Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 14.11.2019 |
Дата решения | 06.02.2020 |
Категория дела | решений органов власти об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» |
Судья | Айдаров Ринат Тахирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 290d6490-51cd-3b0b-a28e-d1b4dc677ec1 |
№ 2-447/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Стерлитамак 06 февраля 2020 года
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Айдарова Р.Т.,
при секретаре Давлетшиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Р.У., действующей за себя и несовершеннолетних детей [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] Э.И., [СКРЫТО] А.И., [СКРЫТО] И.Р. к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о восстановлении в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»,
,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.У., действующая за себя и несовершеннолетних детей [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] Э.И., [СКРЫТО] А.И., [СКРЫТО] И.Р. обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
В обоснование заявленных требований указали, что постановлением администрации городского округа <адрес> №от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления супруга истца, комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность земельных участков было принято решение о постановке истца на учёт в качестве претендующего на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и о принятом решении сделана запись в книге учёта граждан, имеющих ребенка – инвалида, претендующих на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства за №-и, что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен земельный участок.
В сентябре 2019 года истцами получено письмо Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об исключении из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основании постановления администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ими ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес> (получение земельного участка по категории «семьи, имеющие детей-инвалидов»), что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
С указанным постановлением ответчика об исключении из числа участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей истцы не согласны, поскольку полагают, что предоставлением им земельного участка по программе «семьи, имеющие детей-инвалидов», не могут являться основанием для снятия их с учета по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.
С учетом уточнения требований, просят признать незаконным п. 1.24 постановления администрации городского округа г. Стерлитамак №1915 от 11 сентября 2019 года в части исключения [СКРЫТО] Р.У. с составом семьи 4 человека из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать ответчика восстановить в составе участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по первоначальной дате подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Истцы на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истцов по доверенности Губайдуллин М.Ф. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Воронина Е.В. в судебном заседании иск не признала, в удовлетворении просит отказать, по доводам, изложенным в возражениях.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, и неявившихся на судебное заседание.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи); их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Согласно Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Из Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, которые предусмотрены настоящими Правилами, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2016 года N 73 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" утвержден порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в адрес.
Порядок регламентирует предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата) участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (с последующими изменениями).
Раздел Программы "Участники реализации программы" закрепляет, что право на участие в Программе имеют молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям: молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Правилами предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
Судом установлено, что постановлением администрации городского округа <адрес> №от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления супруга истца, комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность земельных участков было принято решение о постановке истца на учёт в качестве претендующего на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и о принятом решении сделана запись в книге учёта граждан, имеющих ребенка – инвалида, претендующих на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства за №-и, что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановления Администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ истца предоставлен земельный участок.
В сентябре 2019 года истцами получено письмо Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об исключении из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основании постановления администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ими ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес> (получение земельного участка по категории «семьи, имеющие детей-инвалидов»), что подтверждается письмом ответчика №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд исходит из того, что основания для постановки на учет по государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является наличие одного или более детей, вместе с тем основания для постановки на учет является наличие ребенка-инвалида.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что получение однократного бесплатного земельного участка в собственность, не свидетельствует об улучшении жилищных условий истцов, поскольку ответчиков допустимых, относимых и достоверных доказательств, подтверждающих возведение на земельном участке жилого дома, регистрация на него права собственности, не представлено.
Также суд полагает, что реализация законного права истцов в рамках республиканской программы, не лишает их возможности реализации своего права на участие в федеральной программе.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление молодой семье истцов по категории граждан «Семьи, имеющие детей-инвалидов» бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует рассматривать как меру государственной поддержки, направленную на улучшение жилищных условий, основано на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования [СКРЫТО] Р.У., действующей за себя и несовершеннолетних детей [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] Э.И., [СКРЫТО] А.И., [СКРЫТО] И.Р. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования [СКРЫТО] Р.У., действующей за себя и несовершеннолетних детей [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] Э.И., [СКРЫТО] А.И., [СКРЫТО] И.Р. к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о восстановлении в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» удовлетворить.
Признать незаконным п. 1.24 постановления Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО9 с составом семьи 4 человека из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан восстановить [СКРЫТО] Р.У., действующую за себя и несовершеннолетних детей [СКРЫТО] И.И., [СКРЫТО] Э.И., [СКРЫТО] А.И., [СКРЫТО] И.Р. в составе участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по первоначальной дате подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья Р.Т. Айдаров