Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 11.07.2019 |
Дата решения | 29.08.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Сунгатуллин Аллен Юрикович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 89a67871-0192-38c9-818d-9f0f45b34118 |
Дело № 2а- 4025/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.,
при секретаре Миграновой Р.К.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] Н.А. – Суханова С.В. по доверенности, представителя административного ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан – Тиняковой В.Н. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] Н.А. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации ГО город Уфа РБ, УЗИО администрации ГО города Уфы о признании незаконными действий,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Н.А. обратилась в суд с иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан о признании незаконными действий, в котором просит: Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить в Едином государственном реестре недвижимости аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1501 кв.м., вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>, кв-л.38, уч.70.
В обоснование требований указано о том, что [СКРЫТО] Н.А. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 02:№, площадью 1501 кв.м., вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, адрес: <адрес>, кв№, на основании Договора аренды № от 01.09.2016г.
Указанный договор аренды был заключен на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> РБ от 10.03.2016г. по делу №а-2075/2016 с 12.04.2016г. на неопределенный срок. На момент заключения договора сведения об участке были актуальными.
Поскольку договор аренды заключен на неопределенный срок, то государственной регистрации он не подлежит.
В дальнейшем выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером 02:№ был аннулирован и исключен из ГКН, поскольку являлся временным, а право на него в срок зарегистрировано не было.
Ссылается на то, что договор аренды является действующим и право аренды [СКРЫТО] Н.А. никем не оспорено и не прекращено, истцу необходимо восстановить земельный участок с кадастровым номером № на кадастровом учёте с прежними характеристиками для продолжения его использования в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе для постройки и регистрации жилого дома.
13.06.2019г. административный истец обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении сведений о земельном участке с кадастровым номером 02№ в ЕГРН.
На заявление был получен отказ №@ от 24.06.2019г., в котором указывается, что земельный участок был аннулирован и исключен из ГКН 02.12.2016г. в связи с истечением пяти лет со дня постановки на учет, и рекомендовано обратиться в суд с требованием о восстановлении сведений о земельном участке с ранее присвоенным кадастровым номером.
Считает, что отказ филиала в восстановлении сведений об участке нарушает права истца как его арендатора. Ссылается на то, что земельный участок огорожен, сведений о других участках, расположенных на этом месте, в ЕГРН не имеется, спора о праве нет, восстановление сведений о земельном участке не затрагивает прав и законных интересов третьих лиц.
Считает, что отказ филиала ФГБУ ФКП Росреестра по РБ нарушает права истца на использование принадлежащего ей земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования и фактически лишает её права аренды на земельный участок, признанного судом.
В связи с изложенным считает, что нарушенное право [СКРЫТО] Н.А. будет восстановлено в том случае, если филиал ФГБУ ФКП Росреестра по РБ в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановит аннулированные сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1501 кв.м., вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] Н.А. – Суханов С.В. поддержал иск в полном объеме, просил его удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан – Тинякова В.Н. просила отказать, представила возражение.
Административный истец, представители ответчиков Управления Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации ГО город Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО города Уфы, извещенные надлежащим образом о судебном заседании не явились. От представителя УЗИО администрации города Уфы поступило возражение. От Административного истца [СКРЫТО] Н.А. имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд согласно ст. 150 КАС РФ считает, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ- гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ- обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что согласно ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон о регистрации), государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. На территории Республики Башкортостан уполномоченным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.10.2016г. № П/0515 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в частности по загрузке содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером № на сегодняшний день имеет следующие характеристики: дата постановки на ГКУ - 25.10.2011г. статус - «аннулирован», дата снятия с учета - 02.12.2016г. адрес: <адрес> уточненная площадь -1501 кв.м.,
категория земель - земли населенных пунктов,
вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, права и обременения - сведения отсутствуют.
Учетные действия в отношении спорного земельного участка осуществлялись в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации.
До введения в действие Закона о регистрации государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. до 01.01.2017г. (далее — Закон о кадастре).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенного межевого плана от 30.09.2011г., подготовленного кадастровым инженером З P.M. (квалификационный аттестат №), путем образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ранее в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре (в ред. действ, до 01.01.2017г., внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № был аннулирован и исключен из государственного кадастра недвижимости 02.12.2016г. в связи с истечением пяти лет со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с ранее действовавшей ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
Действующим законодательством восстановление сведений о таких земельных участках в Едином государственном реестре недвижимости не предусмотрено, за исключением случая поступления соответствующего решения суда о восстановлении сведений о земельном участке с ранее присвоенным ему кадастровым номером (в том случае если будет доказано, что аннулирование сведений противоречило требованиям законодательства РФ).
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, сделаны выводы по подобной ситуации, а именно заключение не подлежащего государственной регистрации договора аренды земельного участка не может являться основанием как для изменения статуса, сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке с временного на учтенный, так и для продления срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений.
Часть 4 ст. 24 Закона о кадастре является императивной нормой и не содержит каких-либо оговорок или изъятий по отношению к аннулированию сведений о земельных участках, права на которые не подлежат государственной регистрации. Оснований для иного толкования указанной нормы не имеется.
Поскольку не представлены доказательства о государственной регистрации права или аренды в отношении спорного земельного участка, и в связи с истечением пятилетнего срока со дня постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, у органа кадастрового учета имелись все основания для принятия решения об аннулировании и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости, которые носили временный характер.
В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке. Одним из таких документов при осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков является межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015г. №.
Для постановки интересующего объекта недвижимости на государственный кадастровый учет необходимо выполнить кадастровые работы и подготовить межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015г. №.
С подготовленным по результатам кадастровых работ межевым планом вместе с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо обратиться в любой офис Многофункционального центра оказания государственных услуг.
Круг лиц имеющих право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав установлен ст. 15 Закона о регистрации.
В соответствии с ч.5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действующего как на тот момент, так и на сегодняшний день; требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 179, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Н.А. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации ГО город Уфа РБ, УЗИО администрации ГО города Уфы о признании незаконными действий – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Сунгатуллин А.Ю.
УИД 03RS0№-62