Дело № 2-6889/2013, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Дата поступления 13.09.2013
Дата решения 18.10.2013
Категория дела органов государственной власти, органов местного самоуправления
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID c7d90869-9cfa-3983-b62b-352fcaf9ac4d
Стороны по делу
Истец
******* ******* *************
Ответчик
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело №2-4418/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2013 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,

при секретаре Матюгиной А.С.,

с участием заявителя [СКРЫТО] Н.А, его представителя по доверенности ФИО4, представителя Банка России по доверенности ФИО5, представителя Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» ФИО7, актуария негосударственных пенсионных фондов ФИО8, представителя ООО Аудиторская компания «Партнер – Аудит» ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Н.А о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения (приказа) органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] Н.А обратился в суд с заявлением о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения (приказа) органа государственной власти. Заявитель свои требования мотивирует тем, что является участником Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион», в котором получает ежемесячное пенсионное обеспечение в размере 5 048 руб. 55 коп.. ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по финансовым рынкам издан Приказ /пз-и об аннулировании лицензии НПФ «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Основанием для принятия решения послужили якобы нарушения Фондом законодательства РФ, выявленные в ходе проведения проверки деятельности Фонда, а именно: фонд систематически выдавал процентные займы за счет средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности, с целью извлечения прибыли; фонд осуществлял выплаты денежных средств, не являющихся негосударственной пенсией; фонд в ходе проведения проверки предоставлял недостоверную информацию; фонд неоднократно в составе отчетности фонда предоставлял недостоверную, вводящую в заблуждение информацию; фонд неоднократно нарушал сроки уведомления ФСФР России о заключении договоров и дополнительных соглашений с управляющими компаниями, специализированным депозитарием, актуарием и аудитором; фонд покрывал расходы, не связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет средств пенсионных накоплений. ДД.ММ.ГГГГ от НПФ «Промрегион» заявителем получено уведомление о прекращении с июля 2013 года выплаты негосударственной пенсии в связи с аннулированием ФСФР лицензии Фонда, в связи с этим Фонд прекратил выплату пенсии [СКРЫТО] Н.А. Заявитель считает, что Приказ от ДД.ММ.ГГГГ /пз-и ФСФР незаконным, поскольку нарушено его право на получение негосударственной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ между НПФ «Промрегион» и [СКРЫТО] Н.А заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении , согласно которому Фонд принимает на себя обязанности по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению [СКРЫТО] Н.А в соответствии с Правилами Фонда, являющимися неотъемлемой частью Договора и пенсионной Схемой , с установленными размерами взносов, накопительная и выплатой негосударственной пенсии [СКРЫТО] Н.А с именного пенсионного счета пожизненно. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ пенсионная схема была изменена на Схему , с установленными размерами взносов, выплаты производятся в течение установленного срока (не менее 2х лет и не более 25 лет). В соответствии с приложением к пенсионному договору от ДД.ММ.ГГГГ Фондом [СКРЫТО] Н.А была назначена ежемесячная негосударственная пенсия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ ФСФР /пз-и от ДД.ММ.ГГГГ затрагивает его права, поскольку создаёт препятствия к осуществлению его права на негосударственное пенсионное обеспечение. Кроме того, как участник фонда, он имеет право на получение всей необходимой информации о деятельности фонда, затрагивающей его интересы и права, но при этом не являющейся конфиденциальной. Считает указанные в приказе основания для аннулирования лицензии о том, что НПФ «Промрегион» осуществляет запрещенную деятельность, приносящую доход; осуществлялись выплаты денежных средств, не являющиеся негосударственной пенсией; предоставление Фондом в ФСФР недостоверной, вводящей в заблуждение информации; нарушение Фондом более чем на 15 рабочих дней срока по уведомлению ФСФР о заключении договоров с управляющими компаниями, специализированным депозитарием, актуарием и аудитором; Фонд распоряжался средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом №75-ФЗ, являются необоснованными и незаконными. Предыдущая выездная проверка Фонда ФСФР проводилась в 4 квартале 2010 года по совпадающим периодам, согласно акту которой в деятельности Фонда не было выявлено нарушений. Просит восстановить пенсионные права, признать незаконным Приказ ФСФР РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пз-и об аннулировании лицензии НПФ «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена замена Федеральной службы по финансовым рынкам ее процессуальным правопреемником банком России.

