Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Уфимский районный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 06.09.2017 |
Дата решения | 05.02.2018 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Вахитова Д.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e64a5fed-8f49-38d2-81c8-d24df1ddf56f |
№2а-35/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 05 февраля 2018 года
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Вахитовой Д.М.,
при секретаре Усмановой Г.А.,
с участием:
представителя административного истца старшего помощника прокурора Уфимского района РБ Гафиятуллина Д.И.,
представителя заинтересованного лица ООО «Федоровский парк» ФИО21, заинтересованных лиц: ФИО1, ФИО5, ФИО32, ФИО24, ФИО9,
представителя заинтересованных лиц по доверенности адвоката ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан к Управлению Росреестра по <адрес>, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ» о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным (недействительным) решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства", просил обязать Управление Росреестра по РБ восстановить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «Для сельскохозяйственного производства". Требования мотивированы тем, что <адрес> по обращению администрации муниципального района <адрес> РБ проведена проверка исполнения земельного законодательства.
В рамках проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является - общество с ограниченной ответственностью "Федоровский парк".
Ha основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ СВ № и декларации о смене разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
ФИО4, действующий на основании доверенности в интересах ООО "Федоровский парк", ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о смене на основании декларации разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
В нарушение указанных требований закона, а также ст. 16, п. 5 ч,2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ФГБУ "ФКП Росреестра" ДД.ММ.ГГГГ принято решение об учете изменений объекта недвижимости (изменении вида разрешенного использования земельного участка).
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным (недействительным) решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства". Обязать Управление Росреестра по РБ восстановить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «Для сельскохозяйственного производства".
Определениями Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора к участию в деле привлечены долевые собственники исходного земельного участка: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО33 (ФИО11) Г.Х., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО19, ФИО20, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО18, ФИО21, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29
Представитель истца старший помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании требования поддержал полностью, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Административные ответчики Управление Росреестра по <адрес>, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ» явку представителей на судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, об отложении не просили.
Представитель заинтересованного лица ООО «Федоровский парк» - ФИО21, заинтересованные лица ФИО1, ФИО5, ФИО32, ФИО24, ФИО9, представитель заинтересованных лиц по доверенности ФИО18 просили отказать в иске по доводам, указанным в возражении.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В соответствии с п.1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 ст. 7 ЗК РФ).
В силу п. 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является - общество с ограниченной ответственностью "Федоровский парк".
ФИО4, действующий на основании доверенности в интересах ООО "Федоровский парк", ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о смене на основании декларации разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
Ha основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ СВ № и декларации о смене разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
Как усматривается из письма от ДД.ММ.ГГГГ. № администрации МР <адрес> РБ земельный участок с кадастровым номером № администрацией МР <адрес> РБ для ведения садоводства или дачного хозяйства в порядке, установленном ст. ст. 13,14 Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачный некоммерческих объединениях граждан» не предоставлялся (л.д.№).
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (далее Управление) от ДД.ММ.ГГГГ. № усматривается, что при поступлении в Управление (либо в филиал учреждения) судебного решения, признающего решение о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ. недействительным, сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования указанного земельного участка подлежат изменению с «Для ведения садоводства» на «Для сельскохозяйственного производства» (л.д.№).
Доказательства осуществления в порядке, установленном Федеральным законом 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевода спорного земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории материалы дела не содержат.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении, поскольку оспариваемые действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" от 29.12.2016г. не соответствуют закону.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" от ДД.ММ.ГГГГ. о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
Обязать Управление Росреестра по РБ восстановить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «Для сельскохозяйственного производства".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.М. Вахитова