Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.10.2017 |
Дата решения | 30.10.2017 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Рахматуллина З.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 98d31d45-b424-3d60-9b75-1229d654c119 |
Дело № 2а-2217/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2017 года г.Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахматуллиной З.М.,
с участием административного истца [СКРЫТО] З.М. и ее представителя Хафизовой К.Г.,
представителя административного ответчика Гареева А.А.,
при секретаре Саитовой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] З.М. к администрации городского округа г.Нефтекамск об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] З.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа г.Нефтекамск об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома. В обоснование иска указывает, что обратилась в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> и принадлежащем истице на праве собственности. Земля была приобретена истицей за плату по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № у Администрации городского округа г.Нефтекамск на основании постановления главы администрации г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, указанный земельный участок был исключен из землепользования СТ "Арлан". Сооружения, имеющиеся на данном участке, были приобретены по договору купли-продажи за <данные изъяты> у гражданки А.Т. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному свидетельству объект права - земля населенных пунктов, разрешенное использование - сблокированные жилые дома на одну семью. Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск земельному участке с кадастровым номером №, расположенному в городском округе г.Нефтекамск, был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Согласно выписке из градостроительного регламента от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - сблокированные жилые дома, участок относится к территориальной зоне "Ж-6.1". На указанном земельном участке, принадлежащем истице на праве собственности, истица с мужем построили жилой дом, получили кадастровый и технический паспорта. Жилому дому был присвоен кадастровый №. Технический паспорт на жилой дом был получен ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанных документов истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации для регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Истцу было отказано в регистрации права собственности в связи с отсутствием у истца разрешения на строительство жилого дома. В 2014 году дважды и в 2017 году дважды истица письменно обращалась в администрацию города с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче разрешения с мотивировкой, что не требуется разрешение на строительство на земельном участке, предоставленном для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче разрешения по мотиву того, что сблокированные жилые дома должны состоять в количестве от двух до десяти блоков, каждый из которых должен быть предназначен для проживания одной семьи. Отказ от ДД.ММ.ГГГГ был мотивирован тем, что земельный участок согласно карте градостроительного зонирования находится в двух территориальных зонах: Ж-6 - зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами и Р-1.1 - зона зеленых насаждений. Соответственно, земля должна отвечать требованию принадлежности к одной территориальной зоне. Отказ мотивирован со ссылкой на ст. 30 ч. 4 Градостроительного кодекса РФ. Отказ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был мотивирован тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № зарегистрирован жилой дом, год завершения строительства - 2014 год. Истец считает, что отказы являются незаконными и ограничивают права истца, как собственника земельного участка. Земельный участок расположен на землях населенного пункта г.Нефтекамск. Согласно выписке из градостроительного регламента от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № - сблокированные жилые дома на одну семью, площадь <данные изъяты> кв.м. Решение Совета городского округа <адрес>, принятое ДД.ММ.ГГГГ, изменившее вид разрешенного использования данного земельного участка на многоквартирные секционные жилые дома, грубо нарушает права истицы. Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, так как данный отказ препятствует осуществлению истицей своих прав, как владельца земельного участка. Просит обязать Администрацию городского округа г.Нефтекамск выдать истице разрешение на строительство сблокированного жилого дома по вышеуказанному адресу.
В дальнейшем истица уточнила свои требования. Просит отказ администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ исх. № признать незаконным и обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] З.М. и ее представитель Хафизова К.Г., допущенная к участию в деле по ходатайству истца, заявленные требования поддержали. Суду пояснили, что просят признать незаконными отказы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика - Администрации городского округа г.Нефтекамск Гареев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что по требованиям истца о признании незаконными отказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истекли сроки исковой давности, просит суд применить последствия истечения срока исковой давности. В удовлетворении требования о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ просит отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства городского округа г.Нефтекамск на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещен.
Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] З.М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № приобрела земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования «для садоводства», находящийся по адресу: <адрес>
Судом установлено, что после регистрации права собственности на земельный участок истица изменила в установленном законом порядке вид разрешенного использования земельного участка с «для садоводства» на «сблокированные жилые дома на одну семью», а также обратилась в администрацию с заявлением о присвоении адреса земельному участку. Спорному участку был присвоен адрес <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке. Администрацией городского округа г.Нефтекамск в ходе рассмотрения заявления истицы было установлено, что на спорном земельном участке самовольно, без разрешения на строительство, в 2014 году был возведен одноэтажный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ го да).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из вышеприведенной нормы, разрешение на строительство выдается исключительно на планируемый объект капитального строительства. Законодательством не предусмотрено случаев выдачи разрешения на строительство на самовольно построенный объект капитального строительства.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Приказ Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (с изменениями и дополнениями от 30.09.2015 г.).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Правила включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ)
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью
земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ),
При этом каждая территориальная зона обладает территориальными характеристиками, определяющими виды разрешенного использования входящих в ее состав земельных участков.