В судебном заседании заявитель [СКРЫТО] Н.А свое заявление поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что просит восстановить его пенсионные права. Кроме него участниками НПФ «Промрегион» являются более тысячи пенсионеров, чьи права также нарушены изданным Приказом ФСФР.

В судебном заседании представитель [СКРЫТО] Н.А по доверенности ФИО4 заявление поддержала, просила его удовлетворить. Суду пояснила, что основания для издания приказа были незаконные, в связи с чем [СКРЫТО] Н.А утрачивает право на получение пенсионных выплат. Права пенсионера нарушены, которые могут быть восстановлены только при отмене этого приказа. Подведомственность рассмотрения настоящего спора определена Верховным Судом РБ. Пенсионер при аннулировании лицензии негосударственного пенсионного фонда может получить только свои сбережения, а не все выплаты участника Фонда.

В судебном заседании представитель Банка России по доверенности ФИО5 просил отказать в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Н.А. в полном объеме. Суду пояснил, что указанное заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В Приказе указано 5 самостоятельных оснований для аннулирования лицензии НПФ «Промрегион». Обжалуемым приказом ФСФР права пенсионера не затронуты, в соответствии с действующим законодательством все сбережения передаются ему либо иному пенсионному фонду. Обстоятельства, изложенные в заявлении [СКРЫТО] Н.А, считает несостоятельными. Кроме того, представителями Банка России представлен отзыв на заявление [СКРЫТО] Н.А, в соответствии с которым требования заявителя считают незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих возражений указывают, что ФСФР России (с учетом положений законодательства, действовавших на момент принятия Приказа, т.е. до упразднения) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг законодательством обладала полномочиями по аннулированию лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Основаниями для принятия решения об аннулировании лицензии Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и издания соответствующего Приказа в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» явились следующие нарушения: 1)осуществление деятельности, не предусмотренной п. 1 ст. 2 Закона о НПФ, в том числе производственной или торговой деятельности; 2) неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ; 3) нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в ФСФР России уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ; 4)распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных Законом о НПФ.

Так, в рамках осуществления плановой выездной проверки деятельности Фонда, ФСФР России были установлены следующие нарушения требований законодательства РФ, отраженные в Акте плановой выездной проверки деятельности НПФ «Промрегион» от ДД.ММ.ГГГГ /а-ДСП: - фондом неоднократно заключались процентные договоры займа, по которым Фондом перечислялись денежные средства, а также по таким договорам в Фонд систематически поступали и поступают денежные средства в оплату основного долга и проценты за пользование займом, из чего следует, что Фондом за счет имущества для обеспечения уставной деятельности осуществляется деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, то есть предпринимательская деятельность; - фондом осуществлялись выплаты денежных средств, не являющихся негосударственной пенсией из средств пенсионных резервов в виде негосударственной пенсии: единовременное вознаграждение; ежеквартальная материальная помощь; ежемесячная поддержка предприятия; выплаты на день пожилых людей; - фонд неоднократно в течение года нарушал требования к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ: Фондом в справке-разъяснении, представленной во исполнение пункта 10 требования от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлена недостоверная информация; в соответствии с последним абзацем пояснительных записок к отчетности Фонда за 2011 год, за I, II и III кварталы 2012 года минимальный размер пенсии (в расчете на месяц) составляет 330,00 рублей. При этом Фондом назначается и выплачивается пенсия в размерах меньших, чем указано в пояснительных записках - в соответствии с выпиской с именного пенсионного счета ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выплачивалась негосударственная пенсия, средний месячный размер которой составляет 7,48 рублей; в составе годовой отчетности за 2011 год Фонд в ФСФР России представил недостоверную вводящую в заблуждение информацию о размере рекламных расходов понесенных Фондом в 2011 году. Кроме того, в соответствии с отчетом о соблюдении Кодекса профессиональной этики Фонда за 2009, 2010 и 2011 годы в Фонде отсутствуют конфликты интересов, однако как было установлено в рамках выездной проверки и отражено в пункте 22 Акта в Фонде неоднократно возникали конфликты интересов; - фонд нарушил более чем на 15 рабочих дней сроки представления в ФСФР России уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, а именно: Фондом неоднократно нарушались сроки представления уведомлений о заключении договоров и дополнительных соглашений с управляющими компаниями, специализированным депозитарием, актуарием и аудитором; - фонд распоряжался средствами пенсионных накоплений с нарушением требований Закона о НПФ, а именно: Фонд покрывал расходы, не связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет средств пенсионных накоплений. В ходе анализа документов, представленных Фондом установлено, что по банковским счетам, открытым Фондом в кредитных организациях в целях аккумулирования и передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям для их инвестирования, производилось безакцептное списание средств пенсионных накоплений по оплате услуг за ведение указанных счетов.

