Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 23.11.2016 |
Дата решения | 25.01.2017 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Симонова О.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 5332665e-179f-3d80-babd-59781681e4e5 |
Дело № 2а-693/2017
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2017 года г. Уфа
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостанв составе: председательствующего судьи Симоновой О.С.,
при секретаре Ахметшиной А.Р.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] С.Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы ... по Республике Башкортостан (далее - МИФНС ... по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] ФИО4 о взыскании задолженности по транспортному налогу. Просит суд восстановить срок на взыскание недоимки по транспортному налогу и начисленных пеней по транспортному налогу, в порядке административного искового заявления, взыскать с [СКРЫТО] ФИО5 недоимку по транспортному налогу в размере ... руб., сумму начисленных пеней по транспортному налогу в размере ... руб., всего общую сумму задолженности ... руб. В обоснование требований указывая, что административный ответчик является владельцем транспортного средства: ... рег. № ... своевременно не оплатил недоимку по транспортному налогу в размере ... руб., в связи с чем, ему были начислены пени по транспортному налогу на сумму ... руб. Административный истец известил ответчика о сумме и сроках уплаты налога направив налоговое уведомление, затем требование об уплате налога, однако административный ответчик требование об уплате налога не исполнил. В связи со сбоем в электронной базе данных МИФНС ... по РБ пропустила срок на взыскание задолженности по транспортному налогу и пени с [СКРЫТО] ФИО6
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС ... по РБ не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, о чем указано в административном исковом заявлении.
Административный ответчик [СКРЫТО] ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв в котором просит в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском срока исковой давности и своевременной оплатой налога с его стороны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся, надлежаще извещенных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации.
Изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных административных исковых требований и представленных доказательств суд приходит к следующему.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российского Федерации, статьи 3, 32 Налогового кодекса Российского Федерации).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортногоналога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
На основании п. 2 ст. 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. № 365-з «О транспортномналоге».
Согласно ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортногоналога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. № 365-з «О транспортномналоге» налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что [СКРЫТО] ФИО8 является владельцем транспортного средства - ... рег. № ... и налогоплательщиком транспортного налога, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ... по РБ, в связи с чем, на него возложена обязанность по уплате транспортного налога.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8).
В соответствии п. l ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан уплатить пени.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.
Согласно ч.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В материалах дела имеются требования адресованные [СКРЫТО] ФИО9 ... по состоянию на < дата >, которое должно было быть исполнено в срок до < дата >, требование ... по состоянию < дата >, которое должно было быть исполнено в срок до < дата >. Доказательства, подтверждающие направление указанных требований в адрес административного ответчика [СКРЫТО] ФИО10. административным истцом не представлены, в административном исковом заявлении истец указывает, что реестры отправки почты уничтожены, в связи с истечением срока хранения (номенклатурой дела ..., индекс дела ..., срок хранения 2 года, ст.75т.).
Поскольку сумма недоимки не превысила 3000 руб., следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, т.е. с < дата >. по < дата >., но это не сделал.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исследованные судом письменные доказательства административного истца не свидетельствуют о наличии уважительных причин, в связи с которыми судом может быть восстановлен срок обращения в суд с административным иском. При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе Межрайонной ИФНС России ... по Республике Башкортостан в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 138, 219, 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] ФИО11 о взыскании задолженности по транспортному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Советский районный суд г. Уфы.
Судья О.С. Симонова
Мотивированное решение составлено 27 января 2017г.
Судья О.С.Симонова