Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 03.05.2017 |
Дата решения | 29.05.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Базаров Виктор Нанзытович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c5853362-7296-3d28-aa25-f6d5d22e18d7 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-2121
Судья Прокосова М.М.
поступило 3 мая 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 29 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Пащенко Н.В.
судей коллегии Базарова В.Н. и Вольной Е.Ю.
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МБДОУ детский сад № 12 «Колосок» г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране здоровья детей по апелляционной жалобе МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в лице представителя Шараевой Ю.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МБДОУ детский сад №12 «Колосок» г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране здоровья детей удовлетворить.
Обязать МБДОУ детский сад №12 «Колосок» г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» произвести необходимые действия по оборудованию медицинского кабинета МБДОУ детский сад № 12 «Колосок».
Обязать МБДОУ детский сад №12 «Колосок» г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" приобрести оборудование: весы медицинские - 1, ростометр и антропометр - 1, тонометр с возрастными манжетами - т1, стетофонендоскоп - 1, секундомер - 1, динамометр кистевой - 2-х видов (для детей разных возрастных групп) - 3, плантограф - 1, оториноскоп с набором воронок - 1, холодильник - 1, лоток медицинский почкообразный - 1, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) - 1, грелка медицинская - 1, пузырь для льда -1, жгут кровоостанавливающий резиновый -1, носилки - 2, травматологическая укладка - 1, зонды желудочные разных размеров - 4, стол рабочий - 1, кушетка - 1, ширма медицинская - 1, пинцет - 3, корнцанг - 4, сейф для хранения медикаментов - 1 в срок до 01.07.2017г.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обращаясь в суд с иском к МБДОУ детский сад № 12 «Колосок» г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» просил обязать ответчиков МБДОУ детский сад № 12 «Колосок», МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ» оборудовать медицинский кабинет дошкольного учреждения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, указанном с приложении и № 3 Приказа Минздрава России от 05.11.2013г. № 822н. Требования к МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ» заявлены в связи с тем, что финансовое обеспечение выполнение муниципальных заказов бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Таким образом, деятельности учреждения для выполнения его непосредственных обязанностей финансируется собственником имущества.
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ постановил приведенное выше решение.
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в лице представителя Шараевой Ю.А. с принятым решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, в части срока исполнения до 31.12.2017 г. Указывает, что ответчик в письменных возражениях ссылался на то, что в соответствии с предоставленной выпиской из бюджетной росписи МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. в местном бюджете на 2017 год предусмотрены денежные средства для оборудования медицинского кабинета Детского сада № 12 в размере 98930,00 рублей, однако в каком квартале 2017 года данные денежные средства будут выделены из местного бюджета не уточнено. Указанный довод не исследован, не дана соответствующая правовая оценка.
В своих возражениях помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Сметанина И.Г. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы. Полагает, что оснований для установления срока исполнения решения до окончания финансового года отсутствуют, поскольку соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья детей не взаимосвязано с бюджетным процессом. Установление длительных сроков исполнения судебных решений нивелирует значение судебного акта.
В заседании судебной коллегии МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» в лице представителя Баханова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель МБДОУ детский сад № 12 «Колосок» Кортукова Е.В. доводы жалобы так же поддержала.
Прокурор Дмитриева Ю.А. против доводов жалобы возражала. Полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В силу ст.ст. 1, 28 названного закона образовательное учреждение обязано создать в сфере своей деятельности необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно Уставу МБДОУ детский сад № 12 «Колосок» г. Улан-Удэ является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств муниципального образования г.Улан-Удэ.
Приказом Министерства здравоохранения России от 5 ноября 2013 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях» предусмотрено, что несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в виде первичной медико-санитарной помощи. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному Приказом.
В соответствии со ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пп.13 п.1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что медицинский кабинет, оборудованный в муниципальном бюджетном образовательном дошкольном учреждении детский сад № 12 «Колосок», в нарушение Приказа Министерства здравоохранения России от 5 ноября 2013 года не в полной мере соответствует стандарту оснащения, предусмотренному приложением № 3, утвержденному Приказом. В нем отсутствуют весы медицинские - 1, ростометр и антропометр - 1, тонометр с возрастными манжетами - т1, стетофонендоскоп - 1, секундомер - 1, динамометр кистевой - 2-х видов (для детей разных возрастных групп) - 3, плантограф - 1, оториноскоп с набором воронок - 1, холодильник - 1, лоток медицинский почкообразный - 1, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) - 1, грелка медицинская - 1, пузырь для льда -1, жгут кровоостанавливающий резиновый -1, носилки - 2, травматологическая укладка - 1, зонды желудочные разных размеров - 4, стол рабочий - 1, кушетка - 1, ширма медицинская - 1, пинцет - 3, корнцанг - 4, сейф для хранения медикаментов - 1.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц является правомерным.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, полагая, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и постановлено обоснованное и законное решение, при этом норм процессуального права нарушено не было.
Довод жалобы о том, что плановый период 2018-2019 гг. в местном бюджете на 2017 год предусмотрены денежные средства для оборудования медицинского кабинета Детского сада № 12 в размере 98930,00 рублей, однако в каком квартале 2017 года данные денежные средства будут выделены из местного бюджета не уточнено подлежит отклонению, поскольку указанные обстоятельства правового значения не имеют и основанием для отмены состоявшегося по делу решения не является.
Кроме того, указанные доводы могут являться основанием для обращения ответчика в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Н.В. Пащенко
Судьи коллегии: Е.Ю. Вольная
В.Н. Базаров