Проведенная в 2010 году проверка деятельности Фонда, на который ссылается заявитель, осуществлялась Региональным отделением ФСФР России в Юго-Восточном регионе. Тот факт, что центральным аппаратом ФСФР России в 2012 годы была осуществлена проверка деятельности Фонда за период, который уже проверялся региональным отделением ФСФР России, не может служить законным основанием для признания недействительным Приказа, а также отрицания факта наличия выявленных нарушений. Приказ затрагивает права и возлагает определенные обязанности на Фонд, а не на Заявителя. Банк России считает, что заявление [СКРЫТО] Н.А не связано с защитой его прав как пенсионера, не содержит каких-либо оснований, связанных с нарушением его пенсионных прав, напротив, заявителем обосновывается недействительность Приказа через опровержение тех нарушений, которые послужили основанием для его принятия. Приказ никак не нарушает права Заявителя на пенсионное обеспечение, поскольку в соответствии с положениями статьи 7.2 Закона о НПФ в случае аннулирования лицензии фонда, такой фонд обязан обеспечить передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому фонду по согласованию с уполномоченным федеральным органом. При этом Заявитель в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о НПФ вправе потребовать от Фонда выплаты ему выкупной суммы (денежных средств, зафиксированных на его пенсионном счете) или ее перевода в другой фонд. Просят отказать в полном объеме в удовлетворении требований [СКРЫТО] Н.А о восстановлении пенсионных прав и признании недействительным приказа ФСФР России от ДД.ММ.ГГГГ /пз-и «Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Негосударственному пенсионному фонду «Промрегион».

В судебном заседании исполнительный директор НПФ «Промрегион» ФИО7 заявление [СКРЫТО] Н.А поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что НПФ «Промрегион» никогда не занимался предпринимательской деятельностью. Фонд никогда не предоставлял недостоверную информацию ФСФР. В течение 10 лет к Фонду не было претензий.

Актуарий негосударственных пенсионных фондов ФИО8 в судебном заседании с заявлением [СКРЫТО] Н.А согласился. Суду пояснил, что проверкой выплаты были трактованы, как не относящиеся в негосударственной пенсии. Между тем, порядок, периодичность негосударственной пенсии НПФ «Промрегион» были соблюдены. Пенсионные договора соответствуют требованиям, в них оговорены условия, не ухудшающие положения вкладчиков, увеличение выплат предусмотрено.

Представитель ООО Аудиторская компания «Партнер – Аудит» ФИО9 в судебном заседании с заявлением [СКРЫТО] Н.А согласилась, просила его удовлетворить. Суду пояснила, что ими проводился аудит НПФ «Промрегион» в течение нескольких лет. Аудиторской проверкой занимаются специальные люди с определенной компетенцией. Акт, на основе которого издан обжалуемый Приказ, основан на недостоверной информации.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление [СКРЫТО] Н.А подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

Отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также порядком реализации прав граждан на негосударственные пенсии, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Как установлено в п.1 ст.2 указанного Федерального закона, негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ V6 обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В соответствии с п. 1 ст. 7 того же Федерального закона, Фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Фонд (фонды), созданный (созданные) в результате реорганизации, получает (получают) право на осуществление деятельности, указанной в п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном п.п. 11.1 -11.3 ст. 7.1 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Н.А является участником негосударственного пенсионного фонда «Промрегион». ДД.ММ.ГГГГ между НПФ «Промрегион» и [СКРЫТО] Н.А заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении , согласно которому Фонд принимает на себя обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению [СКРЫТО] Н.А в соответствии с действующим законодательством РФ, Пенсионными правилами Фонда, являющимися неотъемлемой частью Договора и пенсионной Схемой «с установленными размерами взносов. Накопительная. Выплаты негосударственной пенсии производятся пожизненно». Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ пенсионная схема была изменена на Схему , с установленными размерами взносов, выплаты производятся в течение установленного срока (не менее 2х лет и не более 25 лет). В соответствии с приложением к пенсионному договору от ДД.ММ.ГГГГ Фондом [СКРЫТО] Н.А была назначена ежемесячная негосударственная пенсия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлено уведомление от НПФ «Промрегион» о прекращении с июля 2013 года выплаты негосударственной пенсии в связи с аннулированием ФСФР лицензии Фонда, в связи с этим Фонд прекратил выплату пенсии [СКРЫТО] Н.А.

Приказом ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по финансовым рынкам издан Приказ /пз-и об аннулировании лицензии НПФ «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

В обжалуемом заявителем Приказе основаниями для аннулирования лицензии на осуществление деятельности Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) (ОГРН:1020202085144, ИНН: 0268030947, лицензия от ДД.ММ.ГГГГ ) по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и издания соответствующего Приказа указаны следующие нарушения: - Фонд систематически с целью извлечения прибыли выдавал процентные займы за счет средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности; - Фондом осуществлялись выплаты денежных средств, не являющиеся негосударственной пенсией; - неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (Фондом в ходе проведения проверки предоставлялась недостоверная информация, что отражено в п.8.2 Акта проверки; Фондом неоднократно в составе отчетности Фонда предоставлялась в ФСФР России недостоверная, вводящая в заблуждение информация, что отражено в п.п. 10, 24 Акта проверки); - нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в ФСФР России уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (Фондом неоднократно нарушались сроки предоставления уведомлений в ФСФР России о заключении договоров и дополнительных соглашений с управляющими компаниями, специализированным депозитарием, актуарием и аудитором, что отражено в п.14 Акта проверки); - распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом №75-ФЗ (Фондом расходы, не связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, покрывались за счет средств пенсионных накоплений, что отражено в п.26 Акта проверки).

Суд считает, что требования [СКРЫТО] Н.А, изложенные в его заявлении, сводятся к восстановлению его нарушенных пенсионных прав, поскольку Приказ /пз-и от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по финансовым рынкам об аннулировании лицензии НПФ «Промрегион» затрагивает права [СКРЫТО] Н.А, т.к. создает препятствия к осуществлению его права на негосударственное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 7.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции, действовавшей на момент издания обжалуемого Приказа) основаниями для аннулирования лицензии являются следующие нарушения: неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций, предусмотренного статьей 34.1 настоящего Федерального закона; неоднократное в течение года неисполнение предписаний уполномоченного федерального органа об устранении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии; нарушение запрета уполномоченного федерального органа на проведение операций; неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии; однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в федеральный орган исполнительной власти и Пенсионный фонд Российской Федерации уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года; неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии; прекращение оперативного управления деятельностью фонда (принятие решения о приостановлении полномочий или об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, без одновременного принятия решения о назначении на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа); распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения; осуществление деятельности, не предусмотренной пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе производственной или торговой деятельности; неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе требований абзаца второго пункта 1 статьи 36.12 и пункта 3 статьи 36.13 настоящего Федерального закона.

