Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Верховный Суд Республики Бурятия (Республика Бурятия) |
Дата поступления | 15.04.2022 |
Дата решения | 26.05.2022 |
Статьи кодексов | ст.17.15 ч.2.1 КоАП РФ |
Судья | Назимова Полина Савельевна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | a0acbd13-0d8b-333c-ba1e-182db5ba86cb |
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,
ул. Коммунистическая, 51
04RS0014-01-2022-000171-04
Судья Тараева И.А., 5-100/2022
Дело № 12-175 пост. ...
Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2022 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Дармаеве Ж.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МКУ «Администрация МО СП «Чикойское» на постановление судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении МКУ «Администрация МО СП «Чикойское»,
установил:
постановлением судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 года МКУ «Администрация МО СП «Чикойское» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Глава МО СП «Чикойское» Борисов К.Г. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить в связи с нарушением судом процессуальных требований при рассмотрении дела и по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании глава МО СП «Чикойское» Борисов К.Г. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Судебный пристав-исполнитель Кяхтинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Чагдурова С.С., составившая протокол об административном правонарушении, в суд не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 4 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем Кяхтинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия в отношении Администрации МО СП «Чикойское» Кяхтинского района Республики Бурятия возбуждено исполнительное производство.
Предмет исполнения - обязанность в срок до 1 января 2019 года обустроить автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен в с. Чикой; обустроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров в с. Чикой для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к расположенной на расстоянии 200 метров от населенного пункта р. Чикой; обеспечить наличие пожарных водоемов в районе ул. <...>, пер. ул. <...>, ул. <...>.
Взыскатель – прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия.
Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
29 апреля 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 13 мая 2021 года.
20 сентября 2021 года должник привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
18 января 2022 года судебный пристав-исполнитель вручил должнику требование о необходимости исполнения судебного решения в течение пяти дней с момента его получения.
28 января 2022 года судебным приставом-исполнителем установлено, что требования исполнительного документа должником в полном объеме не исполнены.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Администрации МО СП «Чикойское» судебным приставом-исполнителем Кяхтинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП Ф.
Вынося обжалуемое постановление и привлекая Администрацию МО СП «Чикойское» к административной ответственности, судья районного суда исходил из того, что должником не представлено сведений уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа, к которым отсутствие финансовых средств не относится. Должник не предпринимал исчерпывающих мер к получению, изысканию денежных средств в целях исполнения судебного решения.
Вместе с тем при рассмотрении дела судья районного суда не учел положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 сентября 2018 года № 2478-О отметил, что положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Из материалов дела следует, что 27 июня 2018 года глава МО СП «Чикойское» Борисов К.Г. обратился к председателю Народного Хурала Республики Бурятия, к Главе Республики Бурятия Цыденову А.С., а также к главе МО «Кяхтинский район» с просьбой решить вопрос о выделении финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 51, 58, 63).
10 июля 2018 года глава МО «Кяхтинский район» направил главе сельского поселения Борисову К.Г. ответ об отсутствии денежных средств на устранение нарушений.
26 июля 2018 года у заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности состоялось рабочее заседание, на котором принято решение в срок до 1 декабря 2018 года в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности рассмотреть на сессиях депутатов районных и городских собраний вопрос о выделении денежных средств из бюджетов муниципальных образований на исполнение судебных решений, либо заложить объемы финансирования в проект бюджета следующего года (л.д. 54).
7 августа 2018 года заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Цыренов Б.Д. направил главе поселения Борисову К.Г. сообщение о том, что для полного устранения недостатков в МО СП «Чикойское» в бюджете Кяхтинского района недостаточно средств.
11 октября 2018 года глава сельского поселения Борисов К.Г. обратился к главе МО «Кяхтинский район» с просьбой помочь решить вопрос об исполнении требований исполнительного документа.
25 февраля 2019 года глава МО СП «Чикойское» Борисов К.Г. обратился к главе МО «Кяхтинский район» с просьбой предусмотреть денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 49).
27 марта 2019 года первый заместитель руководителя Администрации МО «Кяхтинский район» на данное обращение сообщил, что в 2019 году выделение денежных средств сельскому поселению «Чикойское» на противопожарные мероприятия не предусмотрено (л.д. 48).
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
17 марта 2021 года глава поселения Борисов К.Г. обратился к председателю Совета депутатов МО «Кяхтинский район», а также к главе МО «Кяхтинский район» с заявлением о необходимости выделения денежных средств на исполнение судебного решения (л.д. 45, 46).
20 мая 2021 года глава МО СП «Чикойское» Борисов К.Г. представил судебному приставу-исполнителю информацию о том, что во исполнение судебного решения на ул. Спортивная, 15, с. Чикой, установлен противопожарный резервуар; остальные требования не выполнены в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств (л.д. 44).
25 мая 2021 года председатель Совета депутатов МО «Кяхтинский район» Матаев И.В. сообщил, что в связи с экономической обстановкой выделение дополнительных финансовых средств в 2021 году не представляется возможным.
1 февраля 2022 года руководитель Республиканского агентства ГО и ЧС Борошноев С.Г. направил главе МО «Кяхтинский район» письмо, из которого следует, что в настоящее время Правительством Республики Бурятия выделены финансовые средства на разработку типового проекта источника наружного противопожарного водоснабжения, после чего будет установлена потребность в финансовых средствах.
Таким образом, невозможность исполнить требования исполнительного документа в полном объеме в установленный судебным приставом-исполнителем срок связана исключительно с отсутствием в местном бюджете денежных средств и достаточного финансирования.
Во время производства по настоящему делу установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, предпринимались меры, направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, но при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
При таком положении имеются основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, исходя из того, что должником были предприняты меры, направленные на получение бюджетных средств для исполнения требований исполнительного документа, однако указанные меры оказались безрезультатными.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении МКУ «Администрация МО СП «Чикойское» отменить.
Прекратить производство по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ».
Судья П.С. Назимова