Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 28.08.2018 |
Дата решения | 14.09.2018 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Галяутдинов Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 39c33119-f51b-3942-a53b-098f467a3555 |
Дело № 2а-892/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года. г.Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галяутдинова Р.Р., при секретаре Сулеймановой Р.Н., с участием административного истца [СКРЫТО] В.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Василы [СКРЫТО] к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] В.Х. обратилась с административным иском в Дюртюлинский районный суд РБ, указав, что является собственником земельного участка по адресу: <адрес> площадью 969 кв.м. Ответчиком в выдаче разрешения на строительство отказано со ссылкой на предельные параметры разрешенного строительства 0,10 га. Просит признать отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, обязать администрацию муниципального района Дюртюлинский район РБ выдать соответствующее разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по указанному адресу.
В судебном заседании [СКРЫТО] В.Х. административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ Агадуллина Н.Р. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, в иске просила отказать. В отзыве на иск указала о необходимости представить истцу документы, предусмотренные ст.51.1 ГрК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из представленных документов, [СКРЫТО] В.Х. является собственником земельного участка площадью 969 кв.м по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Разрешенное использование земельного участка – для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ на данном земельном участке снесен жилой дом общей площадью 44,7 кв.м.
Письмом заместителя главы администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.Х. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказано, в связи с тем, что площадь земельного участка не соответствует предельным параметра разрешенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 51 ГрК Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно части 4 данной статьи ГрК Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Перечень необходимых документов предоставляемых для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство определен частью 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации, включает в себя: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Положениями части 11 настоящей статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно положениям части 13 статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
Таким образом, исходя из положений статьи 51 ГрК Российской Федерации уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что земельный участок по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, ограничения либо обременения на земельный участок не установлены, ответчиком не представлены доказательства наличия каких-либо ограничений и обременении, запрещающих расположение и строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, отказ в выдаче разрешения не соответствует требованиям закона, нарушает права истца, который не может реализовать права на строительство дома.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск [СКРЫТО] В.Х. обоснованным, однако, поскольку решение, принимаемое в пользу истца, должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права, в то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В связи с изложенным, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ФИО4 путем рассмотрения её заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
р е ш и л:
Исковое заявление [СКРЫТО] В.Х. к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обязанность устранить нарушение прав и законных интересов [СКРЫТО] В.Х. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями градостроительного плана утвержденного постановлением главы администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в пользу [СКРЫТО] В.Х. 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан (судебная коллегия по административным делам) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дюртюлинский районный суд РБ.
Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2018 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Р.Р.Галяутдинов