Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 14.10.2015 |
Дата решения | 12.11.2015 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Судья | Оленичева Е.А. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | cf934556-7cb1-361a-a463-e0623a679389 |
Дело № 2-5698/ 2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2015 г. г. Уфа
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Оленичевой Е.А.,
при секретаре Гусмановой Р.И.,
с участием представителя заявителя ... действующего по доверенности от < дата >,
представителя заместителя руководителя - ... К.Л.Т. - К.Р.В., действующего по доверенности от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... на постановление об отказе в удовлетворении жалобы
УСТАНОВИЛ:
... обратилось в суд с заявлением о признании постановления заместителя руководителя ... о признании действий должностного лица правомерными и об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности от < дата > незаконным с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, указав в обоснование жалобы, что < дата > заместителем руководителя ... - К.Л.Т. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы ... о признании незаконными действий начальника отдела - старшего судебного пристава ... Н.И.А. < дата > ... ... получено требование судебного пристава-исполнителя ... У.А.Р. о принятии в срок до < дата > от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество объект незавершенного строительства салон ... Действия судебного пристава ... нарушают нормы действующего законодательства. Начальником ... не осуществлен надлежащий контроль при выставлении данного требования, которое ... считает незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм права и нарушающим права и законные интересы ... по следующим обстоятельствам. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68, частью 1 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника является одной из мер принудительного исполнения, которое включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Статьей 87 названного закона предусмотрено, что реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. О передаче имущества должника на реализацию [СКРЫТО] [СКРЫТО] выносит постановление. Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет ... (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432). Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 года № 347 и приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 года № 149 утвержден Порядок взаимодействия ... по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Пунктом 2.1 названного порядка установлено, что ... (его территориальный орган) не позднее семи дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган .... Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества. Процедура приема-передачи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать соответствующие решения, применительно к месту подписания акта приема-передачи и возложению обязанности принять меры по доставке этого имущества к месту хранения в случае, если реализация имущества осуществляется без участия привлеченных на основании договора организации-хранителя и комиссионера, вышеуказанными нормативными актами не определена. Вместе с тем, по смыслу положений статей 64 и 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения требований исполнительных документов в отношении организации-должника, чем и обусловлено их совершение (применение) по ее юридическому адресу (месту нахождения имущества). В частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа [СКРЫТО] [СКРЫТО] вправе накладывать арест на имущество, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. В отношении ... - специально уполномоченного органа, осуществляющего функции по реализации арестованного имущества, совершаются не исполнительные действия, а реализуются полномочия судебного пристава-исполнителя в рамках взаимодействия двух структур в целях исполнения возложенных на них функций и задач. В соответствии с Положением о ..., утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432, ... является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество; обеспечивает перечисление в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Согласно ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на ... и ее территориальные органы возлагается принудительное исполнение судебных актов. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов .... В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п.2 ст.4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах». Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что при отсутствии правового регулирования отношений по взаимодействию ... и ... по вопросу определения места передачи имущества и доставки его к месту хранения, ответственным лицом в данном случае является территориальный орган ..., которое обязано решать вопросы, связанные с ходом исполнительного производства, и принимать меры к своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Кроме того, одним из принципов исполнительного производства согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ является принцип законности. Принцип законности предполагает, что принудительное исполнение судебных и приравненных к ним законом актов может осуществляться только в порядке, предписанном законом. Это означает, что в законе закреплены как виды исполнительных документов, по которым может проводиться принудительное взыскание, так и исчерпывающий перечень принудительных мер, которые могут применяться в ходе исполнительного производства. Субъекты исполнительного производства, в первую очередь судебные приставы-исполнители, не имеют права применять иные принудительные меры, не прописанные в законе, и исполнять исполнительные документы с нарушением условий их применения. Законом об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю не предоставлено право самостоятельно без согласования с ... определять место и время приема-передачи имущества на реализацию. Вместе тем, любому праву корреспондирует соответствующая обязанность. В данном случае праву судебного пристава-исполнителя самостоятельно, без согласования ..., определить место приема-передачи имущества на реализацию должна соответствовать обязанность ... исполнить требование судебного пристава - исполнителя о явке в определенное им время и место. Принимая во внимание, что действующим законодательством такая обязанность не установлена, требование судебного пристава-исполнителя о явке сотрудников ... < дата > для принятия арестованного имущества на реализацию нельзя признать законным. В уточнение к жалобе заявитель просит постановление заместителя руководителя ... признании действий должностного лица правомерными и об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности от < дата > признать незаконным.
Представитель заявителя ... - А.Р.Л. в судебном заседание доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе. Также просил восстановить срок на ее подачу, поскольку оспариваемое постановление заместителя руководителя ... - ... было получено ... только < дата >, что подтверждается входящим штампом на сопроводительном письме. Также суду пояснил, что иных доказательств получения копии оспариваемого постановления у них не имеется, так как почтовый конверт в котором было направлено указанное постановление был подшит к другим материалам.
Представитель заместителя руководителя - ... К.Л.Т. - К.Р.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил отказать в удовлетворении жалобы, применить последствия пропуска срока на обжалование ненормативного акта должностного лица государственного органа, поскольку согласно информации сайта Почта России, ... копия оспариваемого постановления была получена < дата >, в подтверждение чему представил реестр отправленных писем и сведения с сайта Почта России.
Судебный [СКРЫТО] ... У.А.Р. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени был извещен, что позволяет суду рассмотреть дело без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве», ... судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, желоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Судом установлено, что оспариваемое постановление заместителя руководителя ... К.Л.Т. от < дата > о признании действий должностного лица правомерными и отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности заявителем ... по почте < дата >, что подтверждается почтовым реестром отправленных ... писем от < дата >, почтовой квитанцией от < дата >, информацией сайта Почта России. К доводам представителя заявителя о получении оспариваемого постановления < дата > суд относится критически, поскольку входящий штамп на сопроводительном письме от < дата > не свидетельствует о фактическом поступлении данного документа к заявителю именно < дата >, поскольку поступивший документ мог быть зарегистрирован позднее даты его фактического поступления, иных достоверных доказательств, подтверждающих получение заявителем оспариваемого постановления < дата > суду не представлено.
В соответствии с п.1 ст.95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление (жалоба) об оспаривании вышеуказанного постановления направлена в суд < дата >, то есть по истечении срока на его обжалование. Уважительных причин пропуска срока на подачу жалобы (заявления) ... суду не представлено и в ходе судебного заседания не добыто.
При установлении факта пропуска без уважительной причины срока на обжалование, суд, исходя из положений п.5 ст.138, п.5 ст.180 и п.5 ст.219 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления ... Башкортостанследует отказать в связи с пропуском срока на обжалование вышеуказанного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 175, 179, 180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявителя ... Башкортостанотказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Советский районный суд г.Уфы.
Судья Е.А.Оленичева