Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.08.2019 |
Дата решения | 05.09.2019 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных... -> о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Гареева Л.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 78368d26-ada3-3c4d-9775-e1cc284f6090 |
№2а-8853/2019
03RS0007-01-2019-009467-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года г.Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Гареевой Л.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Стерлитамакского транспортного [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по Республике Башкортостан о признании информации, размещенной на сайте https://ufa.diplomnvruki.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку доступ к этой информации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административный истец направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по РБ возражения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
По результатам проведенной проверки установлено при использовании доступа к сети Интернет на странице по адресу: https://ufa.diplomnvruki.com, размещена информация для неопределенного круга лиц, о продаже дипломов различных образцов об образовании (в том числе дипломы капитана водного судна, дипломы профессиональной переподготовки в области таможенного дела), аттестатов, что противоречит действующему федеральному законодательству.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей страниц доступ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационнотелекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом в п. 16 указанной статьи отмечено, что за выдачу документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, в том числе дипломов об образовании.
За использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Данные преступления посягают на порядок управления, нарушают действующее законодательство, регламентирующее выпуск, приобретение и оборот документов об образовании.
Таким образом, незаконное изготовление и сбыт официальных документов является уголовно наказуемым деянием.
Наряду с тем, размещенная информация о продаже дипломов, аттестатов об образовании побуждает неограниченный круг лиц к совершению противоправных деяний и оказывает негативное влияние на правосознание.
Трудоустройство граждан на основании предъявления поддельного
(подложного) документа об образовании, не прошедших соответствующее обучение, особенно в сферах, связанных с риском причинения вреда жизни, здоровью и имущества граждан, а также ущерба государству, может повлечь негативные социальные и экономические последствия.
На территории Стерлитамакского транспортного региона имеется большое количество предприятий железнодорожного транспорта и не исключено трудоустройство граждан на указанные предприятия с использованием поддельных (подложных) документов об образовании. Учитывая, что работа на указанных предприятиях транспорта требует наличия специальных познаний и профессиональных навыков, факт трудоустройства по поддельным (подложным) документам об образовании, фактически не прошедших обучение, представляет опасность для неограниченного круга лиц, как работников транспорта, так и граждан, пользующихся услугами транспорта.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая изложенное, предоставление возможности доступа в сети «Интернет» к информации, за которую установлена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
По состоянию на 17.07.2019 информация о продаже дипломов различных образцов об образовании, аттестатов, размещена на интернет - сайте:
- https://ufa.diplomnvruki.com/ и в Единый реестр не внесена ввиду отсутствия решения уполномоченного органа - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действии, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного производства РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Указанное административное исковое заявление подано [СКРЫТО] в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с целью включения в реестр сведении, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации как к незаконной.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 5.1.7 Положения Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ).
Обращаясь с данным заявлением, [СКРЫТО] выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя и предупреждения совершения правонарушений.
В связи с тем, что распространение в сети «Интернет» информации, распространение которой запрещено, оказывает существенное влияние на защиту нравственности, а также прав и законных интересов граждан, решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Стерлитамакского транспортного [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещённую на сайте https://ufa.diplomnvruki.com/ запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Управление Роскомнадзора по Республике Башкортостан внести информацию, размещённую в сети Интернет по электронному адресу: https://ufa.diplomnvruki.com/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в срок, не превышающий 15 дней со дня получения копии решения.
Судья Л.Ф. Гареева