Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 06.03.2015 |
Дата решения | 02.07.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 6358b765-523c-3b45-b718-65345892be91 |
Дело № 2-3447/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шагиевой З.Х., с участием представителя истца по доверенности Королевой С.И., при секретаре Ишмуратове А.Г., рассмотрев материалы гражданского дела по иску [СКРЫТО] Н.З. к ООО «<данные изъяты>» о признании <данные изъяты> водительского класса по полиса ОСАГО, признании действия страховщика нарушающими права потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Представитель [СКРЫТО] Н.З. по доверенности Королева С.И. обратилась с иском к ООО «<данные изъяты>», в котором просит признать незаконными и ущемляющими права потребителя действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в применении значения КБМ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> водительского класса страхователя [СКРЫТО] Н.З. при расчете страховой премии по договору ОСАГО по полису серии №, признать за [СКРЫТО] Н.З. «<данные изъяты>» водительский класс по полису ОСАГО серии № на начало годового срока страхования и обязать ООО «<данные изъяты>» внести в автоматизированную систему страхования РСА сведения о наличии у [СКРЫТО] Н.З. «<данные изъяты>» водительского класса по полису ОСАГО серии № на начало годового срока страхования, взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу [СКРЫТО] Н.З. сумму в размере <данные изъяты> в качестве переплаченной части страховой премии, <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда, штраф, <данные изъяты> руб. в качестве возмещения судебных издержек.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ. с [СКРЫТО] Н.З. был заключен договор ОСАГО серии № в ООО «<данные изъяты>», размер страховой премии составил <данные изъяты> На момент страхования полис ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ. серии № прекратил свое действие, но он не был принят во внимание страховщиком для определения значения КБМ. Истец полагает, что на начало годового срока страхования по полису серии № его водительский класс принял значение «<данные изъяты>», соответственно, КБМ составил «<данные изъяты>», что не учтено при расчете страховой премии, который должен был составить <данные изъяты> разница между уплаченной и подлежащей уплате страховой премии должна была, по мнению истца, составить <данные изъяты>
Истец [СКРЫТО] Н.З. на судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, заявлением просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Королева С.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков ООО «<данные изъяты>» на судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, что подтверждается сведениями с сайта Почта России, какие-либо ходатайства от них на судебное заседание не поступали.
Суд, заслушав представителя истца, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования [СКРЫТО] Н.З. удовлетворить частично по следующим основаниям.
Часть 5 ст.4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что «если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу соответствующую этим требованиям».
В соответствии с ч.1 ст.422 ГК РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договоров ОСАГО серии № от ДД.ММ.ГГГГ. регулировались Федеральным законом от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от 04.11.2014), Страховыми тарифами ОСАГО (утв. Указанием Банка России от 19.09.2014г. № 3384-У), Правилами ОСАГО (утв. Положением Банка России 19.09.2014г. № 451-П).
Согласно определению, приведенному в статье 1 в единстве с п.2 ст.15 Закона Об ОСАГО, договор ОСАГО является публичным договором, который заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Согласно п.1 ст.8 Закона Об ОСАГО (в редакции ред. от 04.11.2014г.) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19.09.2014г. № 451-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
В силу п.6 ст.9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Согласно пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Данным приложением установлено 15 страховых классов, которые устанавливаются и присваиваются на начало и конец годового срока страхования, зависят от произошедших страховых случаев в предшествующие периоды страхования, исчисляются согласно приведенной таблицы с «М», «0», «1», «2»…до «13» и имеют соответствующее значение КБМ (коэффициент «бонус-малус»). Также предусмотрено, что коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (п.1 примечаний); для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (п.2 примечаний); сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204 ("Вестник Банка России" от 8 октября 2014 года N 93) (далее - сведения) (п.3 примечаний); по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (п.4 примечаний); по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (п.5 примечаний); при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (п.6 примечаний); для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п.7 примечаний); если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (п.8 примечаний); в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (п.9 примечаний); для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п.10 примечаний).
В целях применения коэффициента «бонус-малус» (далее – КБМ) в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), формирование данных которой началось с 2011 года с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 236 от 07.05.2003 г.
Согласно п.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п. 10.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ).
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что в отношении гражданской ответственности [СКРЫТО] Н.З. был заключен договор ОСАГО серии № от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в страховой компании ООО «<данные изъяты>», по которому истцу был присвоены «<данные изъяты>» водительский класс (КБМ=<данные изъяты>), что подтверждается сведениями из АИС РСА.
Согласно Страховых тарифов ОСАГО класс определяется и присваивается при заключении договора ОСАГО в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством по договору ОСАГО на начало годового срока страхования в соответствии с таблицей водительских классов, приведенной в Страховых тарифах ОСАГО.
При совместном толковании п.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО с п.п.3,5 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО класс «<данные изъяты>» присваивается водителю при отсутствии сведений о страховании водителя в АИС РСА.
Однако, по сведениям Российского Союза Автостраховщиков в АИС РСА содержатся данные о страховании указанных водителей по ОСАГО, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом сведений о произведенных страховых выплатах по вине данных водителей в АИС РСА отсутствуют.
