Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Альшеевский районный суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.04.2016 |
Дата решения | 10.05.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Мухамадиев А.З. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7abfb1c4-74a3-3c29-8634-d8e591e29cf0 |
дело № 2-875/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года с. Раевский РБ
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Мухамадиева А.З.,
с участием истца помощника прокурора Хафизовой А.Н.,
при секретаре Ивановой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения [СКРЫТО] сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка,
установил:
Прокурор Альшеевского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения [СКРЫТО] сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по переводу земельного участка. Заявление мотивировано следующим.
Прокуратурой Альшеевского района РБ во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 165 от 01.04.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», Указания прокурора Республики Башкортостан № 65/7 от 08.07.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», в период с 21.03.2016 по 30.03.2016 проведена проверка экологического законодательства в деятельности администраций сельских поселений МР Альшеевский район РБ, по результатам которой установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В сфере обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления сельского поселения включают в себя участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как показала проверка, названные полномочия администрацией СП [СКРЫТО] [СКРЫТО] МР Альшеевский район РБ реализованы ненадлежащим образом. Так, администрация СП [СКРЫТО] [СКРЫТО] МР Альшеевский район РБ на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым №, категория земельного участка земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - свалка. Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №607-ст). Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся. постоянно, то есть фактически на земельном участке с кадастровым № производится захоронение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана - здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.
Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронение отходов на территории Слаковского [СКРЫТО] не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Слаковского [СКРЫТО] бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
По причине несоответствия свалки отходов Слаковского [СКРЫТО], предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, данный объект не включен в утвержденный государственный реестр объектов размещения отходов (согласно Приложения к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.03.2016 № 138), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке. Несмотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на земельном участке с кадастровым № в соответствие действующему законодательству, администрацией Слаковского [СКРЫТО] не принималось.
Так в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).
Требования к временному складированию отходов определены «Сан-ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.
Кроме того, свалка отходов находится на земельном участке, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения не позволяет осуществлять на нем деятельность, связанную с обращением с отходами. Так, в силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Под сельскохозяйственным производством, как определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Между тем, «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) и «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 – ст.) в разделах «А. Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» и «А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» соответственно не относят деятельность по обращению с отходами к сельскохозяйственному производству. В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением Слаковского [СКРЫТО] этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным. Для перевода земельного участка с кадастровым номером 02:02:160501:18 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую временное складирование отходов на земельном участке (в данном случае – категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) администрации Слаковского [СКРЫТО] в соответствии со ст. 3, 7, 15 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую и необходимыми документами.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку бездействием администрации муниципального образования [СКРЫТО] [СКРЫТО] по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 02:02:160501:18, изменению категории этого земельного участка нарушается право неопределенного круга лиц – жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.
Истец – помощник прокурора Хафизова А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить. Привела доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик – глава администрации сельского поселения [СКРЫТО] сельский совет муниципального района Альшеевский район РБ Мухтасимов М.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью, показал, что обязуется устранить указанные нарушения.
Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца – представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ) Габбасов И.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Мухтасимовым М.М., главой администрации СП [СКРЫТО] [СКРЫТО] МР Альшеевский район РБ, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие администрации сельского поселения [СКРЫТО] сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очитка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования – незаконным.
Возложить на администрацию сельского поселения [СКРЫТО] сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обратиться в порядке, предусмотренном ст. 3, 7, 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очитка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Судья: А.З. Мухамадиев.
Копия верна.
Судья: