Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 16.05.2023 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 0386c315-f1bd-482b-ad23-532b2dcc5bdf |
Дело № 2-1052/2023
03RS0054-01-2023-001216-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 27 июня 2023 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Барашихиной С.Ф.,
при секретаре Боярской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Расили [СКРЫТО] к Администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обеспечении отдельной жилой площадью,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обеспечении отдельной жилой площадью.
В обоснование исковых требований [СКРЫТО] Р.С. указала, что с 2011 г. по настоящее время она проживает на территории г. Мелеуза Республики Башкортостан, при этом в собственности жилого помещения не имеет, в связи с чем вынуждена проживать на съемном жилье, у своих знакомых, а также в гараже. С <дата обезличена> она является ... У нее имеется регистрация по адресу: <адрес обезличен>, но фактически там она никогда не проживала, поскольку не является нанимателем или собственником указанного помещения, которое представляет собой общежитие, расположенное в одном здании с детским садом. С 2011 года она неоднократно обращалась с заявлениями в различные инстанции о предоставлении ей отдельного жилья, однако такие обращения до настоящего времени положительных результатов не дали. Все это время она принимала меры к признанию ее малоимущей, постановке нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья. В частности, она добивалась, в том числе через суд, постановки ее администрацией сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, искренне полагая, что данная администрация предоставит ей для проживания по договору социального найма жилье, расположенное в <адрес обезличен> Республики Башкортостан, что, как оказалось, не представляется возможным. В связи с юридической неграмотностью, ей удалось встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в <адрес обезличен> только в марте 2023 <адрес обезличен> администрации городского поселения <адрес обезличен> Республики Башкортостан <№> от <дата обезличена> она признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Администрации городского поселения <адрес обезличен> Республики Башкортостан <№> от <дата обезличена> принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Просит обязать Администрацию городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обеспечить ее отдельной жилой площадью в установленном законом порядке, заключив с ней договор социального найма жилого помещения.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Р.С. свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что она просит предоставить ей жилье вне очереди, так как она является ..., не отрицает, что она состоит на учете как нуждающаяся в жилье в Денисовском сельсовете.
Представитель ответчика администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республика Башкортостан Исякаева С.Р. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р.С. просила отказать, суду пояснила, что истец [СКРЫТО] Р.С. просит обеспечить ее жилым помещением в установленном законом порядке. Статьей 57 ЖК РФ установлен порядок обеспечения жилым помещением граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в которой говорится, что жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности. [СКРЫТО] Р.С. состоит на данном учете под номером ..., соответственно должна будет обеспечена жилым помещением после обеспечения ... очередников. Документы, подтверждающие право на внеочередное жилое помещение, истцом в материалы дела не представлены, а именно о том, что она страдает тяжелой формой заболевания или о том, что помещение, в котором она проживает, признано не пригодным для проживания. Соответственно оснований для предоставления вне очередного жилья не имеется. То, что истец является инвалидом ..., не дает ей право на внеочередное предоставление жилья. Согласно статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», граждане, вставшие на учет после 01.03.2005 года обеспечиваются в порядке, установленном ЖК РФ, то есть в соответствии со ст. 57 ЖК РФ. Кроме того, [СКРЫТО] Р.С. состоит на учете в Денисовском сельсовете, там ей уже предлагается жилье.До настоящего времени никому иному это жилье не предоставлено, она в любой момент может заключить договор социального найма и вселиться в него, может это жилье приватизировать. В Администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имеются свободные помещения, которые подлежат распределению среди очередников. Если очередники, которые стоят до [СКРЫТО] Р.С. откажутся от этих жилых помещений, то только в этом случае можно распределить [СКРЫТО] Р.С.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Дмитриева Т.Д. просила в исковых требованиях [СКРЫТО] Р.С. отказать, суду пояснила, что в 2016 году было решение суда, [СКРЫТО] Р.С. обращалась в суд, чтобы Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставила ей жилье, есть вступившее в законную силу решение суда, апелляционная инстанция оставила это решение в силе, по решению суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований по причине того, что Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не ставит на учет малоимущих необеспеченных граждан и не обеспечивает жильем, эти полномочия находятся в ведении поселения сельского и городского. Поэтому прокуратура обращалась в интересах [СКРЫТО] Р.С. В качестве ответчика в 2021 году было сельское поселение, а в 2023 году ответчиком было городское поселение, где был установлен факт проживания [СКРЫТО] Р.С. в городе и обязали поставить [СКРЫТО] Р.