Судом установлено, что предшествующим договором ОСАГО по отношению к договору ОСАГО серии № является договор ОСАГО № со сроком действия ДД.ММ.ГГГГ., заключенный в страховой компании ОАО СК «<данные изъяты>», по которому при страховании водителю [СКРЫТО] Н.З. был присвоен «<данные изъяты>» водительский класс (КБМ=<данные изъяты>).
Факт безубыточного прекращения действия договора ОСАГО серии № в ДД.ММ.ГГГГ. предоставляет право [СКРЫТО] Н.З. на присвоение ему «<данные изъяты>» водительского класса при страховании по спорному договору ОСАГО серии № и применение КБМ=<данные изъяты> при расчете страховой премии.
Таким образом, присвоение [СКРЫТО] Н.З. начального «<данные изъяты>» водительского класса при заключении договора ОСАГО серии № является необоснованным.
Фактическое наличие сведений о страховании [СКРЫТО] Н.З. непосредственно в страховой компании, а также в АИС РСА, исключает возможность присвоения начального водительского класса «<данные изъяты>» при заключении договора ОСАГО №, поскольку истец в момент присвоения водительского класса не обладал статусом лица, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании в АИС РСА, в связи с чем, суд приходит к выводу, что присвоение начального «<данные изъяты>» водительского класса при заключении договора ОСАГО серии № явилось следствием ненадлежащего исполнения страховщиком в момент заключения договора ОСАГО требований п.10.1 ст.15 Закона Об ОСАГО, которыми запрещено заключать договор ОСАГО без внесения страховщиком сведений о заключенном договоре в АИС РСА и одновременной проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся информации в АИС РСА.
Из толкования пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739, следует, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя и/или лица допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При описанных обстоятельствах с учетом отсутствия доказательств обоснованности повышения стоимости страховых услуг для [СКРЫТО] Н.З. и понижения его водительского класса суд не находит правовых оснований для сохранения за ним по договору ОСАГО серии № присвоенного при страховании «<данные изъяты>» водительского класса, в связи с чем требование истца о признании незаконным и ущемляющим его права действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в необоснованном занижении водительского класса при заключении договора ОСАГО серии №, а также о восстановлении нарушенных прав путем признания по договору ОСАГО серии № за ним права на «<данные изъяты>» водительский класс подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, истец направил страховщику претензию от ДД.ММ.ГГГГ., в которой просил произвести проверку правильности применения КБМ по договору ОСАГО № и вернуть переплаченную сумму денежных средств, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
В связи с тем, что в АИС РСА на момент рассмотрения дела по договору ОСАГО серии № за [СКРЫТО] Н.З. числится «<данные изъяты>» водительский класс, требование истца об обязании ООО «<данные изъяты>» внести сведения о страховании по договору ОСАГО № в АИС РСА на начало годового срока с указанием соответствующего «<данные изъяты>» водительского класса также подлежит удовлетворению.
В связи с восстановлением водительского класса по договору ОСАГО №, уплаченная страховая премия подлежит корректировке в сторону уменьшения с применением коэффициента КБМ=<данные изъяты>, что соответствует водительскому классу «<данные изъяты>».
Переплаченная часть страховой премии по полису ОСАГО серии № составляет сумму в размере <данные изъяты>, которая подлежит взысканию с ООО «<данные изъяты>» в пользу [СКРЫТО] Н.З.
Расчет переплаченной части страховой премии, предложенный истцом, судом проверен и ответчиком не оспорен, каких-либо возражений относительно требований в данной части в суд не поступало от ответчика.
Суд также считает возможным взыскать в пользу истца с ООО «<данные изъяты>» с учетом разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела <данные изъяты>. в качестве компенсации морального на основании ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» с учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предписывающей при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда учитывать, что достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Сумма штрафа по настоящему иску подлежит взысканию в пользу [СКРЫТО] Н.З. с ООО <данные изъяты><данные изъяты>» в размере <данные изъяты>
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Руководствуясь критерием разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу [СКРЫТО] Н.З. <данные изъяты> руб. в качестве возмещения понесенных по делу судебных расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета ГО г.Стерлитамак, от уплаты которой истец был освобожден при предъявлении иска в суд, в сумме <данные изъяты> руб. – за требование неимущественного характера, <данные изъяты> рублей – за требование имущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 100,103, 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковое заявление [СКРЫТО] Н.З. к ООО «<данные изъяты>» о признании <данные изъяты> водительского класса по полиса ОСАГО, признании действия страховщика нарушающими права потребителя – удовлетворить частично.
Признать незаконными и ущемляющими права потребителя действия ООО «<данные изъяты>», выразившиеся в применении значения КБМ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> водительского класса страхователя [СКРЫТО] Н.З. при расчете страховой премии по договору ОСАГО по полису серии №.
Признать за [СКРЫТО] Н.З. «<данные изъяты>» водительский класс по полису ОСАГО серии № на начало годового срока страхования.
Обязать ООО «<данные изъяты>» внести в автоматизированную систему страхования РСА сведения о наличии у [СКРЫТО] Н.З. «<данные изъяты>» водительского класса по полису ОСАГО серии № на начало годового срока страхования.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу [СКРЫТО] Н.З. <данные изъяты>. в качестве переплаченной части страховой премии, <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда, штраф в размере <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда через Стерлитамакский городской суд РБ.
Судья: З.Х. Шагиева