Дело № 12-200/2017, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Уфимский районный суд Республики Башкортостан
Дата поступления 23.08.2017
Дата решения 20.10.2017
Статьи кодексов КоАП: ст. 8.7 ч.2
Судья Моисеева Г.Л.
Результат Производство по жалобе прекращено
Судебное решение Есть
ID 9d991b60-843a-396b-98e5-d3e89dbf8bef
Стороны по делу
Ответчик
*** "***********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 12-200/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 октября 2017 года г. Уфа

Судья Уфимского районного суда Республики Башкортостан Моисеева Г.Л., при секретаре Батршиной Ю.Р.,

рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СтройРесурсы» на постановление руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее Управление Россельхознадзора по РБ) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Стройресурсы», привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Россельхознадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройРесурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Общество, оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным.

Из содержания жалобы следует, что органом государственного контроля нарушены права юридического лица. Проверка проведена с нарушением её процедуры, при проведение проверки нарушен процессуальный порядок. Выводы о виновности основаны на недопустимых доказательствах. В жалобе указывается на то, что органом государственного контроля не доказана виновность Общества в нарушении ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не установлено событие административного правонарушения, состав административного правонарушения не установлен. Субъектом, привлекаемым к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ может являться либо собственник земельного участка, либо иное лицо, производящее действие, выражающиеся в порче земель, либо их уничтожении своими противоправными действиями.

В жалобе директор Общества просит признать постановление незаконным, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель по доверенности ООО «Стройресурсы» - Мисюкова А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав на то, что органом государственного контроля не соблюден и нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, состав инкриминируемого обществу административного правонарушения, не установлен. Проверка проводилась с нарушением процессуальных норм. Считая постановление незаконным, просит отменить обжалуемое его, административное производство прекратить.

Представитель Управления Россельхознадзор - Давлетшин В.Р. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, считает данную жалобу необоснованной, в удовлетворении которой просил отказать. По мнению представителя органа государственного контроля, Общество пропустило процессуальный срок обжалования постановления. Считает, что вина юридического лица подтверждена материалами дела. Виновность юридического лица в нарушении ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена, а выводы о виновности основаны на допустимых доказательствах, добытых в ходе проверке проведенной в полном соответствии с законом.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетелей, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ лицо не лишено возможности реализовать право на судебную защиту, с соблюдением правил подсудности.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьёй 79 Земельного Кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что в Управление Россельхознадзор по РБ на официальный сайт <данные изъяты> поступило сообщение о несанкционированной свалке ТБО возле д. <адрес> РБ. На основании указанного обращения, фотографий, распечаток с портала услуг «Публичная кадастровая карта» и сервиса «Яндекс карты», ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Гаитбаев Р.М вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении СП Дмитриевский сельсовет MP <адрес> РБ по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. С целью проверки сведений, инспектором Управления Россельхознадзор по РБ Гаитбаевым Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на территорию, принадлежащую ООО Агрофирма «Николаевская» на праве аренды, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером

Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в <данные изъяты> км юго-западнее от села Подымалово Дмитриевского сельсовета <адрес> Республики Башкортостан, находится несанкционированная свалка ТБО, общая площадь которой при осмотре определена в <данные изъяты> га. К протоколу приобщены: фототаблица с фотоснимками и с обзором осмотренной территории, схема местоположения свалки ТБО.

На основании Акта отбора проб и образцов почв от ДД.ММ.ГГГГ, произведено взятие проб и образцов почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером для исследования.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ органом государственного контроля назначена почвоведческая экспертиза на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , проведение экспертизы поручено ФГБУ «Башкирский референтный центр Россельхознадзора» (<адрес>).

Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, плодородный слой почвы на земельном участке, относящемся к категории сельхозназначения, загрязнен тяжелыми металлами, никелем и нитратами. В отобранных пробах (образцах) почв обнаружено превышение предельно допустимых концентраций по отдельным элементам. Согласно государственным нормативам 2.ДД.ММ.ГГГГ-06, установленными с ДД.ММ.ГГГГ, допустимое содержание нитратов в почве не должно превышать 130 мг/кг, при исследовании образов почвы, установлено превышение предельно допустимых концентраций; земельный участок подлежит процедуре восстановления плодородного слоя почвы, данный земельный участок не пригоден для использования по целевому назначению, для устранения загрязнения почвы земельного участка необходимо проведение мероприятий по восстановлению плодородного слоя почвы (рекультивации).