Правилами землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск, утвержденными решением Совета городского округа город Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила) определены территориальные зоны городского округа.
Спорный земельный участок в соответствии с Правилами расположен в территориальной зоне Ж-6.1 (зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Решением Совета от 26 апреля 2016 года № 3-46/02 внесены изменения в решение Совета от 25.07.2013 года № 3-15/06 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан», которыми приведены в соответствие Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540, виды разрешенного использования земельных участков, а также приведена в соответствие Генеральному плану городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан карта градостроительного зонирования в части изменения границ территориальных зон.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке.
Однако, территориальная зона Ж-6.1 не содержит вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство», спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «сблокированные жилые дома на одну семью». До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в Правила территориальная зона Ж-6.1 содержала вид разрешенного использования «сблокированные жилые дома на одну семью», который в последующем был исключен из зоны Ж-6.1.
Градостроительное законодательство различает понятия «индивидуальный жилой дом» и «блокированный жилой дом». Так, Градостроительный кодек РФ (далее по тексту - ГрК РФ) и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дают следующие определения вышеуказанным понятиям:
- индивидуальный жилой дом - дом, пригодный для постоянного
проживания, высотой не выше трех надземных этажей (код разрешенного
использования земельного участка согласно Классификатору - 2.1);
- блокированный жилой дом - дом, не предназначенный для раздела на
квартиры, имеющий одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами
(количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов
не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи,
имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними
блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на
территорию общего пользования) (код разрешенного использования земельного
участка согласно Классификатору - 2.3).
Индивидуальное жилищное строительство и блокированная жилая застройка являются двумя самостоятельными видами разрешенного использования земельного участка, которые законодательство не отождествляет между собой.
При таких обстоятельствах следует признать, что истица обратилась в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства с запрещенным видом использования земельного участка, что противоречит одному из основных принципов земельного законодательства - принципу использования земельного участка по целевому назначению.
Строительство блокированного жилого дома не названо в числе исключений и случаев, когда разрешение не требуется, перечисленных в ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, на данные дома не распространяется действие упрощенного порядка регистрации права собственности, который позволяет застройщику не оформлять разрешения на строительство и ввод объекта индивидуального жилищного строительства. Таким образом, гражданин должен получить разрешение на строительство блокированного жилого дома.
Судом установлено, что для предоставления разрешения на строительство необходимо наличие документов, предусмотренных частью 9 статьи 51 ГрК РФ, одним из которых является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня подачи заявления на выдачу разрешения на строительство, выдаваемый в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Градостроительный план земельного участка - документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка применительно к конкретной территориальной зоне. Градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен данный участок.
В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Законодательством не предусмотрено предоставление более одного градостроительного плана земельного участка на земельный участок или градостроительного плана земельного участка, содержащего характеристики одновременно нескольких территориальных зон.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка на спорный земельный участок.
Администрация городского округа г.Нефтекамск письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку спорный участок находится в двух территориальных зонах: Ж-6.1 (зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания) и Р-1.1 (зона зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха (парки, скверы), а также указала на необходимость приведения земельного участка в соответствие с действующим законодательством.
Вышеуказанный отказ административный истец не оспорил в установленном законом порядке.
Представителем ответчика заявлено требование о применении последствий истечения срока исковой давности по полученным истицей отказам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку истица обратилась в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, суд применяет последствия истечения срока исковой давности по полученным истицей отказам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании установлено, что истица обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже построенного жилого дома, и ее заявление не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как отсутствуют документы, необходимые для выдачи такого разрешения. Кроме того, заявление подано на выдачу разрешения на строительство объекта с запрещенным видом использования в нарушение принципа целевого использования земельного участка. Спорный земельный участок также не соответствует градостроительному регламенту, нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку расположен в нескольких территориальных зонах, что запрещено градостроительным законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого отказа администрации городского округа г.Нефтекамск незаконным не имеется. Требования истицы о возложении на Администрацию городского округа г.Нефтекамск обязанности выдать истице разрешение на строительство сблокированного жилого дома также не могут быть удовлетворены, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] З.М. к администрации городского округа г.Нефтекамск о признании незаконными отказов администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на администрацию городского округа г.Нефтекамск обязанности выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 02.11.2017 года в 17:30 часов.
Судья З.М. Рахматуллина