Согласно Акту /а – ДСП от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказами ФСФР от ДД.ММ.ГГГГ /пз «О проведении плановой выездной проверки деятельности Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация)» и от ДД.ММ.ГГГГ /пз «О продлении сроков проведения плановой выездной проверки деятельности Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация)», группой инспекторов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка деятельности Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» (некоммерческая организация) на соответствие деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям законодательства РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства РФ, которые явились основанием для аннулирования лицензии НПФ «Промрегион».

Так, в ходе анализа карточек аналитического учета к синтетическим счетам Фонда, договоров займа, первичных документов, справок- разъяснений и иных документов, а также с учетом устных разъяснений, полученных от сотрудников Фонда, проверкой установлено, что Фонд систематически с целью извлечения прибыли выдавал процентные займы за счет средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности. Таким образом, сделан вывод о том, что Фондом за счет имущества для обеспечения уставной деятельности осуществляется деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, то есть предпринимательская деятельность.

Суд считает данный вывод ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Согласно абз.2 п.2 ст. 24 указанного Федерального закона, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Со ссылкой на указанные положения закона группой инспекторов сделан вывод об осуществлении НПФ «Промрегион» предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, не предусмотренной п.1 ст.2 Федерального закона №75-ФЗ и п.1.5 Устава Фонда. Между тем, не учтены разъяснения, содержащиеся в п.8 ст.25 Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которым деятельность по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, направленная на получение прибыли, применительно к фондам не относится к предпринимательской. Кроме того, Порядком расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, утвержденного Приказом ФСФР России от ДД.ММ.ГГГГ /пз-н, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ , займы, предоставленные фондом, указаны как вид разрешенного финансового вложения (строка 230 Приложения к Порядку).

Суд также отмечает, что Негосударственный пенсионный фонд для создания, лицензирования и осуществления своей уставной деятельности, обязан в соответствии со ст. 16 Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» сформировать собственное имущество фонда, которое подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления. При этом, согласно п.2 ст. 8, Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции: формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы». На основании ст. 17, имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет: дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

В Акте проверки основанием для аннулирования лицензии также указано, что Фондом осуществлялись выплаты денежных средств, не являющихся негосударственной пенсией из средств пенсионных резервов в виде негосударственной пенсии: единовременное вознаграждение, ежеквартальная материальная помощь, ежемесячная поддержка предприятия, выплаты на день пожилых людей.

Согласно ст.3 Федерального закона №75-ФЗ, негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Из представленных документов усматривается, что Фондом выплачиваются участникам только негосударственные пенсии. Указанные в Акте проверки выплаты осуществляются как дополнительные к основной ежемесячной пенсии, не изменяет периодичность получения пенсии - ежемесячно, а лишь приводит к увеличению пенсии в определенные месяцы, что никак не противоречит действующему законодательству. Суд считает, что Фонд при назначении подобных выплат руководствуется правом вкладчика вносить изменения в условия негосударственного пенсионного обеспечения участника. Указанные выплаты никак не нарушают интересы участников и фонда при наличии достаточных сформированных вкладчиком обязательств. Таким образом, нарушение, указанное в Приказе, как одно из оснований для аннулирования лицензии, отсутствует.

Одним из оснований для аннулирования лицензии НПФ «Промрегион» указано о том, что Фонд неоднократно в течение года нарушал требования к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, данный факт, как основание для аннулирования лицензии ничем документально не подтвержден. Ссылка ФСФР на то, что Фондом в составе отчетности предоставлялась недостоверная, вводящая в заблуждение информация также несостоятельна, поскольку Фонд подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке. Заключения аудиторов за I указанный период подтверждают достоверность отчетности Фонда, в том числе и по указанным в Приказе пунктам.

Утверждения о том, что Фондом назначается и выплачивается пенсия в размерах меньших, чем указано в пояснительных записках к отчетности Фонда, не нашли своего подтверждения. Так, из Акта проверки следует, что участнику Фонда ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась негосударственная пенсия, средний месячный размер которой составляет 7,48 рублей. Из представленных НПФ «Промрегион» суду документов усматривается, что реальный размер получаемой ФИО6 негосударственной пенсии значительно выше.

