Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2019 |
Дата решения | 30.04.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Сафина Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 077d55f8-578a-3c96-b529-757f8aef3a5c |
№2а-638/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года село Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием административного истца [СКРЫТО] Н.И., его представителя Ибрагимовой К.Р.,
представителя административного ответчика администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Галимовой А.А.,
при секретаре Мороз Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка на новый срок незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8 обратился в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в продлении договора аренды земельного участка, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка №-зем на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельные участки: с кадастровым номером 02:26:010103:51, общей площадью 131785 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства в аренду на 3 (три) года; а также земельный участок с кадастровым номером 02:26:010103:52, общей площадью 330728 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства в аренду на 3 (три) года. В последующем ДД.ММ.ГГГГ по новому договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> № администрация муниципального района <адрес> РБ предоставила ему в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 02:26:010103:51, 02:26:010103:52, находящиеся по адресу: РБ, <адрес>, с/с Иглинский, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства, общей площадью 131785 кв.м. и 330728 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР <адрес> РБ выдано разрешение на строительство № RU-03526000-051 согласно, которому разрешено строительство животноводческой фермы. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, согласно которому комиссия администрации СП Иглинский сельсовет обследовала земельные участки с кадастровыми номерами 02:26:010103:51, 02:26:010103:52, находящиеся по адресу: РБ, <адрес>, с/с Иглинский, вблизи <адрес>, осмотром установлено, что на земельном участке имеется: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 477,1 кв.м., овчарня - загон для овец размером 42*33 м., вагон – бытовка размер 3*7 м., хозяйственная постройка размером 3*4 м., каркас для дома размером 5*6 м. На основании разрешения на строительства № RU-03526000-051 от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка №-зем от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено строительство объекта незавершенного строительства, общей площадью 477,1 кв.м., кадастровый №, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МР <адрес> РБ с заявлением выкупить земельный участок 02:26:010103:51. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о продлении срока аренды на земельные участки. ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ администрации МР <адрес> РБ за №, согласно которому администрация МР <адрес> РБ сообщила ему, что заключить договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:010103:51, 02:26:010103:52 на новый срок не представляется возможным. С учетом изложенного административный истец учитывая, что отказ в продлении договора аренды приводит к нарушению его законных прав, просит суд признать незаконным решение администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:010103:51, 02:26:010103:52 на новый срок.
В ходе судебного заседания административный истец ФИО8 и его представитель ФИО4 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения административного истца, представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района <адрес> РБ в лице председателя ФИО2 (арендодатель) и ФИО1 (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка №-зем, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:26:010103:51, общей площадью 131785 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства в аренду на 3 (три) года и земельный участок с кадастровым номером 02:26:010103:52, общей площадью 330728 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства в аренду на 3 (три) года.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района <адрес> РБ истцу выдано разрешение на строительство № RU-03526000-051 согласно, которому на указанных земельных участках разрешено строительство животноводческой фермы согласно проекта, разработанного ООО ИЦ «ТехПроект».
На основании разрешения на строительства № RU-03526000-051 от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка №-зем от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом осуществлено строительство объекта незавершенного строительства, общей площадью 477,1 кв.м., кадастровый № и зарегистрировано на него право собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района <адрес> РБ вынесено постановление № о предоставлении земельных участков в аренду ФИО8, на основании которого договор аренды земельного участка №-зем от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут. ФИО8 земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 131785 кв.м., с кадастровым номером 02:26:010103:51; площадью 330728 кв.м., с кадастровым номером 02:26:010103:52, предоставлены на праве аренды сроком на 3 года (до августа 2018 года).
На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района <адрес> РБ (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 02:26:010103:51, 02:26:010103:52, находящиеся по адресу: РБ, <адрес>, с/с Иглинский, вблизи <адрес>, для создания крестьянского фермерского хозяйства, общей площадью 131785 кв.м. и 330728 кв.м. на срок с ДД.ММ.ГГГГ до августа 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился в администрацию муниципального района <адрес> РБ с заявлением о продлении аренды на земельные участки.
Письмом главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 было отказано в продлении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:010103:51 и 02:26:010103:52 по мотиву того, что ФИО1 создано крестьянское (фермерское) хозяйство после истечения срока действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, арендуемые административным истцом земельные участки по целевому назначению не используются, а также право на однократное продление договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № для завершения строительства объекта незавершенного строительства административным истцом использовано.
Вместе с тем, суд не может согласиться с таким решением органа местного самоуправления.
Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к числу вопросов местного значения городского, сельского поселения и муниципального района.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена закреплены в статье 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации».
В силу пункта 2 приведенной статьи (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу ст. 39.6 п. 4 и 5 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка №-зем от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 расторгнут.
Этим же постановлением ФИО8 предоставлены земельные участки площадью 131785 кв.м., с кадастровым номером 02:26:010103:51; площадью 330728 кв.м., и с кадастровым номером 02:26:010103:52 на праве аренды сроком на 3 года (до августа 2018 года), по адресу: РБ, <адрес>, вблизи <адрес>, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, договор аренды земельных участков №-зем от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут по соглашению сторон, действия его были прекращены.
В этой связи суд считает, что заключение договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать заключенным в рамках ранее имевшегося договора аренды в связи с истечением срока его действия.
Суд полагает, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является самостоятельным договором, не связанный с окончанием действия ранее заключенного договора.
При таком положении, суд не может согласиться с утверждением административного ответчика о том, что последним использовано право на однократное продление договора аренды земельного участка, предусмотренное ст. 39.
Также не нашли своего подтверждения доводы административного ответчика о том, что административный истец использует земельные участки не по целевому назначению.
Как усматривается из материалов дела, ФИО8 с 2009 года осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе на территории арендуемых земельных участков, в сентябре 2018 года административным истцом образовано крестьянское (фермерское) хозяйство.
В силу п. 3 и п. 4 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таком положении, суд считает, что у администрации муниципального района <адрес> РБ отсутствовали основания для отказа ФИО8 в заключении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:010103:51 и 02:26:010103:52.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что заявленные требования административного истца о признании решения администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст. ст. 175 – 178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по вопросу заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:26:010103:51 и 02:26:010103:52 незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р. Сафина