Дело № 2-929/2016 ~ М-864/2016, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
Дата поступления 18.04.2016
Дата решения 17.05.2016
Категория дела Прочие исковые дела
Судья Гаршин М.Е.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 0543a3ea-c5a7-3892-8215-95b9968007ab
Стороны по делу
Истец
******** * ********* *********** * *************** ***** ***
Ответчик
********** *********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Альшеевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Гаршина М.Е.,

с участием помощника прокурора <адрес> РБ ФИО3,

главы сельского поселения <адрес> сельский совет муниципального района <адрес> РБ ФИО4,

при секретаре Абитовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РБ в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <адрес> сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> РБ обратился в Альшеевский районный суд РБ с исковым заявлением, в котором просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования.

-возложить на администрацию сельского поселения <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.

Исковое требование истец мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», Указания прокурора Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка экологического законодательства в деятельности администраций сельских поселений МР <адрес> РБ, по результатам которой установлено следующее.

В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В сфере обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления сельского поселения включают в себя участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как показала проверка, названные полномочия администрацией СП <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ реализованы ненадлежащим образом.

Так, администрацией СП <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым , категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – свалка.

Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст).

Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся постоянно, то есть фактически на земельном участке с кадастровым производится захоронение отходов.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.

Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронении отходов на территории Ташлинского [СКРЫТО] не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Ташлинского [СКРЫТО] бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).

По причине несоответствия свалки отходов <адрес> [СКРЫТО] предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, данный объект не включен в утвержденный государственный реестр объектов размещения отходов (согласно Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ ), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке.

Не смотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на земельном участке с кадастровым в соответствие действующему законодательству, администрацией Ташлинского [СКРЫТО] не принималось.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).Требования к временному складированию отходов определены «Сан- ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.

Кроме того, свалка отходов находится на земельном участке, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения не позволяет осуществлять на нем деятельность, связанную с обращением с отходами. Так, в силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Под сельскохозяйственным производством, как определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Между тем, «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) и «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 - ст) в разделах «А. Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» и «А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» соответственно не относят деятельность по обращению с отходами к сельскохозяйственному производству.

В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением <адрес> [СКРЫТО] этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным.

Для перевода земельного участка с кадастровым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую временное складирование отходов на земельном участке (в данном случае - в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) администрации <адрес> [СКРЫТО] в соответствии с ст. 3,7,15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в министерство земельных и имущественных отношений РБ с ходатайством о переводе земельного участка из одной категорию в другую и необходимыми документами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку бездействием администрации муниципального образования <адрес> [СКРЫТО] по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым , изменению категории этого земельного участка нарушается право неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.

Представитель истца помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании исковое требование поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика глава администрации СП <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал.

.

Представить <адрес> ТУ Минэкологии РБ в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.

Суд, исковое требование истца считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель ответчика полностью признал исковое требование, которое суд принимает, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования, - незаконным.

Возложить на администрацию сельского поселения <адрес> [СКРЫТО] МР <адрес> РБ обязанность в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.

Председательствующий судья: Гаршин М.Е.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Альшеевский районный суд Республики Башкортостан на 18.04.2016:
Дело № 2а-892/2016 ~ М-872/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-933/2016 ~ М-857/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Аюпов И.Э.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-901/2016 ~ М-875/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-931/2016 ~ М-851/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Аюпов И.Э.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-924/2016 ~ М-856/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-898/2016 ~ М-879/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-934/2016 ~ М-862/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Аюпов И.Э.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-921/2016 ~ М-902/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-926/2016 ~ М-859/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 18.05.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Бондарева О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-44/2016, апелляция
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гаршин М.Е.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-43/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.05.2016
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мухамадиев А.З.
  • Судебное решение: ЕСТЬ