Не может суд согласиться и с выводом ФСФР о том, что в составе годовой отчетности за 2011 год Фонд в ФСФР России представил недостоверную вводящую в заблуждение информации о размере рекламных расходов понесенных Фондом в 2011 году. Между тем, не учтено, что достоверность отчетности Фонда подтверждена аудиторским заключением, составление которого является обязательным и входит в состав государственных гарантий, обеспечивающих интересы участников НПФ. Не нашли своего подтверждения и доводы о том, что в Фонде неоднократно возникали конфликты интересов.

Также в качестве основания для аннулирования лицензии НПФ «Промрегион» указано, что Фонд нарушил более чем на 15 рабочих дней сроки представления в ФСФР России уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно: Фондом неоднократно нарушались сроки представления уведомлений о заключении договоров и дополнительных соглашений с управляющими компаниями, специализированным депозитарием, актуарием и аудитором. Однако в суду представлены почтовые квитанции, свидетельствующие о своевременном исполнения указанной обязанности Фондом.

Не нашли своего подтверждения и утверждения о том, что Фонд распоряжался средствами пенсионных накоплений с нарушением требований Закона о НПФ, а именно: Фонд покрывал расходы, не связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет средств пенсионных накоплений. Так, начиная с ДД.ММ.ГГГГ средства пенсионных накоплений в сумме 2020 рублей, безакцептно списанные с отдельного банковского счета Фонда в Банке Уралсиб для аккумулирования средств пенсионных накоплений и передачи их для инвестирования в целях оплаты услуг кредитной организации или иные списания, связанные с обслуживанием данного счета в кредитной организации, не покрываются за счет имущества для осуществления уставной деятельности. В соответствии с п. 61 Страховых правил Фонда, утвержденных решением Совета Фонда (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений. В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений, производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. Согласно представленным документам, расходы на оплату услуг за ведение банковского счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фондом отражены в составе расходов по инвестиционной деятельности правомерно и нарушения отсутствуют, что также подтверждается аудиторским заключением, подтвердившим достоверность отчетности за 2012 год.

Кроме того, предыдущая выездная проверка Фонда ФСФР России проводилась в 4 квартале 2010 года по совпадающим проверяемым периодам. В соответствии с Актом предыдущей проверки в деятельности Фонда не было выявлено нарушений. Деятельность Фонда и его сотрудников была признана соответствующей действующему законодательству РФ, надзорный орган не выявил никаких нарушений, санкции к Фонду не применялись. На протяжении деятельности НПФ «Промрегион» не было случаев нарушения сроков выплат негосударственных пенсий, а также нарушений интересов и прав участников Фонда.

Не свидетельствуют о законности принятого Приказа и утверждения Банка России о том, что проведенная в 2010 году проверка деятельности Фонда, осуществлялась Региональным отделением ФСФР России в Юго-Восточном регионе, а не центральным аппаратом, а потому положительные результаты проверки не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с Положением о ФСФР России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 317 (действующим на момент проверки), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в обсуждаемый период являлась ФСФР России. В соответствии с п. 4 Положения о ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На основании п. 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утв. Приказом ФСФР России от ДД.ММ.ГГГГ N 06- 69/пз-н, территориальным органом ФСФР России является региональное отделение ФСФР России (РО ФСФР России), действующее на территории нескольких субъектов Российской Федерации. При этом к компетенции РО ФСФР России, в соответствии с п. 2.1.1 Типового положения, относится контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также решений ФСФР России и территориального органа в том числе: управляющими компаниями акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; специализированными депозитариями акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Утверждения Банка России о том, что аннулированием лицензии НПФ «Промрегион» права [СКРЫТО] Н.А не затрагиваются, заявитель вправе требовать выкупную сумму либо перевести накопленные средства в другой фонд, несостоятельны.

Заявитель вправе потребовать выкупную сумму либо перевести накопленные средства в другой фонд, лишь в отношении средств по личному договору. При этом указанное правило не распространяется на ту часть его негосударственной пенсии, которую он получает в рамках пенсионного договора между ОАО "Каустик" и НПФ "Промрегион", т.е. сумма выплаты будет меньше той, которую он вправе получать как участник НПФ «Промрегион».

