № 51°45’1.7”, E107°41’0”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Забайкальский, ул. Жасминовая;
- с кадастровым номером 03:24:032001, площадью 43,446 м2, объем отходов 3 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная (объездная дорога вблизи кладбища) (координаты GPS № 51°48’32.1”, E107°41’06.8”; № 51°48’30.9”; E107°41’22.4”);
- с кадастровым номером 03:24:030313:134, площадью 940,42 м2, объем отходов 100 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Горхонская (координаты GPS № 51°50’30.7”, E107°46’10.5”; № 51°50’31.2”; E107°46’7.7”, № 51°50’30.9”; E107°46’6.9”, № 51°50’31”, E107°46’9.6”; № 51°50’30.4”; E107°46’9”, № 51°50’30.3”; № 51°50’27.5”E107°46’14.3”);
- с кадастровым номером 03:24:030506, площадью 560,32 м2, объем отходов 50 м3, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пер. Сумской, возле дома № 39 (координаты GPS № 51°45’33.0”, E107°42’42.1”; № 51°49’33.2”; E107°42’40.1”, № 51°49’32.6”; E107°42’40.7”, № 51°49’33”, E107°42’42.3”; № 51°49’32.8”; E107°42’43.5”, № 51°49’33.5”; E107°42’53.2”, № 51°49’33.5”; E107°42’41.6”);
- с кадастровым номером 03:24:034501, площадью 23571 м2, объем отходов 13000 м3 (координаты GPS № 51°46’52.1”, E107°34’39.4”; № 51°46’50.5”; E107°34’38.8”, № 51°46’52.6”; E107°34’42.9”), с кадастровым номером 03:24:034301 (координаты GPS № 51°46’56.1”, E107°34’28.8”; № 51°46’57.7”; E107°34’33.4”), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Забайкальская, 2в, за магазином «Янта».
Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, посчитав надлежащим ответчиком Администрацию г. Улан-Удэ, осуществляющую полномочия собственника в отношении вышеприведенных земельных участков, поскольку государственная собственность на них не разграничена.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Администрация г. Улан-Удэ распоряжается как муниципальными земельными участками, так и земельными участками, находящимися в неразграниченной (то есть не зарегистрированной в федеральную собственность или собственность субъектов РФ) государственной собственности на землю.
Плановой проверкой установлено наличие несанкционированной свалки на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования «г. Улан-Удэ»», в связи с чем, выводы суда о том, что Администрация г. Улан-Удэ является надлежащим ответчиком, обоснованны.
В данном случае, со стороны указанного ответчика, не осуществлявшего надлежащим образом муниципальный земельный контроль, судебная коллегия усматривает бездействие, поскольку несанкционированные свалки твердых коммунальных образовались в черте муниципального образования в течение длительного периода времени.
Вопреки доводам жалоб, оснований для возложения на регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» обязанности по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с рассматриваемого загрязненного отходами земельного участка судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее по тексту - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров. (ч.8, 10 ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Приказом Министерства природных ресурсов РБ от 29 апреля 2020 г. утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия
Действительно часть несанкционированных свалок, являющихся предметом настоящего спора, включены в территориальную схему, однако указанное обстоятельство, по мнению судебной коллегии, не является основанием для возложении обязанности по их ликвидации на регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 3 указанной статьи территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.
Положения статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ не определяют механизм сбора твердых коммунальных отходов с места несанкционированного размещения отходов, поскольку оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Федеральным законом N 89-ФЗ.
При этом исходя из вышеприведенных правовых норм несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает оснований для возложения обязанностей на ООО «ЭкоАльянс».
Также коллегией отклоняются доводы апеллянта о том, что салка в районе дома по пер.Ростовскому, 1 находится на придомовой территории.
В соответствии с п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.4.4.1 Правил благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ» содержание прилегающих территорий осуществляется собственниками земельных участков, зданий (помещений в них), строений и сооружений в границах территорий, определенных в соответствии с пунктом 4.4.5 настоящих Правил, за счет собственных средств.
Из абзаца 2 пункта 4.4.5 Правил следует, что внешняя часть границ прилегающих территорий определяется на расстоянии 10 метров по периметру от границ земельного участка на основании сведений о государственном кадастровом учете соответствующих земельных участков, а при отсутствии границ земельного участка - 30 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения,
Согласно справке представленной суду апелляционной инстанции специалистом Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования Кобылкиным Ю.В., земельный участок под домом по пер.Ростовский, 1 сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером03:24:031303:16, расстояние от границ данного земельного участка до несанкционированной свалки составляет 16 метров 49 см.
Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для возложения обязанности по ликвидации данной свалки на собственников жилых помещений.
Формулировка, примененная судом об обязании Администрации принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков, с учетом вышеустановленных обстоятельств и приведенных положений закона, не может расцениваться как нарушающая права ответчика, поскольку в конечном итоге эта деятельность будет направлена на ликвидацию несанкционированных свалок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: