Тип дела | Административные |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Илишевский районный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.03.2017 |
Дата решения | 22.03.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 18.8 ч.1 |
Судья | Миннебаева Л.Я. |
Результат | Вынесено постановление о назначении административного наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | d7875035-1164-3608-98e0-9f39859b80cf |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 марта 2017 года с.Верхнеяркеево
Судья Илишевского районного суда Республики Башкортостан Миннебаева Л.Я.,
с участием лица, в отношении которого возбуждено административное производство – [СКРЫТО] М.Ф.,
начальника отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по <адрес> РБ Хасаншиной Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении [СКРЫТО] М.Ф., поступившего из Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан,
установила:
[СКРЫТО] М.Ф. – гражданин Республики Узбекистан, в нарушение ст. ст. 25.9 и 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с 2004 года по настоящее время проживает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Паспорт гражданина Республики Узбекистан серии №, выданный Ангорским РОВД <адрес> Республики Узбекистан ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, утерян [СКРЫТО] М.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ, с тех пор он не подал заявления об утрате паспорта в соответствующий орган.
Таким образом, [СКРЫТО] М.Ф., являясь гражданином Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, незаконно проживает на территории <адрес> Республики Башкортостан Российской Федерации, тем самым нарушает режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
[СКРЫТО] М.Ф., как иностранный гражданин, нарушив режим пребывания в Российской Федерации, своими действиями совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан Хасаншина Ф.Р. составленный в отношении [СКРЫТО] М.Ф. протокол поддержала и пояснила, что [СКРЫТО] М.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание. Данный факт установлен ДД.ММ.ГГГГ во время проведения оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант».
В ходе судебного заседания [СКРЫТО] М.Ф. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, признал, выразил согласие на рассмотрение дела по месту совершения административного правонарушения и пояснил, что он в ДД.ММ.ГГГГ прибыл из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию вместе с матерью и сестрой, и с указанного времени проживает на территории <адрес> Республики Башкортостан - в селе <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ он потерял паспорт гражданина Республики Узбекистан, и с тех пор живет без документов, удостоверяющих личность, а также без документов, подтверждающих право на проживание в Российской Федерации. Его мать [СКРЫТО] Р.Ф., сестра [СКРЫТО] Р.Ф. и племянники, с которыми он проживает по вышеуказанному адресу, являются гражданами Российской Федерации. Мать [СКРЫТО] Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ, преклонного возраста, тяжело болеет, в силу возраста и по состоянию здоровья нуждается в его помощи и уходе, с трудом передвигается. А сестра на иждивении имеет ребенка-инвалида, которого воспитывает одна. Он - единственный в доме мужчина, который выполняет тяжелые работы по хозяйству. Ссылаясь на изложенное, [СКРЫТО] М.Ф. просит не выдворять его за пределы Российской Федерации.
Кроме собственных показаний [СКРЫТО] М.Ф., его вина в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается составленным в отношении его протоколом об административном правонарушении с объяснениями правонарушителя о том, что он согласен с протоколом, вину признает, а также материалами административного дела.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> Республики Башкортостан выявлен гражданин Республики Узбекистан [СКРЫТО] М.Ф., допустивший нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в проживании на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.Ф. зафиксирован пребывающим на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих такое право.
Вышеизложенное является основанием считать, что [СКРЫТО] М.Ф. нарушает режим пребывания.
Согласно объяснениям [СКРЫТО] М.Ф., данным им в ходе судебного заседания, он въехал на территорию Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ потерял паспорт гражданина Республики Узбекистан, который к тому времени уже был просрочен, однако не подал заявления об утрате паспорта в соответствующий орган, с указанного времени проживал без документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2), объяснениями [СКРЫТО] М.Ф., которых суд считает допустимым, достоверным доказательством в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное [СКРЫТО] М.Ф. деяние, а именно: нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Обсуждая ходатайство [СКРЫТО] М.Ф. о неприменении к нему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права [СКРЫТО] М.Ф. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.).
Судом установлено, что на территории Российской Федерации, в <адрес> Республики Башкортостан, проживают мать, сестра и племянники [СКРЫТО] М.Ф. Установлено, что они все вместе живут в селе <адрес>, совместно ведут общее хозяйство, общими усилиями содержат домашнее хозяйство, помогают друг другу.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено.
С учетом личности [СКРЫТО] М.Ф., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, считаю возможным не назначить [СКРЫТО] М.Ф. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Постановила:
[СКРЫТО] М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Узбекистан, гражданина Республики Узбекистан, проживающего по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Оплату штрафа производить по следующим реквизитам:
Наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве | Отделение по <адрес> Управления Федерального казначейства по <адрес>. адрес: 452260, РБ, <адрес> |
Наименование получателя платежа | УФК по <адрес> (отдел МВД России по <адрес>) |
Налоговый орган*: ИНН | 0225001187 |
КПП | 022501001 |
ОКТМО | 80630484101 |
Номер счета получателя платежа | 40№ |
Наименование банка | ГРКЦ НБ РБ Банка России <адрес> |
БИК | 048073001 |
Наименование платежа | административный штраф |
Код бюджетной классификации | 188 1 16 90050 05 6000 140 |
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Л.Я. Миннебаева