На основании установленных фактов, изученных документов, суд приходит к выводу об отсутствии у ФСФР исчерпывающих оснований для аннулирования лицензии НПФ «Промрегион», выявленные нарушения не нашли своего подтверждения в судебном заседании, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия обжалуемого Приказа. Вынесение данного Приказа нарушает права и законные интересы [СКРЫТО] Н.А, как участника НПФ «Промрегион»

Статьей 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.

Реализуя свое право на выбор способа защиты, [СКРЫТО] Н.А обратился с данным заявлением в суд.

Доводы представителя Банка России о том, что права [СКРЫТО] Н.А обжалуемым Приказом не нарушены, ничем не подтверждены.

Действующее законодательство предусматривает возможность судебной защиты пенсионных и иных социальных прав граждан, чем закрепляет гарантии их реализации, Государственной целью организации негосударственного пенсионного обеспечения является улучшение материального положения российских пенсионеров, путем выплат им дополнительных негосударственных пенсий. Кроме того, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, что свидетельствует о значимости дел, связанных с пенсионными и другими социальными правами граждан.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ, ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на государственные органы, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений).

Как следует из материалов дела, ни один из доводов заявителя, приведенных в заявлении об обжаловании Приказа ФСФР об аннулировании лицензии НПФ «Промрегион» не опровергнут, не представлено доказательств, подтверждающих законность вынесенного Приказа.

Согласно абз. 6 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Учитывая, что Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от ДД.ММ.ГГГГ /пз-и об аннулировании лицензии Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, нарушает права и законные интересы [СКРЫТО] Н.А, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 19, 39, 45 Конституции РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.12 ГК РФ, ст.ст. 194-199, 249, 254, 255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление [СКРЫТО] Н.А о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения (приказа) органа государственной власти – удовлетворить.

Признать незаконным Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от ДД.ММ.ГГГГ /пз-и об аннулировании лицензии Негосударственного пенсионного фонда «Промрегион» на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца.

Судья: подпись Зиннатуллина Г.Р.

Копия верна: судья: Зиннатуллина Г.Р.

секретарь: ФИО11

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан на 13.09.2013:
Дело № 9-541/2013 ~ М-6941/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 17.09.2013
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-5414/2013 ~ М-4382/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 18.09.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-5530/2013 ~ М-4497/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 29.10.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-429/2013 ~ М-6794/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 18.09.2013
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-5477/2013 ~ М-4444/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 08.11.2013
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-6020/2013 ~ М-5045/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 25.10.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-137/2014 (2-6012/2013;) ~ М-5037/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 14.03.2014
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-19/2014-Р (2-961/2013;) ~ М-1097/2013-Р, первая инстанция
  • Дата решения: 25.04.2014
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6019/2013 ~ М-5044/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 10.12.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-6031/2013 ~ М-5056/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 08.11.2013
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № а-206/2013, апелляция
  • Дата решения: 08.10.2013
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зиннатуллина Гузель Расуловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № а-206/2013, апелляция
  • Дата решения: 08.10.2013
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Зиннатуллина Гузель Расуловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-16/2014-Р (1-201/2013;), первая инстанция
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Басыров Руслан Радикович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 1-697/2013, первая инстанция
  • Дата решения: 16.10.2013
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Иванов Андрей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-16/2014-Р (1-201/2013;), первая инстанция
  • Дата решения: 24.03.2014
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Басыров Руслан Радикович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/6-3/2014 (4/6-37/2013;), первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-349/2013, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Иванов Андрей Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-348/2013, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гайнетдинова Альбина Магруфовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-347/2013, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гайнетдинова Альбина Магруфовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/6-36/2013, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/16-496/2013, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-641/2013, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-647/2013, первая инстанция
  • Решение: Оставлено без рассмотрения
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-646/2013, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-645/2013, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стародубова Людмила Леонидовна
  • Судебное решение: НЕТ