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по РБ Гаитбаевым Р.М. составлен в отношении ООО «Стройресурсы» протокол № , из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов юридическое лицо не выполнило обязательных фитосанитарных мероприятий по улучшению земель, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:041001:35, в 1 км юго-западнее от д. Подымалово Дмитриевского сельсовета <адрес> РБ на площади 0,5 га, допущено загрязнение (захламление) земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Стройресурсы» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ.

Оснований согласиться с изложенными в постановлении должностного лица выводами, не усматриваю.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно договору на размещение отходов IY класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Управление по благоустройству <адрес>» оказывает юридическому лицу ООО «СтройРесурсы» услуги по приему и размещению твердых коммунальных отходов на полигоне по адресу: <адрес>, полигон твердых коммунальных отходов в районе д. Сергеевка. Дополнительным соглашением срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером в составе единого землепользования с кадастровым номером 02:47:000000:265 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . находится в аренде у ООО Агрофирма «Николаевская», сроком до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуги по вывозу бытовых отходов, ООО «СтройРесурсы» производит услуги по вывозу с территории Дмитриевского сельсовета бытовых отходов.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения муниципального района. В соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 18, пп."е" ч. 3 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, отображаются на карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, которая является частью схемы территориального планирования муниципального района. В то же время из ст. ст. 9, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что документ территориального планирования муниципального образования - поселения (генеральный план) должен отображать планируемые к размещению объекты в области размещения твердых коммунальных отходов. Таким образом, решение вопроса о размещении объекта по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов) относится к полномочию Администрации МР <адрес> РБ.

Таким образом, администрацией района определено место для размещения твердых бытовых отходов, в ее обязанности входит выполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Субъектом правонарушения являются лица, на которых выполнение указанных требований и мероприятий возложено законом.

Между тем, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на ООО «СтройРесурсы» обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не возложена, а Договором передано лишь полномочие по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, ООО «СтройРесурсы» не является субъектом вмененного правонарушения, то есть состав административного правонарушения отсутствует.

Поэтому обстоятельства, на основании которых было вынесены постановление, и сделан вывод о виновности ООО «СтройРесурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не получили объективного подтверждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Стройресурсы» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, что исключает дальнейшее производство по делу (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), влечет отмену вынесенного по этому делу постановления с прекращением административного производства.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.

Доводы представителя Управления Россельхознадзора по РБ о пропуске процессуального срока на подачу жалобы на постановление о назначении административного наказания суд также считает не состоятельными. Копия постановления о назначении административного наказания вручена ООО «Стройресурсы» посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении. Ранее, в установленный законом срок, ООО «Стройресурсы» обращалось в арбитражный суд РБ с заявлением об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с не подведомственностью. Постановлением восемнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ определение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

жалобу ООО «СтройРесурсы» удовлетворить.

постановление руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройРесурсы» по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СтройРесурсы» прекратить.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан, путем подачи жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья

Уфимского районного суда

Республики Башкортостан Г.РЛ. Моисеева

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Уфимский районный суд Республики Башкортостан на 23.08.2017:
Дело № 2-2803/2017 ~ М-2393/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 31.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Насырова Г.Р.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-339/2017 ~ М-2408/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 23.08.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вахитова Д.М.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2741/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 17.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецов А.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 11-136/2017, апелляция
  • Дата решения: 14.09.2017
  • Решение: оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2828/2017 ~ М-2400/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 16.11.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вольцова А.Г.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2788/2017 ~ М-2403/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 17.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Насырова Г.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2903/2017 ~ М-2404/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 17.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2789/2017 ~ М-2398/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 18.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Насырова Г.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2795/2017 ~ М-2406/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 22.11.2017
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Насырова Г.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2904/2017 ~ М-2402/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 18.10.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-202/2017, апелляция
  • Дата решения: 19.09.2017
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вахитова Д.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-203/2017, апелляция
  • Дата решения: 24.10.2017
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-204/2017, апелляция
  • Дата решения: 04.10.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-205/2017, апелляция
  • Дата решения: 27.12.2017
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Моисеева Г.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-206/2017, апелляция
  • Дата решения: 13.12.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вахитова Д.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-201/2017, апелляция
  • Дата решения: 30.10.2017
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Насырова Г.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