С. на учет в городе. Что касается жилья. В собственности муниципального района есть жилье, которое имеет статус специализированного, это жилье, в котором проживают сироты, жилье, в котором проживают врачи и служебное жилье, в котором проживают работники Администрации. Жилье, в котором проживают врачи и служебное жилье, в котором проживают работники Администрации, никогда не станет их собственностью. Другого жилья пустующего нет. Жилье, которое было предоставлено Денисовским сельским советом- это нормальное жилье. Роспотребнадзор составил акт, что это жилье соответствует требованиям, то что там находится детский сад, библиотека не запрещено законом, ее мотивация как нежелание там жить совершенно не обоснована. Инвалиды ..., заболевание которых не входит в специальный перечень, не обеспечиваются внеочередным жильем, инвалиды, заболевание которых входит в специальный перечень обеспечиваются жильем Республикой, Республика выделяет деньги на сертификаты, поскольку на сегодня у истца нет такого заболевания, Республика денег не выделит.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Ядыкина Н.А. в судебном заседании суду пояснила, что до сегодняшнего дня жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> [СКРЫТО] Р.С. не изымалось, в отремонтированное помещение [СКРЫТО] Р.С. не заселяется.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и в силу ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 г. № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (п. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 г. № 250-з к документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся:
1) копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина-заявителя малоимущим либо документы, подтверждающие его право быть принятым на учет как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории;
2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя;
3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи;
4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
6) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди).
В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от <дата обезличена> решено на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как инвалида ФИО6 отказано в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право [СКРЫТО] Р.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ее заболевание не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
Решением Мелеузовского районного суда от <дата обезличена> действия администрации сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района <адрес обезличен> РБ, выразившееся в отказе <дата обезличена> [СКРЫТО] Р.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признаны незаконными; решено обязать администрацию сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Р.С. от <дата обезличена> о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и принять решение в соответствии с требованиями закона.
Решением Мелеузовского районного суда от <дата обезличена> по административному делу <№>, измененным апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РБ от <дата обезличена>, признаны незаконными действия Администрации сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, выразившиеся в отказе [СКРЫТО] Р.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; на Администрацию сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района <адрес обезличен> поставить семью [СКРЫТО] Р.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации сельского поселения Денисовский сельсовет муниципального района <адрес обезличен> РБ от <дата обезличена> <№>, утвержденному постановлением главы сельского поселения от <дата обезличена> <№>, [СКРЫТО] Р.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека.
Решением Мелеузовского районного суда от <дата обезличена> по гражданскому делу <№> в редакции апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от <дата обезличена> установлен факт проживания [СКРЫТО] Р.С. с <дата обезличена> по настоящее время на территории городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан.
Ссылка [СКРЫТО] Р.С. в обоснование своих требований об обязании ответчика обеспечить ее отдельной жилой площадью во внеочередном порядке на наличие у нее инвалидности 2 группы суд находит несостоятельной, основанной на неправильном понимании положений закона, регламентирующих право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Так согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Постановлением администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан от <дата обезличена> <№> [СКРЫТО] Р.С. признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в единый список граждан городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 01.01.2005 (т.е. до введения в действие ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращений [СКРЫТО] Р.С. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, сама по себе статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства, не свидетельствует о наличии у инвалида права на очередное или внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а именно: необходимости признания его малоимущим и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Из представленных суду документов следует, что в соответствии со справкой Бюро <№>-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от <дата обезличена> <№> [СКРЫТО] Р.С. признана .... Доказательств тому, что [СКРЫТО] Р.С. страдает тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, ею в материалы дела представлено не было.
При данных обстоятельствах, учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, а следовательно и для удовлетворения ее исковых требований о признании за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] Расили [СКРЫТО] к Администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан об обеспечении отдельной жилой площадью отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий С.Ф.Барашихина