Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 12.09.2013 |
Дата решения | 25.10.2013 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 09075bfd-a2f2-3d20-90b0-f52d4145a7e7 |
дело №2-5600/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2013 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Ивченко Е.Ю.,
с участием представителя заявителя – Чанышева А.Ш., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Администрации ГО г. Уфа – Александровой О.П., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Е.А. о признании незаконным решение Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в проведении оценки пригодности жилого дома для проживания, возложении обязанности провести оценку,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] Е.А. в порядке главы 25 ГПК РФ обратилась в суд и просила признать решение Межведомственной комиссии городского округа город Уфа РБ об отказе в проведении оценки пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес> –неправомерным; обязать Межведомственную комиссию городского округа город Уфа РБ провести оценку пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес>; взыскать с Администрации городского округа город Уфа 200 рублей в счет компенсации расходов по оплате государственной пошлины и 1200 рублей в счет оплаты услуг нотариуса по выдаче доверенностей представителям.
Требования мотивированы тем, что заявитель с малолетним сыном ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы и проживали в частном доме общей площадью 25.8 кв.м. по адресу: <адрес>. Заявитель официально зарегистрирована как безработная и получает соответствующее пособие, семья истца является неполной и малообеспеченной. Распоряжением главы администрации Октябрьского района ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ семья признана малоимущей. Распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального займа. ДД.ММ.ГГГГ в результате короткого замыкания электрической проводки в доме произошел пожар, в результате которого в нем стало невозможно проживать. Согласно технического заключения по результатам визуально-инструментального обследования основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома по <адрес> площадь поврежденных пожаром поверхностей ограждающих деревянных конструкций жилого дома составляет более 80% от всей площади деревянных конструкций. Техническое состояние несущих и ограждающий деревянных конструкций жилого дома, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как аварийное. В результате анализа зафиксированных повреждений и деформации обследованных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, дальнейшее эксплуатация жилого дома является невозможным. Несущие и ограждающие конструкции деревянного жилого дома, пострадавшие в результате пожара подлежат полной их замене.
В результате пожара [СКРЫТО] Е.А. осталась без жилья. В настоящее время проживает у друзей и родственников. Она неоднократно обращалась с письменными заявлениями в Администрацию ГО г.Уфа о направлении межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания. Признание сгоревшего <адрес> непригодным для проживания необходимо для получения жилого помещения вне очереди. Из полученного ответа за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Межведомственная комиссия городского округа город Уфа РБ не находит оснований для рассмотрения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, т.к. принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, но никак не обязанностью. Данное решение нарушает право истца на получение жилого помещения вне очереди.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что несущие и ограждающие конструкции деревянного жилого дома повреждены более чем на 80 %.
Представитель Администрации ГО г. Уфа просила отказать в удовлетворении требований заявителя за необоснованностью, пояснив, что проведение оценки пригодности жилого дома для проживания это право, а не обязанность Межведомственной комиссии городского округа город Уфа РБ, поскольку дом находится в частной собственности, бремя содержания жилого дома несет собственник, то есть [СКРЫТО] Е.А.
Заявитель – [СКРЫТО] Е.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в соответствии со ст. ст. 48, 167, 257 ГПК РФ в отсутствие заявителя.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен в ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с положениями ст. 15 ЖК РФ: объектами жилищных прав являются жилые помещения, под которым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесен жилой дом, под которым признается индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Статья 19 ЖК РФ определяет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ как жилищный фонд РФ, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.
В соответствии с п. 17 ст. 12 и п. 8 ст. 13 ЖК РФ осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является компетенцией органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Согласно ст. 20 ЖК РФ независимо от формы собственности на жилые помещения (государственной, муниципальной, частной и т.д.) указанный контроль осуществляется государственными органами власти субъектов РФ, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2008 года № 329 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования на 2009 год» установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Кроме того, как следует из определения Конституционного суда РФ в Определении от 25.12. 2008 г. № 1014-0-0, норма пункта 8 Положения № 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, не предусматривает возможности произвольного принятия решения, а соответственно, не совершения необходимых действий.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Е.А. является собственником 1/3 доли в праве на объект индивидуального жилищного строительства общей площадью 25,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).
ДД.ММ.ГГГГ в частном доме по адресу: <адрес> произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28).
Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях произвести оценку ее дома на предмет его соответствия, предъявляемым к жилым помещениям и признания его непригодным для проживания (л.д.11-12).
Управление по обеспечению жизнедеятельности города за № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило [СКРЫТО] Е.А. о том, что Межведомственная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан не находит оснований для рассмотрения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, ссылаясь на то, что принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания является правом органа местного самоуправления, но никак не обязанностью (л.д.9-10).
Данный отказ является неправомерным по следующим основаниям.
Из пункта 2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 следует, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В пункте 8 названного Положения указано, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Постановлением Главы Администрации Городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия ГО г. Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждено Положение о данной комиссии.
В пункте 2.1.1 данного Положения указано, что задачами комиссии является подготовка предложений и заключений по оценке соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа город Уфа РБ требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Из выше сказанного следует, что к компетенции межведомственной комиссии относится решение вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения или аварийным жилого дома, находящихся в частной собственности, поэтому Межведомственная комиссия неправомерно отказала заявителю в рассмотрении ее заявления со ссылкой на то, что ее дом находится в частной собственности, а комиссия обладает полномочиями только по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в силу пункта 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В перечне решений, которые могут быть приняты межведомственной комиссией такое решение, как решение об отказе в рассмотрении заявления не предусмотрено.
Поскольку обязанность по проведению обследования жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания возложена на орган местного самоуправления - Администрацию ГО город Уфа, то сам по себе факт создания МВК не освобождает Администрацию ГО г. Уфа от обязанности контролировать рассмотрение заявления [СКРЫТО] Е.А., требования которой о признании решения МВК ГО г. Уфа об отказе в проведении оценки пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес> неправомерным и обязании произвести такую оценку являются обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования [СКРЫТО] Е.А. о признании незаконным решение Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в проведении оценки пригодности жилого дома для проживания, возложении обязанности провести оценку.
В силу ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу [СКРЫТО] Е.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Оснований для взыскания расходов по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенностей на представителей не имеется, поскольку доверенности выданы на различный круг полномочий, а не для ведения данного конкретного дела. Кроме того, данные расходы документально не подтверждены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление [СКРЫТО] Е.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения Межведомственной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в проведении оценки пригодности жилого дома для проживания, возложении обязанности провести оценку удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в проведении оценки пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес>.
Возложить обязанность на Межведомственную комиссию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести оценку пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес>.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу [СКРЫТО] Е.А. расходы по госпошлине в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы РБ.
Председательствующий Е.С. Шафикова